Чем обернётся для детей закрытие сельских школ?
Оптимизация учреждений образования стала трагедией для жителей сотен сёл Верхневолжья. "Невыгодные" школы закрываются, и на прошлой неделе такая участь постигла Кострецкую школу Максатихинского района. Несмотря на это, родители и дети ближайших деревень продолжают бороться за её сохранение.
Они уверены: нельзя отправлять 30 детей за десятки километров на учёбу в соседнее село, разбивать сложившийся педагогический коллектив и лишать деревню права на развитие.
Дорога к знаниям
Школа хоть и называется Кострецкой, находится в соседней деревне Перевесы. Последние километры едем по песчаной дороге, раскатанной грейдером. Хорошо, что зарядивший с утра дождь не превратился в ливень, иначе за качество дороги поручиться было бы трудно.
Двухэтажное типовое здание школы не кажется разваливающимся. Обойдя вокруг, можно заметить лишь несколько трещин на облицовке. Возможно, внутри дело обстоит иначе, но узнать этого не получилось - в школу нас не пустили. Директор школы Любовь Васильева любезно выпроваживает корреспондента и сообщает: попасть внутрь можно только по разрешению администрации района. Даже ребят, которые вышли на крыльцо во время перемены, учителя загоняют обратно, пока редакционная машина стоит в школьном дворе. "Это не наше решение, это распоряжение сверху", - отвечает на все вопросы директор.
О закрытии школы местные власти начали говорить ещё лет пять назад. В 2011 году проверка определила состояние здания как предаварийное. Вскоре после этого родителям предложили отправлять детей автобусами в соседнее село Ривицкое, но жители деревни дружно потребовали оставить школу в их населённом пункте. Ответ за подписью Вячеслава ЕЛИФЕРОВА, главы администрации Максатихинского района, гласит, что зданию школы нужен ремонт, стоимость которого оценивается в 7 млн рублей: "Учитывая перспективность поселения, районная администрация приложит все возможные усилия для сохранения школы" .
Однако денег в местном бюджете не оказалось. Здание, рассчитанное на 400 человек, для тридцати учеников великовато, отапливать двухэтажную громадину дорого, ремонтировать
- и того дороже. Но родители уверены: выход найти можно. Например, привести в порядок то здание, где школа располагалась раньше, - двухэтажный деревянный дом в Кострецах. Для ребят его вполне хватило бы, и ремонт оказался бы не столь затратным. Но власти решили, что проще возить детей в Рив-заводскую школу за 17 - 25 км от деревень поселения.
- Нам сказали, это для комфорта и безопасности учеников, - возмущается Марина САФРОНОВА, жительница деревни Перевесы, бабушка нескольких школьников. - То, что дети в 30-градусный мороз будут час трястись в автобусе - это безопасно? Здесь такие дороги, что зимой машины и автобусы тракторами вытаскивать приходится. Телефонная связь плохая, автобус может застрять на несколько часов, прежде чем об этом кто-нибудь узнает. И потом, маленьким детям придётся вставать зимой в полной темноте, идти через неосвещённую деревню к остановке к 7.30 утра, а возвращаться они будут около 16 часов. Они что, после этого смогут уроки сделать?
- Если школу не удастся отстоять и нам предложат отправлять детей на автобусах, я своего просто не отпущу, - делится Сергей ГААГ, житель деревни Кострецы. - У нас ребёнок в первом классе, его в автобусе через полчаса укачивать начинает. Елиферов на встрече с родителями нам сказал: "Это возрастное, пройдёт".
Урок Конституции
Эта самая встреча жителей Перевесов и Кострецов с главой районной администрации дала много поводов для обсуждения. Дети из средних классов тайком от учителей и родителей нарисовали плакаты: "Руки прочь от школы", "Не уничтожайте наше будущее" и лаконичное "ПРОТИВ!".
- Даже мы, старшеклассники, ничего не знали, - рассказала нам Евгения КИЗИЛОВА, ученица 11 класса. - Они плакаты прятали в раздевалке, а в день собрания попросили нас помочь, подержать транспаранты. Дети вошли в зал, где глава администрации объяснял жителям дальнейшую судьбу школы, и встали вдоль стен со своими лозунгами.
- Нас потом обвиняли, что это мы детей подговорили, что они сами не могут до такого додуматься, - вспоминает Марина Сафронова. - Это не так. Дети обострённо воспринимают любую обиду, несправедливость. Мы потом спросили у нашего Миши, ему 10 лет: как вам такое в голову пришло? А он открыл дневник, там на первой странице выдержки из Конституции: "Каждый ученик имеет право на выражение собственного мнения". У них 1 сентября был урок Конституции, и дети всё запомнили.
- Мы все против закрытия, - вздыхает Евгения Кизилова. - Я боюсь, если уеду из этой школы, не смогу нормально к ЕГЭ подготовиться. Столько времени на дорогу будет уходить! Здесь учителя хорошие, дают нам знания на приличном уровне. Я после девятого класса все экзамены на отлично сдала, после школы собираюсь в столичный вуз поступать.
Женина семья переехала в Тверскую область из Сибири. Попыталась обосноваться в Ржевском районе, потом оказалась здесь. Причины всех переездов одинаковые: закрывали сельские школы, детям было негде учиться.
- Такая ситуация по всей стране, - грустно подводит итог Марина Сафронова. - Словно кто-то решил сделать всё, чтобы деревни не было. Когда закрывается школа - это конец. Уезжают учителя, а это сельская интеллигенция, меняется микроклимат деревенский.
Пока с экранов звучат слова о возрождении села, в самих сёлах жители вынуждены бороться за самое простое: фельдшерские пункты, рабочие места и право учить детей. Неужели для государства селяне и их дети - лишние люди?
P.S. Когда материал готовился к выходу, Кострецкую школу закрыли. Администрация района предложила родителям... искать спонсора, который помог бы с ремонтом школы. Тогда, мол, учебное заведение можно будет включить в соответствующую программу на 2014 год. Иными словами, спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
Алексей НОВИКОВ, заслуженный учитель России, много лет был директором сельской школы Торопецкого района, заведовал районо Андреапольского района:
- Сельские школы надо сохранять. Сейчас происходят дикие случаи: недавно закрыли школу в Селижаровском районе, там тоже училось около тридцати детей, теперь их возят за 20 км по плохой дороге. Говорили, что здание аварийное, а на самом деле всё делалось в интересах местного бизнеса. Примеры закрытия школ можно найти и в других районах, в итоге страдают ребята. Ведь найти для них новую школу - этого мало, нужно решить целый комплекс проблем, в первую очередь с качеством дорог, по которым страшно пускать школьные автобусы. Но разве такие проблемы рассматриваются в комплексе? Бытует мнение, что сельская школа не способна подготовить человека для поступления в вуз, ведь дети учатся здесь без использования новых технологий. Да и кто будет стараться ради трёх-четырёх ребят в классе. Но, опираясь на свой опыт, могу сказать: не надо смотреть на размер школы и на количество учеников! Всё зависит от условий, которые создают педагоги. Бывают полностью укомплектованные учебные заведения, технически оснащённые, а образование там даётся низкое. А есть сельские школы на несколько десятков ребят, где учителя работают от души. Оттуда выходят прекрасные дети, которые потом продолжают учёбу в вузах. Поэтому министерству образования и губернатору надо вмешаться в ситуацию с закрытием сельских школ, пока не поздно.
Галина ЛАПУШИНСКАЯ, председатель Тверского отделения общественной организации "Вольное экономическое общество России":
- С одной стороны, когда в поселении закрывают школу, то фактически убирают основу для развития этого поселения. Оно становится непривлекательным для семей с детьми, люди будут стремиться оттуда уезжать. С другой стороны, есть конституционное право ребёнка на получение качественного образования. Где бы ни жили дети, они должны учиться в равных условиях, чтобы получить одинаковые шансы на последующее получение профессионального образования. Сельская школа не всегда может обеспечить высокий уровень обучения, там зачастую не хватает ни кадров, ни оснащения. И выпускники без знания компьютера, например, будут сильно уступать своим сверстникам из крупных населённых пунктов. Если у поселения есть потенциал для развития и оправданные ожидания увеличения численности учащихся в будущем, органы власти должны пытаться сохранить школу, привлекая для неё дополнительные средства: закупать компьютеры, возможно, организовать дистанционную работу педагогов и т.д. В Черногории, например, есть такая деревушка Негуши. Там школу сохранили ради единственного ребёнка, потому что деревня была готова заниматься туризмом и для этого привлекать молодежь, которая вряд ли бы вернулась, если детям негде было бы учиться. Даже в России есть положительный опыт сохранения школ: в ряде наших сибирских деревень учителя и жители, чтобы сохранить школу, брали приемных детей. В случае с Кострецами - если родители уверены, что готовы жить, работать в этом селе и рожать там детей, то надо помочь им сохранить школу.
Дмитрий КУЛИКОВ, и.о. министра образования Тверской области:
- - Специфика образовательной сети Тверской области в том, что 59% школ являются сельскими. Сегодня в Тверской области функционируют 318 сельских школ.
Регионом в рамках полномочий введен ряд механизмов поддержки сети сельских школ:
- Введены дополнительные повышающие коэффициенты при финансировании сельских школ. Также регионом снижен норматив наполняемости классов образовательных организаций (в школах, расположенных в городской местности, наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек, а в школах, расположенных в сельской местности, - 12 человек). Таким образом, сельские школы получают средства по нормативу выше в 3 раза, чем школы, расположенные в городской местности.
- Выделяются дополнительные средства на закупку оборудования, организацию питания, обеспечение ежедневного подвоза обучающихся в базовые школы, проведение мероприятий по энергоэффективности, капитальному ремонту, комплексной безопасности в рамках реализации программ и проектов.
Регулирование численности образовательных организаций на территории муниципального образования находится в компетенции муниципалитета. Структурные изменения, происходящие в сети образовательных организаций, касаются не более 5 - 7% школ Тверской области. Реализация мероприятий осуществляется в соответствии с программами развития, разделом которых являются программы развития каждой образовательной организации, включающие в себя целый комплекс мероприятий.
В отношении Кострецкой средней общеобразовательной школы решение по реорганизации образовательного учреждения находится в компетенции администрации Максатихинского района. По информации муниципального образования Максатихинский район, здание школы остро нуждается в проведении капитального ремонта. Средства муниципального образования ограничены, в полномочиях муниципалитета - содержание и ремонт зданий образовательных организаций. Ближайшая базовая школа Максатихинского района, оснащенная в соответствии с современными требованиями, расположена в 17 - 25 км от деревень Кострецкого сельского поселения, что соответствует требованиям СанПиН по организации подвоза учащихся к месту обучения.
НевеСЕЛО на селе
Дмитрий НЕЧАЕВ, телеведущий:
- Я сам начинал карьеру сельским учителем Б Мед-новской школе. И знаю не понаслышке: в таких учебных заведениях проблем на порядок больше, чем в городских. Школы стали заложниками патовой ситуации на селе. Ведь когда отмирает организм, отмирают и все его органы. В деревнях это ещё и детсады, больницы, почта.
Когда мы рассуждаем, сохранять ли очередную сельскую школу, нужно ответить на два вопроса. Первый: каковы перспективы этого села? Бывают населённые пункты, где даже электричества нет, а детей два-три человека. Сохранять школу там просто нецелесообразно.
Второй: принесёт ли реальную пользу образование в этой школе, будет ли оно полноценным? Когда я работал, у нас не было английского как предмета, потому что его некому было преподавать. Приходила очень пожилая женщина, она не могла нормально вести уроки, ученики её не воспринимали. Директор готов был сделать что угодно, даже квартиру выбить, лишь бы приехал молодой педагог. Но никто из выпускников РГФ учить детей на селе не захотел. Есть ли шанс у выпускников такой школы сдать вступительные экзамены без языка? Да и весь педагогический коллектив у нас был пожилой, а с детьми должны заниматься и молодые педагоги, близкие им по духу.
Мы расхлёбываем последствия политических, социальных и экономических перемен, произошедших в стране в 90-е годы. Спасти отдельно взятую сельскую школу - что-то из области фантастики. Это станет возможно, лишь когда ситуация на селе кардинально поменяется. Я верю, что село будет возрождаться, но это очень отдалённая перспектива.