Кто наведёт порядок в многоквартирных домах?
ВСЕ МЫ ПОМНИМ ГРОМКОЕ БАНКРОТСТВО ТВЕРСКОЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ЖЭУ "ЮЖНЫЙ", УШЕДШЕЙ В ПРОШЛОМ ГОДУ НА "ПОКОЙ"С ОГРОМНЫМ ДОЛГОМ В 57 МЛН РУБЛЕЙ. КАЗАЛОСЬ БЫ, ЭТОТ СКАНДАЛ ДОЛЖЕН СТАТЬ СИГНАЛОМ, ЧТО ПОРА СРОЧНО ЛЕЧИТЬ ЯЗВЫ КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. ОДНАКО СЛЕДОМ И С ЕЩЁ БОЛЬШИМИ ПОТЕРЯМИ ОТПРАВИЛИСЬ "В НИКУДА" РАЙОННЫЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ.
Риск банкротства, протекающие крыши, двойные квитанции... В нашу редакцию по-прежнему поступает много звонков от жителей, недовольных своими управляющими компаниями. Что делать, если коммунальщики работают плохо? Об этом мы побеседовали с Еленой ЮЛЕГИНОЙ, председателем тверской областной общественной организации "Качество жизни".
ЭТАЖИ ПРЕТЕНЗИЙ
-Елена Евгеньевна, сейчас поставщики ресурсов стали напрямую присылать квитанции потребителям. Объясняют они это тем, что через управляющие компании деньги до них не доходят. Помогут ли эти меры в борьбе с недобросовестными УК?
-То, что производители ресурсов недополучают своих денег, общеизвестно. Но воруют ли эти средства управляющие компании, решить может только суд. Пока в Твери такой факт жульничества полностью доказан правосудием в одном случае. Это МУП "ТДЭЗ", которое не заплатило ресурсоснабжающим организациям порядка 170 млн рублей, собранных с жителей. За этот случай обидно вдвойне: опорочило себя муниципальное предприятие, которое, по идее, должно быть примером для других.
Недоплачивают и сами граждане. Эта проблема существует во всём мире: "недостача" составляет около 5%, но при этом нарастает стремительно. Решать этот вопрос нужно на уровне государства. Для одних ужесточать наказание, для других, кому тяжело платить по действующим тарифам, усиливать меры социальной поддержки.
Что касается перехода поставщиков ресурсов на прямые договоры с потребителями, это правильно. Каждый, наконец, займётся своим делом. Ресурсники будут поставлять тепло, свет, воду и т.д., управляющие компании содержать имущество дома, а население - оплачивать услуги и тем, и другим напрямую. Вот по части содержания дома за управляющими компаниями как раз и нужен контроль.
-Когда жителям следует быть начеку?
-Прежде всего, при заключении договора с УК. Хозяева дома - собственники квартир, поэтому договор должен составляться с учётом их интересов. Ведь это они нанимают управляющие компании, чтобы те содержали дом, и платят им деньги! Тариф на содержание дома утверждают собственники, изменить его можно раз в год на общем собрании жильцов. Разумные компании под этот тариф составляют смету, а в конце года отчитываются, на что потрачены деньги. Люди вправе требовать такого отчёта, и я советую спрашивать по полной!
Есть претензии - в первую очередь обратитесь письменно в свою УК. Не помогло - обращайтесь в Госжилинспекцию, в отдельных случаях в прокуратуру. Если в договоре указано, что подъезд должны убирать два раза в неделю, а по факту его моют раз в месяц, если течь кровли не устранили за три дня, если это положено по закону, если компания собрала деньги на дворника, не наняв его, - добивайтесь исполнения договора в полном объёме! Увы, многие директора до конца не понимают, что такое содержание дома, и стараются получить в управление как можно больше домов. Скажите: если у них в управлении 600 зданий и больше, реально их обслуживать, учитывая требования собственников каждого помещения в каждом доме?!
-Собственники могут сменить управляющую компанию. Но где гарантия, что мы не меняем шило на мыло?
-Почитайте устав новой компании, поговорите с жильцами, чьи дома она обслуживает. Узнайте, в каком состоянии эти здания. Уважающая себя УК вывешивает отчёт о проделанной за год работе на сайте Госжилинспекции или своём собственном. Не поленитесь и почитайте. Кроме того, сайт ГЖИ публикует рейтинг управляющих компаний региона. На сайте налоговой инспекции России есть замечательная услуга, где по названию, ЮГРЛ или ИНН компании можно узнать, зарегистрирована ли она и какие виды деятельности осуществляет.
Если собственники по тем или иным причинам не могут выбрать достойную УК, можно создать товарищество собственников жилья. В этом случае собственники берут ответственность за содержание дома на себя, но это в их интересах.
ЛИЦЕНЗИЯ -НЕ ПАНАЦЕЯ?
-До 1 мая 2015 года все управляющие компании должны получить лицензию на свою деятельность. Станет ли от этого коммунальный рынок порядочнее?
-Мера благая, но сомнений лично у меня много. Директора управляющих компаний обязаны сдать экзамены. Им предстоит ответить примерно на 200 вопросов, разработанных Министерством строительства России. Я видела эти вопросы: о компетентности руководителя они много не скажут. Глубокое знание требований по качеству обслуживания проверяет максимум 50 вопросов. Как бы это всё не оказалось для галочки. А массовый уход управляющих компаний с рынка, который прогнозируют некоторые эксперты, - это просто катастрофа для многоквартирных жилых домов. Надеюсь, этого не произойдёт.
Образовывать сегодня надо всё общество: жильцов, управляющие компании и самих законодателей. Первые должны знать не только свои права, но и обязанности, вторые - ответственность за надлежащее содержание многоквартирного дома, а третьи - изучить технологии управления и поставки ресурсов.
Ольга КИРИЧЕНКО, председатель Тверской региональной ассоциации ТСЖ и ЖСК:
- Если жильцы не довольны управляющей компанией, можно объединиться в товарищество собственников жилья. Но следует понимать, что на создание и будущую деятельность товарищества потребуется немало сил и времени. Собственникам нужно быть готовыми к ответственности, которая на них ложится. Управлять домом не так просто, как кажется. Здесь много тонкостей, и не все граждане способны руководить юридической организацией, знать законы и грамотно применять их. К сожалению, вынуждена признать, что во многих товариществах собственников жилья Твери творятся настоящие бардак и беззаконие. И виноваты в этом только собственники. Исходя из ситуаций, которые мы видим, не мешало бы для руководителей ТСЖ и ЖСК ввести экзамен хотя бы по минимальному знанию жилищного законодательства. Возможно, порядка стало бы больше, и собственники конкретных многоквартирных домов получили уверенность, что их ТСЖ - в надёжных руках.
Татьяна АТАЕВА, начальник Государственной жилищной инспекции Тверской области:
- Мы постоянно контролируем содержание жилищного фонда региона, также в области действует муниципальный жилищный контроль. В отопительный сезон жители часто жалуются на некачественное отопление и горячее водоснабжение. По обращениям проводятся проверки, выдаются предписания. В 2014 году выявлено 7800 нарушений, управляющие компании оштрафованы в общей сумме на 15 млн руб. Порядка 84% выявленных нарушений устраняются. Так, после вмешательства инспекции в девяти многоквартирных домах Твери появилась горячая вода, которой не было с июля из-за неисправности циркуляционного насоса. До 1 мая 2015 года все управляющие компании обязаны получить лицензии, а руководители - квалификационные аттестаты. В противном случае управлять домами они больше не смогут. Сейчас в регионе работает 291 компания. Думаю, с этим нововведением у собственников и органов власти появится реальный рычаг влияния на деятельность управляющих компаний.
Пётр РЫЖИЛО, житель посёлка Максатиха:
- У нас не коммунальная сфера, а чёрная дыра! С беспределом коммунальщиков жители нашего посёлка борются уже около пяти лет. Очистные сооружения, на мой взгляд, не работают, отчего по населённому пункту зачастую распространяется неприятный запах. Удручающая ситуация с теплом и водоснабжением. Каждую зиму в наших домах холодно, люди замерзают, дети болеют. Зачастую температура в квартирах - ниже 18 градусов тепла, что не соответствует нормам. Почти три года назад мы, жители дома N 46 по ул. Пролетарской, обратились в местную прокуратуру с просьбой разобраться в ситуации. Тогда органы правосудия установили, что причина низкой температуры - загрязнение внутридомовой системы отопления. Прокурор предписал директору нашей управляющей организации устранить нарушения и выписал штраф в 1500 рублей. Но теплее после этого не стало. Мы периодически требуем перерасчёта, но нам его производят за один-два дня, хотя холодно может быть неделями. И ничего не доказать! Куда мы только не обращались, но и в вышестоящих инстанциях правды не добиться. Все сваливают ответственность друг на друга. В итоге страдают жители. Тарифы растут, мы оплачиваем счета за услуги, которых по факту не получаем. Устали бороться и биться о стену равнодушия. Слова о коммунальном порядке - это сказки, и распутать порочный клубок нереально.
КСТАТИ
Жители, не довольные качеством коммунальных услуг, могут оставить обращение на главной странице сайта Государственной жилищной инспекции Тверской области www.gji.tver. ru или по электронному адресу upr_gosghilinsp@web.region.tver. ru. Тел. (4822) 52-12-13. По итогам 2013 года в тройку лучших управляющих компаний Твери вошли: ООО "УК Застава", ООО "УК ЖЭУ", ООО "Фаворит+". В числе худших оказались: МУП "Тверь-общежитие", ООО "Управляющая компания Горжилфонд", ООО "Городская коммунальная служба".
*Рейтинг опубликован на сайте Государственной жилищной инспекции Тверской области.