Волна оптимизации, закрытие небольших домов творчества, плата за кружки и секции... Дополнительное образование в нашей стране почему-то отходит на второй план. Но ведь именно эта сфера растит из ребёнка думающего, разностороннего человека!
На прошлой неделе в Твери по инициативе Общественной палаты России прошла Всероссийская научно-практическая конференция "Дополнительное образование: новые возможности и новая ответственность". Её участникам удалось не только поднять острые вопросы, но и выработать важные предложения.
Раскрывая таланты
Обсуждать проблемы, которые ставит перед отраслью XXI век, приехали люди, неравнодушные к интересам детей: заслуженные педагоги России, представители власти, Общественной палаты страны и многие другие. "Современное время ставит новые задачи, открывает иные возможности и определяет новую ответственность", - отметил член Общественной Палаты России Александр Бутузов, приветствуя участников конференции.
Несколько лет назад в стране появилась концепция, где заявлено, что каждый ребёнок талантлив, а задача педагога - выявить способности и раскрыть их. В прошлом году приняли комплексную программу по развитию дополнительного образования. Один из ключевых её пунктов - доступность обучения.
"Сегодня мы говорим об импортозамещении и о том, как вырастить своих учёных, инженеров. Но где кружки технического творчества? Их почти не осталось. После перестройки выпускники школ ринулись учиться экономике и юриспруденции, другие сферы оказались не в почёте, - говорит Любовь Духанина, председатель комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты России. - Ситуацию надо исправлять. Владимир Путин заявил о недопустимости сокращения заведений внеклассного профиля, ведь за каждым из них - судьба детей. Возможно, в будущем году из федерального бюджета регионам выделят субсидии на дополнительное образование".
Учёба по сертификату
Обсуждается и вопрос, вводить ли для учреждений дополнительного образования подушевое финансирование. В этом случае они будут получать деньги за реальное количество детей, которые к ним ходят. Для этого даже предлагается ввести персональный сертификат на получения бесплатного внешкольного образования. Эта мера вызывает много споров. Эксперты сошлись во мнении, что к ней нужно подходить осторожно, чтобы не сократить уровень социальных гарантий.
"Когда мы говорим о детях, нужно быть особенно внимательными. Решения, принятые второпях, могут обернуться невосполнимыми потерями. Мы знаем регионы, где с введением инклюзивного образования, при котором инвалиды должны быть вовлечены в социум, закрыли традиционные коррекционные школы. А ведь некоторым детям подходят только их программы, - рассказала Светлана Вержбицкая, заместитель председателя правительства Тверской области. - Через три года дополнительному образованию исполнится сто лет. В Тверской области действует 163 учреждения этого профиля. Мы должны сохранить лучшие традиции и привнести то новое, что требуют современные условия".
Кому дают грант?
Особое внимание участники конференции отвели вызовам времени. "В дополнительном образовании происходят изменения не потому, что отрасли двадцать лет уделялось мало внимания, а потому, что меняется мир, - уверен Борис Куприянов, старший научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы института образования, доктор педагогических наук, профессор. - Руководитель кружка, который считался отличным специалистом в 80-х годах, сегодня должен подстраиваться под новые реалии. Мы должны соответствовать детям нового поколения".
Опытом решения разных проблем поделились представители из других регионов. Ярославская делегация обозначила, что дополнительное образование должно двигаться в направлении созидания личности. Гости из Курска затронули кадровые вопросы. В местном Дворце пионеров педагогический состав собирали несколько лет, тщательно отбирая работников. Каждый сотрудник здесь представляет особую ценность.
"Перед отраслью стоит много проблем, но мы ни в коем случае не должны терять кадры, - утверждает Лидия Девянина, директор курского Дворца пионеров и школьников, заслуженный учитель России. - Внеучебная работа крайне важна. Школа даёт канву знаний, но она не обеспечивает ребёнку полноценное и разностороннее развитие. Пора пересмотреть финансирование учреждений дополнительного образования и способы выделения грантовой поддержки. Обидно видеть, как гранты зачастую выигрывают учителя, которые отлично работают с документами, но на деле совершенно чуждые детям. У педагогов, которые по-настоящему занимаются с детьми, нет времени на бумажные дела. Ни в коем случае нельзя закрывать кружки. Только подумайте, что будет, если закроются, к примеру, художественные секции? Современное телевидение и так задавило публику, а кто будет растить думающих зрителей и прививать им хороший вкус? Возможностей для развития сегодня много. Мы должны их учесть, не потеряв опыт, накопленный годами".
Конференция стала не просто серьёзным разговором о детях. Участие в ней приняли и сами малыши. Они показали своё творчество на художественных выставках и выступлениях. Ребятня из Удомли, Ржева, Конакова, Кимр и других городов пела и танцевала. Это стало лучшей иллюстрацией к диалогу об образовании. Яркие, задорные и невероятно талантливые дети подчеркнули, что именно с ними связано процветание нашей страны.
Кстати
Эксперты обеспокоены: есть риск вытеснения бюджетных услуг платными. При Общественной палате России заработала "горячая линия" по этим вопросам. Если кружки и секции, где занимаются ваши дети, закрылись или стали брать с вас деньги, звоните по телефону 8-800-700-8-800 (звонок бесплатный).
Мнение эксперта
Во избежание ошибок
Конференция вызвала живой интерес педагогического сообщества. Её итоги комментирует Александр Бутузов, член Общественной палаты России, председатель общественного совета по образованию Министерства образования Тверской области, директор Тверского филиала Московского гуманитарно-экономического института:
- Эта конференция стала площадкой для диалога педагогического сообщества, представителей власти и Общественной палаты России. Это разговор практиков, тех, кто на себе испытывает изменения, происходящие в образовании. В этой отрасли уже многие годы идут реформы. Вводятся новые образовательные стандарты, создаются учреждения новых типов, меняется парадигма обучения. Вместе с этим происходит и частичная оптимизация сети учебных заведений.
Реформы школьного образования прошли с определёнными проблемами, поэтому очень важно не допустить таких ошибок при обновлении дополнительного образования. Сегодня об этом важно говорить. Если право на школьное образование закреплено Конституцией России, то про дополнительное образование в ней нет ни слова. А значит, со временем его можно потерять и вовсе.
В нашей стране принята программа развития дополнительного образования. Впервые прозвучала установка не закрывать заведения такого профиля. Не оптимизировать их, оставляя только лучшие, а именно не допускать сокращения сети. Отрадно, что федеральное Министерство финансов заложило средства для поддержки учреждений дополнительного образования в регионах. Это здорово, но мы должны говорить и о том, как будут использованы эти деньги. Важно, чтобы выделенные средства не растворились в других статьях, а дошли именно до детей.
Только дополнительное образование даёт личности гармоничное развитие во всех направлениях. Это то образование, куда ребёнка не загоняют, в кружки и секции он идёт по собственному интересу. Даже если он не останется в той или иной секции, в его душу и интеллект уже будут заложены важные ростки, которые проявятся в будущем.
Как человеку, представляющему в Общественной палате страны Тверскую область, мне приятно видеть, что, несмотря ни на какие трудности, в регионе удалось сохранить дополнительное образование. Несколько лет назад мы даже не могли говорить о кружках и секциях для детей из асоциальных семей или ребят с ограниченными возможностями, а сегодня мы видим их творчество. На самом деле слово "дополнительное" не подходит для такого образования. Оно ключевое, оно формирует личность.
Важно, что состоявшийся разговор не стал "карамельной пастой", где говорилось только об успехах. Мы обозначили проблемы, которые могут нас ждать при дальнейшем реформировании. Наш голос был услышан органами власти. Думаю, диалог на эту тему будет продолжен.