Полтора года путешествия, за плечами – весь мир. Художник из Твери Амин Саим вернулся из кругосветного путешествия. Это была не просто поездка, а настоящий мототур. На своём байке Амин объехал четыре континента и 25 стран. Более того, во многих городах планеты теперь можно увидеть его граффити.
О том, как посмотреть мир за минимум денег, где туристу стоит быть осторожнее, а где ничего не угрожает, а также о том, что за границей думают о России, художник рассказал корреспонденту «АиФ Тверь».
«На каком языке говорят в России?»
Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Амин, как впечатления?
Амин Саим: Их целый вагон! В мой маршрут вошли страны Европы, откуда через Гибралтарский пролив я на пароме добрался до Марокко. Затем были Южная Америка, Мексика, Азия. Расстояние между континентами преодолевал на самолёте, а потом снова пересаживался на мотоцикл. Мне очень понравилось на Иберийском полуострове. Там, пожалуй, самые общительные люди в мире живут. С многими я до сих пор поддерживаю связь. По красоте природы меня зацепили страны Латинской Америки. Здесь мало развит туризм, но есть что посмотреть. Нереальные, фантастические пейзажи! Пляжи, пустыни, водопады, археологические диковины, заповедники – этот список бесконечен. Удивительно, что чем дальше от нас находятся страны, тем меньше мы знаем друг о друге. Однажды меня спросили: «А на каком языке говорят в России?»
– Государства Южной Америки входят в число стран третьего мира. Туристы обычно смотрят на такие места с опаской. Даже во время Олимпиады в Рио четыре года назад было множество случаев грабежа. Не страшно?
– Конечно, там не самая безопасная и благополучная атмосфера для гостей. Но я нигде не боялся. Главное – стараться гулять по новым местам не в одиночку, а с коренными жителями. В Латинской Америке очень много мотоклубов. Они тебя принимают и сопровождают. Потому что местные хулиганы считают, что если приехал иностранец, то значит он богатый. И неважно, как тот выглядит и на чём ездит. К счастью, меня никто не обворовал. Но несколько моих знакомых нарвались на неприятности. Здесь надо быть всегда на чеку. С осторожностью стоит подходить и к еде в таких странах. О гигиене тут думают редко. В одном из местных кафе я как-то взял мясо с рисом. Мне принесли тарелку, на которой также были очистки чеснока. Я сказал об этом официантке, на что она просто молча убрала эту шелуху рукой, которой только что считала деньги. Но никакие бытовые сложности не испортят впечатления от красоты окружающего мира. Что касается трудностей перевода за границей, английский язык, конечно, надо знать. Но на нём можно общаться лишь в туристических местах. В странах, где люди говорят на местном диалекте, спасают только жесты. Также часто выручал «Google-переводчик». Когда я отправлялся в путешествие, говорил по-английски очень слабо. Спустя год вырос до хорошего разговорного английского и даже испанского. Последний используется во многих латинских странах.
С миру... по рисунку
– Путешествие на мотоцикле комфортным не назовёшь. Каково преодолеть на байке тысячи километров?
– Перед поездкой я перетряхнул мотоцикл, собрал его под себя. Когда сообщил о своих планах, многие отнеслись скептически. И действительно поначалу ехать было не очень удобно, затекала шея. Дело в том, что я недостаточно хорошо закрепил багаж. Решение нашёл, когда уже проехал пару стран. А так бывало всякое – и в дождь попадал, когда дорогу становилось совсем не видно. Впрочем, байкеры – народ, ко всему привыкший. Мысли «зачем я это затеял?» у меня ни разу не возникали. Напротив, думал: «Почему не затеял это раньше?» Я очень люблю езду на мотоцикле, потому что всё пропускаешь через себя. Не смотришь на мир сквозь окно машины, а едешь – и всё происходит рядом. Кстати, на дорогах другие водители всегда хорошо реагировали, часто показывали мне рукой знак «класс!», а некоторые даже притормаживали и спрашивали, нужна ли помощь. Даже тогда, когда я останавливался просто посмотреть карту.
– Во сколько обошлась поездка?
– Моё путешествие стоит не так дорого, как если ехать по турпутёвкам. На всю поездку я закладывал около 700 тысяч рублей. Часть денег накопил, а часть – это средства, вырученные от продажи моего старого внедорожника. В отелях не останавливался. Ночевал у знакомых, а их благодаря соцсетям много. Также часто пользовался услугами couchsurfing.com. Это сайт, где люди выбирают и предлагают бесплатный ночлег. На самом деле это не просто способ сэкономить на жилье, а возможность познакомиться с людьми, узнать их проблемы и радости. Теперь у меня есть друзья во всём мире.
Самые большие траты были на транспортировку мотоцикла и бензин. Зато теперь я знаю, что самое дешёвое топливо – в Казахстане. Правда, и качество соответствующее. В Европе бензин хороший, но цены на него кусаются. В Африке топливо тоже дорогое. В целом заложенных на поездку денег мне хватило.
Хотя финансовые трудности возникали, и я подрабатывал. Как художник оставил свои граффити во многих городах мира. Иногда рисовал за деньги, иногда – за еду. Мои работы можно увидеть в Испании, Португалии, Мексике, Доминикане, Марокко, Кубе. Тематика – самая различная: от портретов известных личностей размером в пять этажей до небольших оформлений в маленьких офисах и кафе. Некоторые рисунки делал по заказу местных властей. За границей арт-искусство действительно воспринимают как украшение города и быстрее согласовывают эскизы.
Михаил Круг в три этажа
– О Твери за пределами России хоть что-нибудь слышали?
– Теперь да. Как путешествующий художник, я старался позиционировать Россию, и в частности наш город, в первую очередь с позитивной стороны. Во многих странах думают, что русские много пьют. Попробуй переубедить! В Марокко нас считают успешной страной и стараются своих детей отправлять учиться в Россию. Это очень престижно. Но важно другое: объехав столько стран, я понял, что многие люди равнодушны к политическим событиям, которые как-то могли бы сказаться на репутации того или иного государства. Для дружбы в мире места больше.
– Какие советы можно дать для развития туризма в Твери?
– Я считаю, что нам не хватает новых интересных идей от молодого поколения, чтобы город был активным и весёлым, наполненным красками, а не серостью. Со своей стороны, стараюсь радовать жителей города интересными рисунками на фасадах зданий, чтобы неприметная постройка была как достопримечательность. Тверь – старинный уютный город. Здесь много исторических зданий. Но если за центром ещё ухаживают, то в спальных районах – скука. Между тем преобразить можно любое пространство, если подойти к проблеме креативно. Кстати, у меня в планах создать большой рисунок Михаила Круга, этажа на три. Кого я ни встречал, многие ассоциируют Тверь с именем шансонье тоже. Мне кажется, такое граффити привлекло бы гостей в наш город.
– О качестве российских дорог ходят легенды. Побывав в других странах, что можете сказать о наших трассах? Такие ли уж они плохие?
– Тут Россия схожа с многими странами третьего мира. В мегаполисах дороги хорошие, в небольших городках – ужасные. А вот культура вождения у нас нормальная. В отличие от той же Азии или Африки. В Марокко, к примеру, водители всё время сигналят. Если не сигналишь – ты неправ. Попробуй разберись!
Не откладывай на завтра
– Путешествие всегда ассоциируется с романтикой и счастьем. А как вы считаете с учётом пройденных километров?
– Для меня путешествие – познание чего-то нового, развитие, изучение языков, новые проекты. Эта поездка научила меня одному: «Если хочешь – делай, не откладывай на завтра!» Не стоит отказываться от мечты, оправдываясь занятостью на работе, не слишком удобной машиной и т.д. Иногда нужно выходить из зоны комфорта. Поверьте, это открывает много перспектив. А ещё полтора года путешествия мне дали понять, что работать можно не только в границах своего города или страны. Есть вся планета для этого. Главное – желание!