Маленький учитель против большой партии
Сегодня он герой нашего времени. Идеалист и искатель правды. Сергей Погодин - неординарный и талантливый директор Нелидовской школы N 4 - за три года сумел вдохнуть новую жизнь в это учебное заведение. Но был уволен по политическим мотивам.
Чиновники из местной администрации не могли простить учителю решение идти в районные депутаты самовыдвиженцем, а не от их команды, сплотившейся под знамёнами "Единой России". В поддержку директора стали выступать дети, родители, учителя - отправляли письма во всевозможные инстанции, вплоть до президента и премьера. В блогах и на форумах о скандальном увольнении писали известные телеведущие и общественные деятели. Выступало и наше издание. К счастью, глас народа услышали наверху: директора в должности восстановили. О российских выборах, отечественном образовании и честности Сергей ПОГОДИН рассказал корреспонденту "АиФ в Твери".
Нет уж, увольте!
- Совсем недавно в Белорецке заставили уйти из школы заслуженного учителя России Романа Хазанкина, в Челябинске завели уголовное дело против директора лицея Александра Попова, у нас в Тверской области осудили учителя рисования Илью Фарбера, теперь скандал с вами... Неужели стране не нужны перспективные педагоги?
- Этот список можно продолжать сколько угодно. Только в Мурманске этой осенью уволены более 20 директоров школ. Да и у нас в области я не первый. Убрать по-тихому, без объяснения причин, ненужного руководителя даёт право злополучная 278 статья Трудового кодекса ("Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации"). Обжаловать её практически невозможно, чем и пользуется начальство госучреждений. Независимый профсоюз "Учитель" уже призывает отменить эту статью или хотя бы прекратить её применять в отношении руководителей бюджетной сферы.
С другой стороны, если ты будешь неудобен, тебя всё равно снимут. Захотят - найдут к чему придраться. Вот придёт в школу СЭС и не дай бог найдёт маленький скол на тарелке. Всё! "До свидания" могут сказать директору за несоблюдение санитарных норм. А неугодным ты сегодня можешь стать по любой причине.
- Отношения между учителями и властью складываются сомнительные. Чиновники помыкают педагогами, пользуясь их зависимостью от бюджетного финансирования, местных руководителей и т.д. Субботники - пожалуйста! Выборы - непременно! В итоге общество получает безвольного бюджетника-раба. Можно ли исправить ситуацию?
- Мне самому часто говорили: "Ты государев человек и должен выполнять указания". А я не государев человек! Я слуга народа и буду работать только на его благо. Не все руководители соглашаются думать "как надо". Есть и те, которые выступают за свободу мысли. Я отношу себя ко вторым. Никогда своим коллегам не навязывал чью бы то ни было точку зрения, не указывал, как надо голосовать, не просил замалчивать что-либо. Сам все проблемы выносил на всеобщее обсуждение: на родительских собраниях, на педсоветах, в социальных сетях. Открытость и честность, на мой взгляд, превыше всего. А у нас люди зачастую боятся высказать своё мнение и лишиться из-за этого работы. Школу пора выводить из-под контроля и финансирования местных властей, нужно создавать сильный союз учителей и родителей!
- Этой осенью вы стали заложником политической системы. Отказ избираться от партии власти обернулся для вас увольнением. Где же хвалёная демократия?
- Вот мы и посмотрели, есть ли у нас демократия или нет. Я пошёл на выборы в районное Собрание депутатов независимым кандидатом. Со своими сторонниками провёл хорошую кампанию, потратив на это минимум личных средств. Мне не хватило буквально 30 голосов, отстал от кандидата "Единой России". Но, сами понимаете, часто выборы - это, скорее, галочка и формальность, нежели реальное голосование. А про увольнение... Да, местная власть показала свою силу, но людям это не понравилось, они и выступили в мою защиту. Вот это и есть демократия, когда народ заставляет власть себя услышать!
"Директор -это завхоз"
- В наследство вам досталось учебное заведение с букетом проблем. За короткое время вы сумели добиться многих положительных изменинй, при этом финансирование учреждения особо не увеличилось. За счёт чего удалось сделать школу привлекательной для учащихся и их родителей?
- Когда мы в 2005 году пришли сюда работать с бывшим её директором Александром Ершовым, я, честно скажу, чуть не заплакал. Убогость угнетала. Но желание работать и чего-то добиться пересилило. Уже через два года школа стала обладателем гранта президента, а сайт школы заслужил грант губернатора. Педагоги становились победителями конкурса "Лучший учитель России". Стала выпускаться школьная газета, открылись курсы вождения, появилось школьное телевидение, активизировалась научно-исследовательская работа учащихся. Знаете, главное - стремиться и давать людям возможность проявлять себя...
А вечерами мы с Ершовым сами занимались ремонтом. Помню, администрация города не хотела менять ливневую трубу возле школы, из-за чего в дождь двор превращался в одну сплошную лужу. Так пришлось пригрозить, что буду на раскладушке ночевать в их кабинетах. А что? Как ещё до местных властей достучаться?! Можно строить много интересных планов, заинтересовывать учащихся различными проектами, но дети должны находиться в комфортных условиях. Поняв, что уровень заботы власти ограничивается 30 тысячами рублей в год на два здания нашей школы, я на каждом шагу пытался объяснить, что нам мало этих средств даже на повседневные нужды. Вот в этом году в школу наконец пришли деньги: около 4 млн рублей. Скинулись область, район и Законодательное Собрание региона.
Мы и сами не сидели сложа руки. В школе пролицензиро-ваны дополнительные платные компьютерные курсы, прибыль от которых также идёт на содержание школы. Пришлось высказать и своё недовольство компаниями, оказывающими услуги, например, по школьному питанию. Вы только подумайте: килограмм бананов - 90 рублей, картошки - 50 рублей, а сыра -600 руб.! Откуда такие цены?!
- Всё чаще в обществе возникают разговоры, что руководитель школы должен быть не
просто учителем, а эффективным менеджером. На ваш взгляд, директор школы - кто он сегодня?
- Прежде всего - завхоз! Потому что главная забота директора - как выбить и эффективно потратить выделенные средства. При этом количество хозяйственных проблем растёт гораздо быстрее, чем количество этих самых средств. Поэтому приходится справляться своими силами: привлекать учителей и вместе красить, белить, косить, убирать снег с крыш, менять двери, трубы, розетки.
У нас есть профессиональное образование для учителей, но у нас нет вузов, где бы учили на директоров школ. А такое образование необходимо!
Большая перемена
- Преобразования в школе идут постоянно, вот и в этом году новые порядки. К чему приводят эти изменения - поднимают или топят школу?
- То, что в школу поступает оборудование и стали выделяться солидные средства, - это колоссальный рывок. Я хорошо помню, когда у учителей физкультуры был всего один мяч, а в самой школе под несколькими замками стоял единственный компьютер. Теперь же есть всё, причём в необходимом объёме.
Если же говорить о самом образовательном процессе, то тут всё неоднозначно. Существующая форма государственного экзамена не заставляет учащихся мыслить. Лет пять назад на кружок журналистики ходили 20 - 30 детей, которые могли интересно писать, а сейчас таких единицы. ЕГЭ задумывался как равные стартовые возможности для всех детей, но на деле это не так. Даже умница-ребёнок может сделать одну глупую ошибку, которая скажется на его оценке. Ну, а о результатах вводимых новых образовательных стандартов мы сможем поговорить через несколько лет.
- Современную молодёжь обвиняют в деградации, в хамстве, отсутствии элементарных знаний. Кто должен исправлять положение и пересмотреть своё воспитание - семья или школа?
- Всякий раз, когда возникают такие разговоры, я говорю: "Вспомните себя в 12 - 15 лет". Мы шалили не меньше нынешних детей. Понимаю, что для кого-то раньше и вода была мокрее, и молодёжь культурнее. Но у нас замечательные дети! А их воспитание зависит и от школы, и от родителей. Если мама сама покупает подростку сигареты или наливает стакан пива, то никакая школа не поможет. В идеале в семье должен царить культ здорового образа жизни, а школа может это поддержать, открывая новые секции, организуя различные соревнования. Нельзя забывать и про дополнительное образование в школе, чтобы каждый ребёнок смог найти дело по душе.
ДОСЬЕ
Сергей ПОГОДИН родился в 1973 году в Уральске. В 1995 году окончил физико-математический факультет Уральского педагогического института им. А.С. Пушкина. На работу отправился в Нелидовский район. Работал учителем
математики и информатики в Селянской и Земцовской сельских школах, школе N 5 г Нелидово. Сейчас возглавляет школу N 4 г Нелидово. Имеет почётные грамоты от Министерства образования Тверской области и Министерства образования и науки РФ, обладатель гранта президента конкурса "Лучшие учителя России 2009". Женат, трое детей.