Некогда москвич, а сегодня житель деревни Жалыбня Осташковского района Тверской области Олег Олейников собирает технику времён войны. В его гараже – знаменитая «полуторка», легендарный Т-34, немецкие мотоциклы и грузовики. Всё на ходу!
Обладатель легендарных машин рассказал о настоящем мужском увлечении и о том, в чём, по его мнению, проявляется настоящая любовь к Родине.
Запах 42-го года
Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Олег, реставрировать танки – хлопотное увлечение. Зачем оно вам?
Техникой я увлекаюсь с детства, хотя по образованию гуманитарий. Мой отец был чемпионом СССР по мотоспорту, так что я вырос среди мотоциклов, разбирал их, ремонтировал. За танки взялся около 14 лет назад, когда обосновался на Селигере. В Тверской области практически каждый уголок пропитан историей. Здесь шли тяжёлые бои, в земле скрыто множество фрагментов военной техники. Когда ходил в лес, часто находил детали танков или тягачей. Я их собирал, хранил, и в какой-то момент стало интересно: что если попытаться восстановить хотя бы одну машину? Попробовал, получилось – и затянуло. Я много общаюсь с местными поисковиками, читаю военную литературу, сам занимаюсь раскопками.
Сегодня в моей мастерской – танк Т-34, три тяжёлых немецких мотоцикла с коляской, немецкий полугусеничный бронетранспортёр, наш бронеавтомобиль, американский внедорожник, который был на вооружении Красной армии. Есть также немецкий внедорожник, два грузовика и две наши пушки. Вся техника прошла бои на полях Великой Отечественной войны. Каждую машину собирал по фрагментам. Почти 70% деталей нашёл на полях, в лесах и болотах Верхневолжья. Остальные на границе с Новгородской областью, в пределах десяти километров от моей деревни. Где-то целой была только кабина, где-то колесо или рама. Определив модель, я искал технические справочники, заводские инструкции по ремонту и изготовлению.
– Наверняка у каждой машины своя история…
– Да, и каждая мне дорога. Например, артиллерийский тягач ХТЗ-3 Харьковского тракторного завода. Его выпустили в июле 1941 года, когда война была в разгаре. Сегодня этот тягач – единственный сохранившийся из той серии. Нашёл я его на дне озера. На сиденье была нацарапана фамилия тракториста. Пытался найти информацию об этом человеке, но, к сожалению, выяснить, жив ли он, и найти его родных не удалось. Единственное, что пока получилось: восстановить, к какой дивизии относился тракторист. Оказалось, он воевал под командованием дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского, который в наших краях начинал свой боевой путь.
Интересна история немецкого грузовика. Зимой 1942 года он попал под обстрел вместе с вражеской колонной. Часть техники тогда ушла под лёд. Когда я нашёл грузовик, на нём оставались следы боя, но что меня поразило – покрышки были накачаны. Представляете, в них сохранился воздух января 42-го! На самом деле много техники находишь, где в баках ещё осталось топливо или масло. Всякий раз испытываешь дрожь по коже. Ты понимаешь, что последний раз человек прикасался к этому больше 70 лет назад. Что-то делал, строил планы, а сейчас это трогаешь ты. История оживает!
– Как часто ездите на своих раритетах и что говорят местные жители?
– В деревне, если ехал на советской машине, сначала просто взглядом провожали. А когда выезжал на немецкой, смотрели с недоумением. Однажды люди с перепугу даже вёдра бросили и в дом забежали. Сейчас, конечно, народ привык. Впрочем, много я и не езжу. На танке, сами понимаете, при всём желании далеко не отправиться: он же весит больше 30 тонн! Представьте, что будет после этого с сельской грунтовкой! А на грузовике иногда доезжаю до заправки. Ещё постоянно даю технику для участия в военно-исторических реконструкциях, которые проходят по соседству – в деревне Демьяново Новгородской области.
– В интернете пишут, что реставрация только одного танка может вылиться в два–три миллиона рублей. Во сколько вам обходится хобби?
– Думаю, эта цифра недалека от истины, но мне сложно посчитать затраты. Для меня это не коммерческий проект и не способ заработка. Просто занятие для души. К тому же многое делаю сам, у меня есть мастерская и необходимые станки. Недостающие детали часто вытачиваю самостоятельно либо ищу в пунктах металлолома. На самом деле чего там только нет!
Музей во дворе
– Как близкие относятся к столь дорогому увлечению?
– Бывает, конечно, жена ругает, что деньги не туда трачу и много времени в мастерской провожу. Тем более в какие-то моменты хобби вступает в противоречие с домашними делами. Сейчас я на пенсии, но остались сбережения от бизнеса, который у меня был восемь лет назад. Собственно говоря, на эти деньги и живу. В кино свои машины не снимаю, от людей их не прячу. У меня на участке есть музей – пожалуйста, приходите, смотрите. Принимаю только пожертвования от посетителей музея на отопление. Но это дело добровольное.
– Не возникает проблем с правоохранительными органами из-за того, что в вашем автопарке столько военной техники, да ещё и на ходу!
– В собственность она оформлена как культурная ценность. В ГИБДД такую технику регистрировать не нужно, так как для неё не предусмотрена категория. Но все мои машины, тягачи, грузовики прошли демилитаризацию. Они ездят, но находятся в небоевом состоянии.
– Деревня Жалыбня, где вы живёте, – не самая ближняя точка на карте Верхневолжья. Что вас заставило сменить московскую прописку на такую глушь?
– Меня давно тянуло в эти места, сам не знаю, почему. Наверное, виной всему 69-й год рождения. Регион для себя под таким же номером выбрал. Шучу, конечно! Места здесь интересные, природа красивая. Хотя не спорю, что жизнь в деревне сложнее, чем в городе. Нет воды, газа, а в прошлом году даже электричество на месяц отключали. Если ещё и со здоровьем что-то случится, то ближайшая больница в Осташкове, в 60 км от моей деревни.
Переехал я сюда тринадцать лет назад. Многие деревни, которые тогда ещё были заселены, сегодня пустуют. Это печально. Но такие процессы происходят везде. Конечно, глубинку надо поднимать. Для начала хотя бы провести газ. Уже это поможет привлечь больше народа.
Патриотизм – в доброте
– Долгое время про дороги Тверской области ходили анекдоты: мол, проехать можно только на танке. Как вы оцениваете транспортные артерии региона?
– То, что сделали на некоторых участках за последние два года, вселяет надежду. Наконец привели в порядок дорогу, соединяющую Ржев и Осташков. Хотя на менее значимых направлениях по-прежнему даже внедорожник местами с трудом проедет. Надеюсь, что за них тоже возьмутся. И выгодно это не только местным жителям или дачникам. Уверен, что туристов, которые приезжают на Селигер, станет раз в десять больше, если здесь сделать хорошие дороги.
– Идёт год 75-летия Победы. Сегодня много говорят о патриотизме. В чём, на ваш взгляд, он должен проявляться по-настоящему, не ради галочки?
– Наверное, в том, что человек делает для людей, которые его окружают, для местности, где он проживает. В соседней деревне живёт мой приятель. Так он на свои средства построил для местных ребятишек стадион – зимой там заливают каток, а летом играют в футбол. На площадке есть раздевалки, освещение. Вот в таких реальных делах я и вижу патриотизм. Никто не сомневается в подвиге тех, кто защищал страну. Низкий им поклон! Однако каждому из нас важно и самим менять и улучшать пространство, в котором мы живём и работаем. Это может проявляться во всём: от элементарной привычки не мусорить до качественного ремонта дорог.