С 2018 года по указу Владимира Путина в стране объявлено «Десятилетие детства». Проблемы образования и воспитания ребёнка, как никогда раньше, выходят на первый план. Время ставит перед педагогами новые вызовы. Как их принять и вырастить достойное поколение?
Эти и многие другие вопросы Педагогическое общество России обсуждало на прошлой неделе в столице Верхневолжья. Здесь, в Тверском филиале Московского гуманитарно-экономического университета, прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Современный ребёнок в образовании: дошкольном, начальном, основном и дополнительном».
Прививка от агрессии
В Тверь приехали лучшие педагоги страны: из Москвы, Санкт-Петербурга, Орла и других городов. Они представляли все направления образования. С первых минут участники сошлись во мнении, что меняются мир, окружающая среда и сам ребёнок. А значит, методы воспитания, что были актуальны ещё десять лет назад, уже не подходят.
«Будущее маленького человека - в руках учителей. Однако, принимая первоклассников, мы не знаем, в каком обществе они будут жить, выпускаясь из школы. Педагоги должны не только учить ребёнка определённым навыкам и умениям, но и помогать ему раскрыться, - обратилась к участникам заместитель министра образования Тверской области Юлия Коваленко. - Государство уделяет этому большое внимание. Сегодня непрерывно обновляются образовательные стандарты, появляются новые направления, в стране объявлено «десятилетие детства».
Россия всегда славилась сильными педагогами, величайшими умами. Но педагогический процесс становится ещё сложнее, он более трудоёмок. Современные дети - крайне ранимые существа.
Сейчас ребёнка зачастую окружает агрессивная, неуправляемая среда. Дети попали в клещи, которые называются неизлечимой зависимостью от компьютера и интернета.
«На педагогах лежит ответственная задача - спасти ребёнка от самого чудовищного, от того, что его жизнь как гражданина страны, как творческой личности может не состояться. Развивать детей в этом направлении помогают государство, указы президента, но этого мало, - уверен председатель центрального совета Педагогического общества России Александр Бутузов. - Сейчас ребёнка зачастую окружает агрессивная, неуправляемая среда. Дети попали в клещи, которые называются неизлечимой зависимостью от компьютера и интернета. Остаётся на повестке дня проблема информационной безопасности детей, да и взрослых тоже. Ребёнку легко отбиться от рук, даже не выходя из дома. В их головы заносится компьютерная мерзость, спасти от которой порой очень тяжело. Взрослые и педагоги должны понимать, что ребёнок незаметно может оказаться в жестокой виртуальной среде. Нужно успеть протянуть руку помощи».
Остро стоит вопрос и духовно-нравственного развития личности. Считается, что главная задача профессионального образования - выпустить конкурентоспособного специалиста. Но куда важнее помочь ребёнку правильно развиваться. Безусловно, профессиональные умения и навыки необходимы, но юноши и девушки должны иметь высокие духовно-нравственные качества.
Найти ниточку интереса
Особое внимание участники уделили дошкольному образованию. Петербургский университет имени Герцена опросил более четырёх тысяч детей из разных городов страны в возрасте от 5,5 до 7,5 года. Выяснилось, что дошколята ценят мир взрослых, собственный мир и труд. Материальные вещи у малышей - на последнем месте. Они стремятся к самовыражению, но при этом не умеют брать на себя ответственность.
«Современный ребёнок - активный, с собственным мнением и широким кругозором. Порой дети уже знают темы, которые ему объясняют в детском саду. Но воспитатель не меняет занятия, потому что они запланированы в программе. Получается, ребёнок идёт вперёд, а образовательный процесс за ним еле движется. Но мы должны давать детям развитие! Нужно искать ту самую ниточку интереса, за которую ребёнка можно вести и развивать», - считает доцент кафедры дошкольной педагогики Российского педагогического университета им. Герцена Вера Деркунская.
Чтобы понять, какими должны быть дошкольные учреждения, специалисты из северной столицы спросили у ребят про их отношение к садикам. Большинство ответили, что любят ходить в сад. Однако добавили, что им не нравится ограниченное пространство. Около 9% детей ответили, что не любят, когда их наказывают или дают делать то, что не нравится или не получается. Эти исследования - повод задуматься воспитателям: чем наполнить учебный процесс, как правильно выстраивать свою работу.
Игра в «первоклашек»
Преемственность между дошкольным и начальным образованием - ещё один важный вопрос. По закону дошкольное детство у ребёнка продолжается до восьми лет, но по факту оно заканчивается намного раньше. Колоссальный невроз наблюдается у будущих первоклашек, которые посещают подготовительные курсы перед школой.
«Садик должен оставаться территорией детства. Но, чтобы поступить в начальную школу, от ребёнка требуют научиться читать, писать, считать. Всем хорошо знакома «игра в первоклашек»: запишись на подготовительные курсы при учреждении и стань его учеником. Получается, утром, когда вы ведёте малыша в детсад, он ещё ребёнок, а вечером на курсах - уже серьёзный ученик, - подметила доцент кафедры развития образовательных систем Института развития образования Лилия Тимофеева. - На адаптацию первоклассникам нужен весь учебный год, но уже в ноябре детишек ждут проверочные работы. Есть недоработки и в образовательных стандартах. Но я уверена, что постепенно эти проблемы решатся».
Капитал в будущее
На конференции говорили и об инклюзивном образовании. Оно реализует право каждого ребёнка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на качественное обучение. Для них важно создать не только безбарьерную, но и коррекционную среду. В «инклюзивных» школах должны быть дефектолог, психолог, логопед и другие специалисты. В Твери, например, практику инклюзивного образования несколько лет применяют в школе № 53. Учреждение стало пилотным проектом, где внедряется кабинет адаптивной физкультуры, ведётся коррекционная работа с детьми.
Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми, развитие речи, психо-эмоциональная стабильность, выбор дополнительного образования… Педагоги обсудили все эти темы. Затронули и проблему загруженности современного ребёнка. «Нередко родители жалуются на сильную нагрузку детей. Для некоторых школа превращается в крепостное право. Так быть не должно! Обучение - это не какая-то обязательная и обременительная услуга, а познание: интересное, вдохновляющее, увлекательное. Школьное и дошкольное образование нужно совершенствовать, - прокомментировал главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Виктор Голованов. - Каждый раз в начале учебного года я вспоминаю притчу про первоклассника Ванечку. Родители его спрашивают, как ему в школе. А он говорит: «Там отвечают на вопросы, которые я не задавал». Так вот, важно, чтобы образование отвечало на вопросы детей. Каждый ребёнок должен понимать, что именно для него значат литература, физика, история, вместе с семьёй и учителями строить свой жизненный маршрут».
Так вот, важно, чтобы образование отвечало на вопросы детей. Каждый ребёнок должен понимать, что именно для него значат литература, физика, история, вместе с семьёй и учителями строить свой жизненный маршрут.
Педагогам необходимо вложить в ребёнка правильный человеческий капитал. От того, будут ли дети счастливы, насколько смогут пронести это состояние через всю жизнь, зависит многое: их семейные отношения, гражданская позиция и т.д. Наконец, от этого зависит будущее страны.
Мероприятия прошли насыщенно и плодотворно. Получился настоящий профессиональный разговор. Конференция стала отличной площадкой для дискуссий, обмена опытом, размышлений, новых идей. Ведь в образовании не может быть финальных решений, это всегда подвижный процесс. Да и сама жизнь - вечная школа под открытым небом.