«Театр - моё лекарство», - говорит заслуженный артист России Георгий Пономарёв. Его называют Михаилом Тверским - по названию созданного им спектакля, вошедшего в театральную историю нашего края. Яркий и харизматичный, Пономарёв на сцене уже 58 лет.
Корреспондент «АиФ в Твери» поговорил с артистом Тверского областного театра драмы о современном зрителе и роли великого князя в истории.
Драма девяностых
Екатерина Евсеева, «АиФ в Твери»: Георгий Николаевич, вы на сцене больше полувека. Как за это время изменился зритель?
Георгий Пономарёв: Не только зритель поменялся, страна стала другой! С ностальгией вспоминаю советское время. Публика была интеллигентнейшей, в хорошем смысле слова голодной до культуры. Помню, как в Челябинске, куда я отправился после окончания института, выходил на площадь и читал Твардовского. Собиралось больше тысячи человек! На рубеже «перестройки» и 90-х перед театрами остро встала проблема пустующих залов. В 1988 году я впервые поставил спектакль «Михаил Тверской». Знаете, как называлась рецензия? «Михаил Тверской в пустом зале». На премьеру пришли не больше 30 человек. Потом людям и вовсе стало не до культуры. Те, кто всё же приходили в театры, порой вели себя крайне неприлично. Несколько раз мне даже приходилось останавливать спектакль: когда на первый ряд садились школьники и, приняв развязные позы, громко беседовали и выкрикивали реплики наподобие «Слушай, ты чё плетёшь?!» Полагаю, так вели себя дети бизнесменов, которые, обалдев от гигантских сумм в доме, забыли о моральных устоях.
К счастью, в начале нулевых сознание людей начало меняться. Да и сами театры стали многое делать, чтобы завлечь публику. Сегодня недостаточно афиш, нужно быть хорошим менеджером, продвигать своё дело. Несколько лет назад у нас появился проект «Доступный театр». Купить билеты в любую точку зала теперь можно всего за 200 рублей, примерно в три раза дешевле обычной стоимости. И народ пошёл, причём заинтересовалась молодёжь. Для удобства зрителей билеты можно приобрести онлайн. Если не знаете, на какой спектакль идти, специальный алгоритм на сайте поможет подобрать репертуар по интересам.
«Ну, Пономарёв, буржуй!»
- Тверским театрам приписывают «местечковость». Какие проблемы видите вы?
- Только одну - финансирование. Если в столице в постановки вкладывают миллионы, нам выделяют слёзы. Я поставил четыре моноспектакля. В костюмы и декорации частично вкладывал свои средства, привлекал спонсоров, что-то вовсе делал своими руками. Так поступают и некоторые другие актёры. Из-за того, что нет денег, наш театр почти не ездит на гастроли. Последний крупный тур был семь лет назад, когда Тверь получила звание «Город воинской славы». Нас тогда профинансировал Минкульт России.
- Да и работа актёра не самая денежная. Не обидно?
- На кого обижаться? На себя, что пошёл в эту профессию? Но я мечтал о ней. То, что выбрал одну из самых нищих работ, понял, как только уехал из родительского дома. Выступая в челябинском театре, подрабатывал на радио, телевидении, давал концерты. Но денег порой не хватало даже на брюки. Научился шить костюмы себе и жене, сам делал для дома мебель. В 1963 году нас с супругой пригласили в Калининский театр юного зрителя. Но Калинин меньше Челябинска, подрабатывать стало негде. У меня тогда родилась поговорка: если перед зарплатой «угостишь» друга билетом на трамвай за три копейки, выбьешься из семейного бюджета. Вот как жили! Но актёрскую среду и не думал променять на другую.
Мне говорили: «Ну, Пономарёв, буржуй!»
Однажды мне предложили работу в Москве: должность заведующего сектором театров в ЦК комсомола. Обещали хорошую зарплату и квартиру в столице. Предложение было заманчивым, но я не смог оставить сцену. Как не остался на «постоянке» в Германии, куда в 70-е годы уехал на заработки. К тому времени у нас с супругой родился сын, нужно было обеспечивать семью. В чужой стране мы прожили три года. Играл в армейском театре в гарнизонах наших войск, узнал немецкую культуру. На деньги, заработанные за границей, купил потом в Калинине «Жигули». Иметь в те годы свой автомобиль - это было нечто. Мне говорили: «Ну, Пономарёв, буржуй!» Почему всё-таки уехал из Германии? Из-за дикой тоски по родине, которая накрывала меня целиком.
Главная роль
- Идёт ли молодёжь в актёры?
- Ещё как! В Москве конкурсы в театральные училища огромные - по 60-90 человек на место. Отчасти, правда, спрос вызван тем, что некоторые выбирают эту профессию не по призванию, а ориентируясь на «звёзд». Однако серьёзный театр - это не шоу-бизнес, где лёгкая слава и большие деньги. И старшеклассникам, и их родителям хорошо бы это осознавать.
- В следующем году - 30 лет, как вы играете Михаила Тверского. Вас уже ассоциируют с этим именем. Кто для вас святой благоверный князь?
Сегодня князь Михаил - небесный заступник Твери. Долгие годы его имя было забыто. Помню, как-то гулял по центру города и увидел сувенирную лавку. Спросил у продавца, есть ли что-нибудь про Михаила Тверского. Он мне протянул диски Михаила Круга. К счастью, историческая память возвращается, на Советской площади установили памятник князю. Правда, сначала с ошибкой в отчестве (вместо Ярославич - Ярославович. - Ред.), но это по «рекомендации» одной высокопоставленной чиновницы. Однако за пределами Верхневолжья о Михаиле Тверском почти неизвестно. Пора вернуть России его имя и развенчать мифы. Торжокские экскурсоводы до сих пор рассказывают туристам, что Михаил сжёг их город. Но это неправда!
- В Твери не раз говорили о необходимости снять кино про Михаила Тверского. Воз и ныне там…
- Сценарий для фильма я написал ещё на рубеже веков, издали его в 2006 году. С литературной точки зрения в Москве его оценили достаточно высоко. Нашлись и те, кто готов был профинансировать фильм, но при одном условии: я должен убрать сцену Бортеневской битвы, где московский князь Юрий (не путать с Юрием Долгоруким, жившим на 200 лет раньше до упомянутого события. - Ред.) выступает против князя всея Руси Михаила и ведёт себя как негодяй и трус. Но ведь так и было! Почему я должен переписывать историю?! Только потому, что столица до сих пор не может признать правду про своего князя? После этого я ещё несколько раз показывал сценарий влиятельным людям, но мне говорили: «В Твери делай со своим Михаилом что хочешь, но в Москву не суйся!»
80 лет - не возраст!
- В этом году вам исполнилось 80 лет - уважаемый возраст. Не возникает желания оставить сцену?
- Хотите сказать, не пора ли на покой? Стариком себя не ощущаю. Пусть в последнее время я - кладезь всевозможных недугов, но без театра не могу. Мне даже жена говорит: «Сыграл бы уже быстрее спектакль, хоть подлечишься!» Но меня сцена лечит. Она актёру нужна, как воздух. В одном из московских театров в прошлом веке играла Александра Яблочкина. Ей уже было глубоко за девяносто, она передвигалась в инвалидной коляске, но выходила на сцену. Причём играла роли из репертуара, когда ещё была здорова. И как она их играла! Знаете, добровольно из театра наш брат редко уходит. На моей памяти был случай, когда одного из артистов попросили оставить сцену. До сих пор помню боль и тоску в его глазах. Прощаясь, он улыбался, но это была улыбка глубочайшего одиночества. После этого он быстро угас. Сцена для актёра - целая жизнь, оставить её - большая трагедия.