Примерное время чтения: 6 минут
357

История оживает

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. Аргументы и факты - Тверь 16/07/2014

Житель деревни Жалыбня собирает технику времён войны

"У нас один мужик настоящий танк собрал". Когда я услышала эти слова от жителей Осташковского района, ушам своим не поверила. А зря! В гараже жителя деревеньки Жалыбня Олега ОЛЕЙНИКОВА не только легендарный Т-34, но и немецкие мотоциклы, самоходные артиллерийские установки и даже советские военные грузовики. Всё на ходу, садись да едь.

К дому Олейникова то и дело съезжаются толпы любопытных. Кому не хочется посмотреть на настоящий танк и посидеть в его "салоне"?!А иногда местный Кулибин выгоняет весь свой автопарк на поле и устраивает для деревенских настоящий парад.

Танк - своими руками

С техникой Олег на ты с самого детства. Сын чемпиона СССР по мотоспорту вырос среди мотоциклов и мальчишечьим дворовым играм в войнушку или казаки-разбойники всегда предпочитал гараж. Вместе с отцом он с малых лет разбирал и ремонтировал железных коней. К танкам приступил семь лет назад.

А началось всё с переезда в Тверскую область. Тогда ещё москвич, Олейников решил променять столичную суету на размеренную жизнь в глубинке. Купил участок на Селигере и начал строить дом.

- Меня всегда тянуло в эти места, сам не знаю почему. Наверное, виной всему 69-й год рождения. Регион для себя под таким же номером выбрал, - отшучивается Олег.

Освоившись на новом месте, Олейников с головой ударился в историю. Слушал рассказы старожилов, взахлёб читал книжки про бои на Тверской земле, общался с местными поисковиками, а потом и сам занялся раскопками.

- Каждый уголок Тверской области просто пропитан историей. Здесь шли долгие, кровопролитные бои, в земле скрыто множество фрагментов и деталей военной техники. Когда у меня образовалась уже приличная коллекция "останков", я подумал, а почему бы не попробовать восстановить хотя бы одну машину?! Попробовал - получилось, так и втянулся.

Остановиться конструктор из Жалыбни уже не мог - его автопарк разрастался на глазах. За эти годы в своей мастерской Олег собрал 12 единиц военной техники. Сам, своими руками. В его гараже припаркованы легендарный Т-34, пара немецких мотоциклов, самоходная артиллерийская установка, советский военный грузовик ГАЗ-АА, известный по прозвищу "полуторка", немецкий грузовик "Мерседес" 1938-го года, бронеавтомобиль БА-64 и фольцваген "Кюбельваген" для младшего командного состава германской армии. Причём большую часть деталей для этих машин жалыбинский Кулибин нашёл в лесах Тверской области. А кое-что привёз с раскопок от соседей -из Новгородской и Псковской областей.

Раритет из металлолома

- Многие спрашивают, зачем мне это всё нужно? Это же столько времени и затрат требует. Ведь посмотреть на танки и другую военную технику можно и в музее. А вы когда-нибудь видели, как тот же Т-34 едет, слышали, какие звуки он издаёт при движении, рулили этим гигантом? Я на себе чувствую, как оживает история!

Инструкции по сборке своих необычных экспонатов Олейников искал в Интернете. А если в чём-то не мог разобраться, консультировался с сотрудниками танкового музея в Московской области. С этим проблем не было. А вот с недостающими деталями и запчастями - сложнее. В обычном автомагазине гайки на танк или составляющие бронемашины не купишь. Их приходилось собирать по всему миру. Одни детали конструктор заказывал в Европе, другие искал... в пунктах приёма металлолома.

- Чего там только не найдёшь. Некоторые люди ведь живут этим, собирают железки по лесам и сдают их на металл. И невдо мёк, что в их руках был раритет! Я колесил по районам области и собирал эти бо гатства. А если какой-то недостающей детали найти не мог, то делал её сам, по чертежам. Если у тебя есть опыт работы с техникой, то какая разница, что собирать: телегу, автомобиль или танк.

Свой Парад Победы

Такое хобби влетает Олейникову в копеечку, а если быть точнее, в миллионы. На один только танк он потратил около 2 млн рублей. Сколько денег ушло на сборку остальных автомобилей и мотоциклов, он даже не берётся подсчитывать.

- Для меня это не коммерческий проект и не способ заработка, а занятие для души. Потому расходы я никогда не считал. Помимо денег это дело отнимает и много времени. Тот же Т-34 собирал около двух лет. Но я могу себе это позволить: у меня бизнес в Америке, и ни с деньгами, ни со временем проблем нет. Неделю в месяц я провожу в Москве, а всё остальное время живу дома, в Жалыбне. Работаю в своей мастерской и занимаюсь тем, что мне действительно нравится. И останавливаться на этом не собираюсь. Через пару-тройку лет приедете, а у меня уже не один ангар с техникой будет, а три.

Не исключено, что совсем скоро у Олейникова появится ещё один бизнес. Местные власти предложили ему... принимать туристов и вести экскурсии. Тем более, и опыт в этом деле у Олега есть. Первыми туристами на владениях Олейникова были его друзья. Потом сработало сарафанное радио, и в Жалыбню стали приезжать друзья друзей и совсем незнакомые ему люди. Слухи о танкисте из глухой деревеньки в Осташковском районе разлетелись по всей стране. Люди находили его телефонный номер, созванивались и напрашивались на экскурсию. А он никому не отказывал.

- Коллекцию свою я не прячу, даже наоборот. Каждый год 9 мая я выгоняю всю свою технику на поле рядом с домом, заказываю полевую кухню и устраиваю свой мини-парад. Человек 300 - 400 всегда собираются. Жаль, в этом году парада не получилось, здоровье подвело. Несколько раз ко мне приезжали школьники из разных городов Тверской и Московской областей. Я рассказываю ребятишкам ) о машинах, а иногда даже и катаю их. Это же здорово, когда дети интересуются техникой. А тут два в "одном: и техника, и история. Кто знает, может, кто-то из ребят также заболеет этим делом, как и я. В жизни им эти навыки пригодятся. Если окажусь кому-то полезным, буду только рад.

- Часто на танке ездите?

- Что вы! Боюсь, наших дорог даже Т-34 не переживёт (смеётся). При всём желании на нём далеко не уедешь. Он же больше 30 тонн весит, представьте, что будет после этого с сельской грунтовкой. Автомобили собственной сборки берегу. Машины эти старые, скорости на них практически нет, да и мало ли что в дороге может случиться. В конце концов, я же их не для себя собирал, а для людей!

ДОСЬЕ

Олег ОЛЕЙНИКОВ родился в Москве в 1969 году. Учился в штате Виржиния, США. Бакалавр бизнеса и международных отношений. 10 лет прожил в Америке, в 2002 году вернулся в Россию. Бизнесмен. Женат, есть дочь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах