Примерное время чтения: 6 минут
826

«Повторять правила не надо». Как включиться в школьный ритм после каникул?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ в Твери 23/08/2017
фото Александра Фирсова / АиФ

«Не ребёнок должен быть готов к школе, а школа к ребёнку», - уверена заведующая кафедрой Тверского областного института усовершенствования учителей, кандидат психологических наук Анна Некрасова. 

Гуляют все!

Дмитрий Бойков, «АиФ в Твери»: Анна Анатольевна, в августе родителей охватывает беспокойство: ребёнок столько времени бездельничал! Не пора ли пробежаться по таблице умножения? Повторить правила русского языка?

Кандидат психологических наук Анна Некрасова.
Кандидат психологических наук Анна Некрасова. Фото: Из личного архива/ Анна Некрасова

Анна Некрасова: На самом деле многие даже летом нагружают детей по полной программе, чтобы не расслаблялись. Водят на кружки, секции, к репетиторам. Однако первым делом ребятам нужно отдохнуть, потому что интеллектуальная нагрузка, которая ждёт их в школе, очень серьёзна. Так что повторять правила не надо. Лучше за две недели до сентября начать менять режим дня. Летом дети, как правило, просыпаются и засыпают в любое время. Но на учёбу придётся вставать рано утром, и лучше заранее сформировать эту привычку. Необходимо также создать у ребёнка положительный образ школы и школьной жизни. Вместе вспомните, что хорошего было в школе в прошлые годы, расскажите весёлые истории из собственного детства. Школой не нужно пугать.

Родителей первоклассников сейчас настраивают на то, чтобы их ребёнок ещё до школы умел читать и писать. Знайте: кто бы вам что ни говорил, вы имеете право спокойно привести своего не читающего, не пишущего и не считающего семилетку в первый класс. Педагог должен быть готов к работе с любым учеником. Очень важно, чтобы у ребёнка была поставлена рука, развита мелкая моторика. Для этого необязательно заставлять его писать, он может рисовать или собирать конструкторы. Самое главное, чтобы сын или дочь умели работать по инструкциям взрослого человека, подчинять свои желания требованиям учителя. Понимать: если хочется поиграть, но урок ещё не закончен, следует немного потерпеть. Помочь ребёнку научиться работать по инструкции могут игры с правилами и домашние обязанности.

- Если ребёнок категорически не хочет в школу, как изменить его настрой?

- В памяти должны быть хорошие моменты, которые родитель может напомнить: похвалил учитель, участвовал в конкурсе, ездили на экскурсию... Если же возникали проблемы с одноклассниками, например, ваше чадо обижали, дразнили, разберитесь, почему так произошло. Часто дело в самом ребёнке. Возможно, он делает ошибки, когда общается с другими детьми. Могут быть и проблемы в отношениях с учителем: несовпадение мнений родителей и педагога, непонимание. Если дело зашло далеко и вы чувствуете, что ни вы, ни ребёнок не можете справиться с ситуацией, лучше всего обратиться к специалистам. В школах обычно знают все контакты медицинских учреждений, их должны сообщать на родительских собраниях, размещать в информационных уголках.

Дети в интернете

- Современные дети сплошь и рядом сидят в гаджетах. Что делать?

- Стремление к гаджетам ограничить нельзя. Это современный мир. Кто знает: может, ребёнок, когда вырастет, станет программистом? Если нет, владеть компьютером на пользовательском уровне тоже полезно. Вопрос лишь в том, сколько времени он проводит за компьютером или телефоном, насколько легко переключается на другую деятельность. С детьми, которые, на ваш взгляд, слишком увлечены компьютером, необходимо разговаривать, возвращать их в реальность. Поговорите с ними об игре, в которую они играют, покажите искренний интерес к их увлечению, обсудите детали. Если ребёнка  очень сложно оторвать от гаджетов, если он не может общаться с друзьями в реальности, только в виртуальном мире - это уже тревожный сигнал.

- Куда лучше отдать учиться: в гимназию или среднюю школу? В обычной школе учёба даётся слишком легко, подготовка слабее. В гимназии сумасшедшая нагрузка, зато результаты выше.

- Постарайтесь выбрать золотую середину. Требования учебного заведения должны совпадать с возможностями и желаниями человека. Ребёнок должен прикладывать усилия, но не сверхусилия, чтобы оказаться в числе успешных учеников. Если он окажется «в хвосте», за этим последуют отрицательные эмоции, ничего не будет получаться. А чрезмерные нагрузки приведут к хронической усталости. Нужно чувствовать своего ребёнка, понимать, совпадают ли его силы с тем, что от него хотят школа и вы сами.

Нужно чувствовать своего ребёнка, понимать, совпадают ли его силы с тем, что от него хотят школа и вы сами.

Родители, не переусердствуйте!

- Помогать ли ребёнку делать домашние задания?

- Да, но лишь когда он сам об этом просит. Здесь следует соблюдать меру. С одной стороны, не допускайте, чтобы ваше чадо впадало в отчаяние. Ведь в школе действительно иногда дают слишком много сложных заданий! Но при этом ребёнок не должен привыкать к помощи родителей. Любое задание призвано приучить школьника к самостоятельности, самому справляться с жизненными трудностями.

Сложности обычно возникают у детей, чьи родители предъявляют завышенные требования к оценкам. Это изматывает. Если у ребёнка слишком много дел, составьте с ним рейтинг их значимости, научите выделять приоритеты. Пусть всё выполнить не удастся, не исключено, что он даже получит плохую оценку, - ничего страшного, это был его выбор. Например, он решил, что важнее подготовиться к спортивным соревнованиям, а не к контрольной по математике. Школьная отметка - вещь субъективная, её ставит человек. Иногда получить плохую оценку даже полезно: пусть ребёнок поймёт, что не всё в жизни будет легко. Поймите: учёба из-под палки не принесёт полезных плодов. Может, стоит пообщаться с родителями одноклассников. Если и другие дети томятся на уроках, причина кроется в учителе. Возможно, стоит его поменять, а не нажимать на своё чадо?

Сложности обычно возникают у детей, чьи родители предъявляют завышенные требования к оценкам. Это изматывает.

- Что важнее: свобода или строгая дисциплина?

- Воспитание должно колебаться от требований к свободе. В начальной школе требований может быть больше: ребёнок должен понять, что пришла пора трудиться. С 7 до 10 лет учёба для него - ведущая деятельность. Затем таковой становится общение со сверстниками. Начинается развитие немного другого плана, нужно давать свободу. Хочет покрасить волосы в малиновый цвет - пусть красит!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах