Примерное время чтения: 7 минут
2142

По следам Беринга. 285 лет назад из Твери стартовала уникальная экспедиция

На фотографии пролив Беринга.
На фотографии пролив Беринга. Public Domain

Ровно 285 лет назад из Твери на судах по Волге отправилась «самая дальняя и трудная, и прежде никогда не бывалая» исследовательская экспедиция на северо-восток России.

В  1732 году в Санкт-Петербурге вышел Указ правительственного Сената «об отправлении в северные сибирские места, которые поныне неизвестными почитаются, экспедиции Камчатской».  По данному  Указу «велено капитан-командора Беринга отправить паки на Камчатку  для подлинного известия  есть ли соединение Камчатской земли с Америкою  и имеется ль проход Северным морем от устья Оби реки до Енисей и Лены рек. Идтить для проведывания новых земель, лежащих между Америкой и Камчаткою всех островов жилых и пустых учинить опись и осмотр».

Покорить северо-восток России

По грандиозности замысла, территориальному масштабу, количеству участвующих в экспедиции специалистов разных направлений, вложенных  средств, это мероприятие не имело, да и до сих пор не имеет, равных.

Зимой 1733 года из Петербурга в Тверь по зимнему тракту потянулись десятки саней, нагруженных необходимыми судовыми материалами, строительными инструментами, походной  утварью. Именно в Твери должен был собраться к апрелю  основной состав камчатской экспедиции, чтобы с началом навигации двинуться по Волге  на восток страны.

Рядом  с санями ехали верховые, медленно  тащились перегруженные  кибитки и возки –  начальственному составу отряда было разрешено взять с собой жен и детей, а также  необходимых в пути слуг. Собирались основательно, ведь изначально экспедиция была рассчитана минимум  на 6 лет и  уходила в почти неизвестные суровые края.  Дорога в Тверь через  Чудово, Новгород, Валдай, Торжок, Медное занимала, в зависимости от погоды,  6 – 8 дней. Поэтому первые обозы выдвинулись  из Петербурга уже в начале  февраля - надо было всем  успеть прибыть  в губернский город до начала весенней  распутицы, когда тракт от тающего снега и дождей превратится в непролазную грязь.

В Тверь приехало свыше тысячи гостей

Тверь в 1733 году была достаточно многолюдным и оживленным городом, т.к. являлась  крупным и чрезвычайно важным портом на Волге.  Корабли с пенькой,  хлебом, солью, лесом, железом  переправлялись здесь  из Волги в Тверцу, чтобы следовать дальше к Вышневолоцкому каналу на Петербург. За навигацию через Тверь проходило до 4000 разнообразных судов: барки, полубарки, ладьи, галеры, дощаники, расшивы… Так что жители Твери не удивлялись новым лицам – часто караваны из мест, расположенных дальше Рыбинска, зимовали в городке, т.к. не успевали достичь Петербурга за одну навигацию. 

Но  никогда еще в Тверь, численностью чуть  более 10 000 человек, не прибывало, практически  одновременно,  почти 1000 гостей. Мичманы, гардемарины, лекари, ко­миссары, шкиперы и подшкиперы, боцманы, квартирмейстеры, геодезисты, мастера ботового, галерного, мачтового и шлюпочного дела, плотники, конопатчики, парусники,  кузнецы, судостроители. От подвод стало тесно на  узких  улочках  Твери.  Скрипели по дощатой  мостовой полозья  саней, покрикивали друг на друга и на лошадей ямщики,  прижимались к домам, пропуская обоз,  прохожие,  бешено лаяли  за заборами цепные псы..  Задорные  молодые   военные моряки ,  спешившись, со смехом и  прибаутками,  выталкивали застрявшие в  ямах возки … А из возков выходили дамы  в столичных  нарядах, меховых накидках,  вызывая оценивающие взгляды  тверичанок.  Но в наибольшее  восхищение посадских людей приводили  лейтенанты  императорского флота, в треуголках и  завитых париках,  темно-синих мундирах с золотым шитьем, со шпагой на поясной портупее… Красивые , образованные, смелые, верящие в свою удачу…  К сожалению, не всем она сопутствовала, не  все смогут вернуться  из  тяжелейшего  похода, продолжавшегося 10 лет.  Но имена многих  навсегда останутся на карте России.

Вот широколицый  офицер, улыбаясь, галантно подает руку тоненькой милой девушке, перепрыгивающей через лужу … Это руководитель Ленско-Хатангского отряда Василий Прончищев со своей юной, бесконечно влюбленной в него, женой Татьяной. Через три года они вместе погибнут в Хатангском заливе.

Через площадь возле Успенского собора  быстро и широко  шагает, придерживая шпагу, высокий статный лейтенант с волевыми  чертами лица… Петр Лассиниус - начальник восточно–сибирского отряда…Пройдет  два года и он умрет от цинги на побережье Ледовитого океана.

Любимец Петра I

А на Тверской пристани, щурясь, смотрит на речные блики крепкий  пожилой  человек среднего роста,  в прусском парике со стянутыми черным бантом волосами. Стоя у Волги и задумчиво постукивая тростью  о деревянный помост, он  размышляет о найме для сопровождения экспедиции лучших тверских лоцманов,  о  предстоящем  строительстве пакетботов на берегу  Охотского моря,  мысленно пишет рапорты и  беседует со старшими офицерами, а потом вдруг улыбается, вспомнив о том,  что Анна, любимая жена, решившая вместе с детьми сопровождать его в этом походе, уже ждет  к ужину.  Знаменитый   капитан–командор, любимец Петра I,  Витус Беринг – руководитель экспедиции. В 1741 году скончается в холодной  землянке на пустынном  острове в Тихом океане, до последней минуты оставаясь верным своему долгу российского офицера.

Два месяца личный состав  экспедиции квартировал в Твери. В ожидании вскрытия реки готовили  и снаряжали к дальнейшему путешествию 50 судов. Им предстоял путь в тысячи километров по опасным сибирским рекам и покрытым льдом северным морям, через горные хребты,  заснеженные леса, замерзшую тундрам.

Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, Питер Ласиниус, Степан Муравьев, Дмитрий Лаптев, Егор Ендогуров, Вилим Вальтон, Дмитрий Овцын, Василий Прончищев, Свен Ваксель, Андрис Эйзельберг, Лев Казимеров, Сафрон Хитрово, Авраам Дементьев,  Федор Минин, Семен Челюскин, Василий Ртищев, Иван Верещагин, Матвей Петров, Василий Андреев, Гавриил Руднев.

Именно эти люди своим терпением, мужеством, отвагой закрепили за российской империей ее северо-восточные границы, изучив, описав, составив карты огромных,  неизвестных до той поры территорий.  Их имена не забыты: остров и пролив  Беринга, море Лаптевых, бухта Татьяны Прончищевой, мыс Овцына, мыс Челюскина, мыс Вакселя,  залив Минина, остров Чирикова, пролив Шпанберга, мыс Елагина.

Экспедиция открыла северо-западную Америку, было сделано подробное описание Камчатки, Курильских островов, Сибири, благодаря исключительному мужеству российских моряков впервые нанесено на карту побережье Северного Ледовитого океана. Русские корабли первыми прошли морским путем из России в Японию. По результатам экспедиции был издан первый «Атлас Российский». Итогами второй камчатской экспедиции до сих пор пользуются ученые всего мира.

Экспедиция открыла северо-западную Америку, было сделано подробное описание Камчатки, Курильских островов, Сибири, благодаря  исключительному  мужеству российских моряков  впервые нанесено на карту побережье Северного Ледовитого океана. Русские корабли первыми прошли морским путем из России в Японию. По результатам экспедиции был издан первый «Атлас Российский». Итогами второй камчатской экспедиции до сих пор пользуются ученые всего мира.

Почти во всех городах, через которые проходила Великая Северная экспедиция сейчас установлены  памятники, мемориальные доски, в честь ее участников  названы улицы и скверы, открыты экспозиции в музеях,  проводятся краеведческие конференции, походы, конкурсы,  фестивали,  посвященные  русским землепроходцам… Но вот в Твери, с  которой собственно началась вторая камчатская экспедиция, о ней, к сожалению, мало кто знает. В городе нет ничего, что напоминало бы о подвиге тех,  кто сделал нашу страну великой в политическом и географическом смыслах, кто 285 лет назад на тверской земле снаряжал корабли для беспримерного  путешествия.

Елена Панюхина, Исследовательский краеведческий Центр «Землепроходцы»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах