На мосту завершают ремонт
16 октября в Твери завершается ремонт Восточного моста. Больше года город ждал, когда самая длинная переправа через Волгу снова будет "в строю". Мы пережили жуткие пробки, возмущались, что свеженький асфальт пошёл трещинами, а открытую для проезда часть заметно накренило... И вот настал "час икс".
Теперь нас интересует: всё ли сделано так, как надо? В день официального ввода в эксплуатацию мост ожидает "госприёмка". Мы же её ждать не стали, а вместе с независимым экспертом организовали свою "АиФприёмку". Наш корреспондент прогулялась по мосту с Игорем СМЕЛЯНСКИМ, доцентом кафедры автомобильных дорог, оснований и фундаментов Тверского государственного технического университета.
Как шашлык
"Сначала на машине проедем, - предложил Игорь Валерьевич. -А потом пешком".
Лёгкая вибрация - это потому, что покрытие шероховатое, для лучшего сцепления колёс с дорогой. А вот ближе к концу моста автомобиль чуть дёрнулся на металлической колее.
"Это деформационные швы, - объяснил Смелянский. - Без них при такой конструкции не обойтись. Летом жара, при нагревании балки расширяются. Потом холод - сужаются. Чтобы не было деформаций и поломок, нужны швы. Они и на Старом мосту через Волгу есть - это тот металлический лист, о который все брякают. По идее, вполне реально сделать так, чтобы вы, когда проезжаете, вообще их не чувствовали. Почему здесь это не сделано - вопрос к строителям".
В остальном претензий к ремонтникам у нас нашлось немного. А вот тверские автомобилисты, наверное, поинтересовались бы: стоило ли дважды на месяц перекрывать движение? Летние пробки этого года многим запомнятся не меньше, чем зимние снегопады.
"Частично перекрывать мост было необходимо - из-за особенностей технологии работ. Сам я внутри не был, но, по слухам, трещины в несущих конструкциях пролётов достигали нескольких сантиметров. Это мост "шашлычной системы": отдельные блоки собираются в ряд и стягиваются тросом. Он становится как бы "шампуром", на который нанизывается "мясо". Между этими блоками и появляются щели - чаще всего из-за ошибок, допущенных при строительстве. Пришлось трещины заделывать, стягивать дополнительной арматурой. Все эти работы под автомобильным движением выполнять нельзя, поэтому мост перекрывали по полосам. А полностью закрыли, возможно, потому что подрядчик не успевал и пошёл на крайнюю меру для ускорения работы".
Без трамваев, но с рельсами
В целом же для такого моста, как Восточный, год ремонта - нормальный срок, - считает Игорь Смелянский. - В первые месяцы подрядчик сильно затянул процесс, но постепенно график удалось догнать.
- Говорят, при ремонте использовали высокие технологии, нанобетон...
"Вот туда посмотрите, - Игорь Валерьевич показывает на фрагмент покрытия, явно образующего "волну". - Это похоже на высокие технологии? Впрочем, нанобетон был. Он очень прочный, но при этом гораздо легче обычного. С его помощью выравнивали участок полотна, который раньше провисал".
Посреди моста, всем на удивление, тянутся трамвайные рельсы. О том, что они есть в проекте, сообщалось не раз, но до последнего момента хотелось верить, что этот маразм удастся остановить. Рельсы с ул. Орджоникидзе сняли, по ул. Вагжанова трамваи давно не ходят! Они в принципе не могут появиться на Восточном мосту!
Состояние рельсов тревоги у нашего собеседника не вызвало, положены грамотно. Убрать их, как выяснилось, будет не очень сложно. Сложнее предугадать, на сколько лет хватит нынешнего ремонта.
"Мы недавно обследовали мост такой же конструкции в Новгородской области, ему уже через десять лет снова потребовался ремонт, - рассказал Смелянский. - Но там были другие повреждения. Что касается Восточного, думаю, необходимость новых серьёзных работ может появиться лет через пятнадцать".
Радость от окончания работ подрядчику грозит омрачить суд, очередное заседание которого назначено на 17 октября. Администрация города Твери не отказалась от идеи взыскать с "АСВ-Строй" неустойку в 1 млрд 12 млн рублей за то, что мост не был сдан к середине лета, как положено по контракту. Удастся ли это сделать, покажет время.
Кстати
В этом году на текущий ремонт дорог Твери потратили 263 млн рублей. На эти деньги починили около 22 км дорог. Отдельно 75 млн понадобилось на капитальный ремонт ул. Орджоникидзе, который завершат к концу октября. В городской администрации уверяют, что на каждый участок, в зависимости от сложности работы, действует свой гарантийный срок. Если меняли верхний слой покрытия, за такую дорогу подрядчик отвечает два года. На Орджоникидзе по некоторым элементам гарантия доходит до 10 лет. Если что-то пойдёт не так, с подрядчика спросят не деньгами, а делом - заставят за свой счёт исправлять недочёты.