Примерное время чтения: 9 минут
2627

Лицей, где хочется учиться. Довузовский комплекс ТвГУ 25 лет растит гениев

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ Тверь 06/03/2019

Как сделать из своего ребёнка одарённую личность? В Твери работает лицей, где убеждены: у каждого есть своя искорка, и задача учителя – превратить её в пламя.

Уже 20 лет коллектив «Довузовского комплекса Тверского государственного университета» успешно справляется с этой задачей. С самого начала и по сей день у его руля – блестящий организатор и прекрасный педагог, доктор психологических наук, декан факультета психологии ТвГУ Татьяна Жалагина.

Одарённым – путёвка в вуз

Елена Тихонова, «АиФ тверь»: Татьяна Анатольевна, сегодня о вашем лицее знают не только в Верхневолжье, но и за его пределами. С чего началась история учебного заведения?

Декан факультета психологии ТвГУ Татьяна Жалагина.
Декан факультета психологии ТвГУ Татьяна Жалагина. Фото: Тверской государственный университет

Татьяна Жалагина: Она уходит в 1994 год, когда в университете родилась идея открыть курсы иностранных языков. Затем наша команда занялась ещё и подготовкой абитуриентов. На тот момент в ТвГУ работали восьмимесячные курсы для школьников. Мы решили их разнообразить: сделать краткосрочными для приезжих и длительными, предполагающими более качественную подготовку, для тверских школьников. В итоге появилась двухгодичная подготовительная школа. Начали заниматься с детьми из районов: старшеклассники приезжали в областной центр на каникулы, жили в общежитии и углублённо занимались дисциплинами, необходимыми для поступления в вуз. В конце каникул получали домашние задания, присылали ответы на них по почте, педагоги их проверяли и отправляли обратно. И так весь учебный год. Конечно, на преподавателях была колоссальная нагрузка. Но многие были в ней заинтересованы, ведь в вузе была сложная перестроечная финансовая ситуация. Курсы стали серьёзным подспорьем для педагогов. Можно с уверенностью сказать: наш центр, а потом и лицей практически спасли коллектив университета, оказывая преподавателям серьёзную поддержку.

Вступительные экзамены наши ученики сдавали намного лучше других школьников. Поэтому в 1999 году, в том числе по просьбам родителей, чьи старшие дети прошли наши курсы, мы создали полноценное учреждение – общеобразовательный лицей Тверского государственного университета. В 2003 году его переименовали в общеобразовательный лицей «Довузовский комплекс ТвГУ».

– Особое направление в жизни лицея – губернаторский класс. Как пришла идея взять под крыло сельских школьников?

– С самого начала мы ориентировались на раннее выявление способностей учащихся, расширение их творческого потенциала. В 2002 году по федеральной программе «Дети России» открыли структурное подразделение – лицей-интернат для одарённых детей Тверской области. Университет и регион горячо приветствовали эту идею. Экс-губернатор Дмитрий Зеленин оказывал нам всяческую поддержку. Он понимал, что дети с потенциалом – это будущее региона: им нужно давать зелёную улицу. Особенно тем, кто живёт на селе, кому сложно самостоятельно найти дорогу в жизни.

В губернаторский класс попадают лучшие: победители олимпиад разного уровня. Тем не менее далеко не всегда прекрасные физики достигают впечатляющих успехов, например, в гуманитарных дисциплинах. Если честно, из-за этого были опасения. Педагоги тратили много сил, чтобы подтянуть школьников по другим предметам, вовлечь их в исследовательскую деятельность, дать хорошее воспитание. И им это удалось. За восемь выпусков в активе губернаторского класса – свыше 60 медалистов. Каждый второй его выпускник уходит из лицея с медалью! Если учесть, что в Тверь ребята приезжают из небольших деревень и сёл после девятого класса, результат замечательный.

Индивидуальный подход

– Чем лицей отличается от обычных школ? Сюда поступают только умные и активные?

– Сейчас в лицее с первого по одиннадцатый класс учатся более четырёхсот ребят. Почему идут к нам? Прежде всего потому, что родители хотят дать детям приличное образование. Программы у нас стандартные: мы не имеем права отойти от федеральных требований. Но каждый учитель может улучшить преподавание предмета, используя авторские методики. С первого класса ребята знакомятся с научно-исследовательской деятельностью, готовят проекты. А уже в девятом выбирают направление, необходимое для будущей профессии. В старших классах для каждого лицеиста составляют индивидуальный план. Некоторые предметы они изучают в большем объёме: для одних это обществознание, для других – математика, для третьих – физика. Создать такие условия непросто, но для нас важен результат. В федеральном реестре одарённых детей сейчас 124 наших лицеиста. Все наши выпускники успешно поступают в вузы.

Педагоги вкладывают в обучение и воспитание детей знания, душу и время, не ограниченное школьным расписанием. У нас работают заслуженные учителя России: преподаватели английского языка Елена Крестинская и обществознания Ирина Пономарёва; кандидаты наук: учителя русского языка Ирина Попова и биологии Любовь Томашевская. Зачастую родители желают, чтобы их дети учились не столько в лицее, сколько у этих педагогов. Ещё они знают, что к лицеистам очень хорошо относятся – учитель никогда не обратится к ребёнку на повышенных тонах. У нас также работают преподаватели из университета.

Конечно, бывает, приходят учителя, которые не могут подстроиться под наш ритм. Они хорошие специалисты-предметники, но, к сожалению, не хотят, например, разъяснять материал после урока, если лицеист что-то не усвоил. А у нас это обязательное требование! С такими педагогами мы расстаёмся. Дети к нам приходят каждый день, если есть места – берём. Остальных заносим в лист ожидания. При поступлении проводим собеседование по математике, русскому и иностранному языкам, чтобы определить уровень ученика и понять, в какую группу его определить.

Фото: Тверской государственный университет

– Выходит, в лицей приходят школьники с разным уровнем знаний. Как педагогам удаётся привести их, что называется, к «общему знаменателю»?

– А мы не стремимся этого делать. В основе нашей работы лежат безусловное уважение к личности и индивидуальный подход к каждому. У нас нет наказаний, есть только отчисление из лицея за злостное и неоднократное нарушение дисциплины, нежелание учиться, хамство по отношению к педагогам. Но к этому мы прибегаем в исключительных случаях. Как правило, уже после первого предупреждения ситуация меняется.

У нас замечательная психологическая служба, которая пользуется авторитетом у родителей и учащихся. Профессиональные психологи, в том числе клинические, помогают педагогам найти контакт с ребятами, корректируют поведение учеников. Они снимают агрессию и тревожность, помогают родителям лучше понять характер своего ребёнка. Решить многие проблемы, например, замкнутость, помогает театральная студия «Театр+Лицей» под руководством актрисы Эльмиры Верещагиной. Её воспитанники не раз становились победителями смотров и фестивалей. Наша задача – не только дать знания, но и воспитать человека с хорошими манерами, мотивацией к учёбе, чёткой жизненной и гражданской позицией.

– Летом лицей переезжает в новое здание. Что после этого изменится?

– Трёхэтажное здание на улице Орджоникидзе, 53«В» площадью в два раза больше нынешнего – огромная помощь, которую нам оказали городские власти. Здесь разместятся большая столовая, просторные кабинеты с собственными лабораториями, а главное – все классы смогут заниматься в одну смену. Уже сегодня жители этого района интересуются, как к нам поступить. Так что, скорее всего, будем думать о создании дополнительных классов.

Начальная школа, которая открылась у нас четыре года назад, останется в здании на улице Горького, 66 А. Главное её преимущество – полупансион: школьники выполняют домашние задания под присмотром педагогов, занимаются в театральной студии, изучают иностранный язык, участвуют в психологических тренингах. Сейчас в младших классах нет свободных мест, а желающих много. Эту проблему мы обозначили перед администрацией города, где обещают рассмотреть вопрос выделения дополнительного здания. Возможно, мы разместим там школу-сад. Тогда наш лицей сможет реализовать концепцию непрерывного образования в полном объёме.

В научном поиске

– В этом году лицею исполнилось 20 лет. Каковы перспективы его развития?

Кстати
Выпускников «Довузовского комплекса ТвГУ» можно встретить среди студентов Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, Высшей школы экономики, Московского инженерно-физического института, Московского физико-технического института. Некоторые учатся в вузах Чехии, Финляндии, Германии, Голландии.
– Разносторонность взглядов, креативное мышление, стремление к постоянному познанию и новым открытиям – неотъемлемые элементы достойного образования. Уверена, у любого школьника можно с успехом сформировать эти качества, занимаясь проектно-исследовательской деятельностью. Ежегодно наши дети становятся победителями конкурсов и олимпиад. Например, недавно четвероклассница Анастасия Мячикова за исследовательскую работу «Ароматное мыльце» получила почётную грамоту Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо». Таких инициативных детей у нас много. Результаты своих исследований они скоро представят на нашей традиционной научно-практической конференции «Будущее – за нами!» Она пройдёт 21 марта в восемнадцатый раз с участием вузов Москвы и Санкт-Петербурга. В прошлом году со своими проектами здесь выступили свыше ста лицеистов с первого по одиннадцатый класс.

Привлечению молодёжи к научно-исследовательской деятельности мы будем уделять наибольшее внимание. Сейчас налаживаем сотрудничество с Казахстаном и Болгарией. Будем знакомиться с их опытом воспитания учёных нового поколения и делиться своим.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности серия 69ЛО1 № 0001673 выдана Министерством образования Тверской области 21 января 2016 года бессрочно.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах