Примерное время чтения: 7 минут
202

СНИМИТЕ НЕМЕДЛЕННО!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и факты - Тверь 26/08/2015

На фильм Павла Дроздова об обороне Калинина скидываются жители.

"ПРЕКРАТИТЕ СРАВНИВАТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ И ЗАРУБЕЖНЫЕ, СОВРЕМЕННЫЕ И СОВЕТСКИЕ. ЭТО БЕСПОЛЕЗНОЕ ЗАНЯТИЕ. ВРЕМЕНА ИЗМЕНИЛИСЬ, А ВМЕСТЕ С НИМИ И ВКУСЫ", - ГОВОРИТ ТВЕРСКОЙ РЕЖИССЁР ПАВЕЛ ДРОЗДОВ.ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД ЕГО ИМЯ НЕ СХОДИТ С ЛЕНТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОВОСТЕЙ. В АПРЕЛЕ ФИЛЬМ ДРОЗДОВА "ЛЁД" БЫЛ ПРЕДСТАВЛЕН НА КИНОРЫНКЕ В КАННАХ.

В преддверии Дня кино, который отмечается 28 августа, Павел рассказал о реалиях кинематографа, зрителях и родной Твери, которую он так любит снимать в своих лентах.

ГОРОД В КАДРЕ

-Павел, Тверь мелькала в кадрах многих фильмов, в том числе и ваших. Чем столица Верхневолжья пленит режиссёров?

-Тверь - отличная съёмочная площадка. Это город контрастов: здесь можно найти деревянные бараки, современные здания и старинные особняки. У нас замечательная архитектура, прекрасные улочки, живописные виды. Набережная Степана Разина, Речной вокзал, улица Трёхсвятская, Морозовские казармы... Эти объекты облюбовали многие отечественные режиссёры. Здесь снимались сцены знаменитых фильмов: "Чучело", "Курсанты", "Статский советник", "Кадетство" и др.

Но для меня Тверь - не просто место для съёмок, я здесь живу. Люблю родной город и хочу показывать его в своих картинах. На родине я снимал сериал "Верь мне" для Первого канала и фильм "Лёд" о молодых хоккеистах. Работали по всей Твери: в парках, у стадиона "Химик" и т.д. Помню, во время зимних съёмок "Льда" привёл оператора на набережную, хотел снять на фоне Старого моста романтическую сцену. Было пасмурно: Волга чёрная, снега нет, слякоть - совершенно нерадостная картинка. Оператор скептически заявил, что будет снимать, если пойдёт снег. И Тверь помогла мне: в день съёмок выпал снег, стелился лёгкий туман, стало невероятно красиво.

Обидно слышать, когда говорят, что в Твери так убого, что здесь можно снимать только депрессивные фильмы. Неужели вы думаете, что забытых уголков нет в Лондоне, Нью-Йорке, Париже или Берлине?! Я много где бывал: поверьте, найти разруху и показать её можно в любом городе мира.

ПРОЩАТЬСЯ НЕ БУДЕМ

-В январе вы объявили о съёмках картины об обороне Калинина. Как продвигается работа?

-Снять фильм о героях, отдавших в 1941 году свои жизни, защищая наш город, я мечтал давно. Сценарий написан пять лет назад. Наконец удалось сформировать творческую группу, сейчас подбираем костюмы и реквизит. Картина с рабочим названием "Прощаться не будем" посвящена спорным страницам истории. Сегодня некоторые исследователи считают, что в октябре 41-го Калинин сдали без боя. Поверьте, это не так. Да, когда приблизились немцы, часть руководства сбежала - это подтверждают архивные документы. Но были сотни людей, которые пошли в ополчение, в истребительные отряды и защищали город. Многие погибли. Я считаю нашим долгом почтить их память.

Немцы были в нашем городе 64 дня. Они казались вечностью. Свободно ходить по городу запрещалось, в 16.00 начинался комендантский час. Обыденностью стали виселицы, расстрелы, аресты. Многих жителей эвакуировали, но тем, у кого больные дети, старики или супруги, было не уйти. Мы хотим рассказать о том, что творилось в городе, о мужестве и предательстве, смелости и малодушии. А ещё о любви, которая не прекращается даже когда идет война. Перед главным героем - комендантом города - стоит выбор: оставить Калинин или пойти его защищать. Он выбирает второе и идёт до конца.

Часть ситуаций выдумана, поскольку это художественный фильм, но в целом сюжет основан на реальных событиях. Мы изучали книги, переписки военачальников, письма жителей. Сценарий дорабатывался, когда появлялся доступ к новым архивам. Не стану раскрывать всех секретов, но скажу, что удалось выяснить много новых фактов. Очевидцы тех лет поделились удивительными откровениями. Увидите фильм - узнаете. Война ещё свежа в памяти наших бабушек и дедушек.

- Ваш фильм - о войне, патриотизме, о том, что важно для общества. Реально ли получить на такие проекты финансирование от государства?

-Очень трудно. Господдержка существует, но её дают из года в год одним и тем же студиям. Остальным - на чужой каравай рот не разевай! Для фильма "Прощаться не будем" мы просили помощи у народа. Буквально за пару месяцев собрали около 140 тыс. рублей. На эти средства удалось частично провести кастинги, осенью будем снимать трейлер - видеоролик из самых зрелищных фрагментов фильма. Надеемся выйти с ним на крупных продюсеров. При этом на сам фильм требуется несколько миллионов рублей.

В следующем году будет отмечаться 75-летие со дня освобождения Калинина, хотелось бы снять картину к этой дате. Интерес к фильму есть, но из-за кризиса многие отказываются его финансировать. Для себя я решил, что фильм всё равно будет снят, чего бы мне это ни стоило. Уже есть договорённость с прокатчиками, которые запустят его во всех кинотеатрах страны.

Казалось бы, зачем снимать кино о войне? Его и так много. Но ведь советские ленты, на которых выросло моё поколение, наши дети уже не смотрят, какими бы замечательными они ни были. Если мы хотим, чтобы кино дошло до современного зрителя, мы должны говорить с ним на одном языке. Наши коллеги из Голливуда снимают фильмы о Второй мировой войне и показывают в них героизм своих солдат. Если мы не будем делать того же, наши дети вырастут на чужих примерах.

В ТРЕНДЕ - КОМЕДИИ

-Для каждого времени характерны свои киноленты. О 70-х годах рассказывает "Москва слезам не верит", о 90-х - "Брат". Чем запомнится современная эпоха?

-В нулевые появилось много фильмов об успешных топ-менеджерах. Сейчас всё чаще снимаются комедии. Видимо, когда обстановка в стране напряжена, а людям труднее жить, нужна разрядка. Переход на комедии и лёгкие сериалы связан и с ускорением темпа жизни. Людям некогда смотреть вдумчивое кино - на это нужно время и настрой. Куда приятнее отвлечься от забот! Есть примеры удачных комедийных сериалов - "Кухня" или "Интерны".

А вот детских фильмов, увы, совсем нет. Анимации полно, а кино нет! С развалом Советского Союза их перестали снимать и финансировать, потому что они не окупаются. Взамен создали серию мультиков про богатырей и прочее: смешно и красочно, но шутки-то там для взрослых!

-Сегодня фильмы делятся на снятые для массового зрителя и для интеллектуалов. Первые не всегда гарантируют качество, вторые не всем понятны. Как сделать, чтобы хорошее кино делали для народа?

- Тот же "Левиафан" Звягинцева сегодня одни считают шедевром, другие ругают на чём свет стоит. Кто прав? Да никто, это дело вкуса. Хорошо, что создаётся разное кино, у зрителей есть выбор. Массовые фильмы, конечно, проще в плане кинематографического языка.

Современных режиссёров часто упрекают, что советские фильмы хочется пересматривать, а нынешние - достаточно посмотреть один раз. Сам обожаю те ленты, но неужели вы думаете, что тогда выпускались только шедевры? В год в Советском Союзе выходило около двухсот фильмов. Сейчас мы сможем назвать 50-100 картин тех времён. А остальные? Просто до нас дошли хиты.

Чтобы кино нашло зрителя, есть много факторов. Не всегда это определяется гениальностью фильма. Например, в этом году российская военная драма "Единичка" попала в прокат вместе с американским "Миром Юрского периода". Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, кому отдали предпочтение зрители. Такая же участь чуть было не постигла "А зори здесь тихие": новая версия должна была выйти в прокат вместе с "Люди Икс-2". В дело вмешался Владимир Мединский, министр культуры страны. Он применил свои "санкции": премьера зарубежного фильма в России состоялась на неделю раньше, чем во всём мире. Зато наши "зори" собрали полные залы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах