Мимо дома Сергея Морякова, что в деревне Поволжье Ржевского района, просто так не пройдёшь. Яркие расписные ворота с замысловатой резьбой он сделал сам. А ещё запросто может сплести лапти, смастерить глиняный горшок, печь и даже рушник вышить. А уж в кругу знатоков частушек, пестушек, старинных песен ему и вовсе нет равных. В гости к хранителю истории Верхневолжской земли отправился наш корреспондент.
Хранитель традиций
Среди собирателей русского фольклора Сергей - личность известная. К нему в гости не раз наведывались учёные со всех уголков Росси. Вот и недавно у Морякова останавливалась экспедиция. Ездили по области, искали заброшенные деревеньки, собирали обломки старинной утвари, которая после реставрации займёт достойное место в музее.
- Он шьёт, печёт, гончарничает, вяжет и прядёт - всё умеет, - удивляются соседи Морякова.
- А как же иначе, - отвечает Сергей. - Нашёл я куски старого глиняного горшка, и как его в таком виде учёным показывать? Сначала отреставрирую, а потом уже людям на обозрение. Или рушник старый, кое-где узор сохранился, а кое-где нет. Вот и вышиваю, для целостности картины, так сказать.
На вопрос, зачем всё это ему нужно, Моряков искренне отвечает:
- Вы ведь этим заниматься не будете? И сосед мой не станет, и сосед соседа тоже. Не прибыльно такое дело, дохода - как с козла молока. А кто тогда расскажет и покажет ребятишкам, как раньше их предки жили? Какие игрушки были у их сверстников, а какие песни пели? Поэтому и занимаюсь, чтобы сохранить и передать дальше культурное наше наследие.
Фольклором Сергей увлёкся ещё в 14 лет, записывал рассказы бабушек, выпытывал у деда разные истории и аккуратно записывал их в тетрадку.
- Даже не знаю, почему мне это было так интересно. Помню, учительнице принесу тетрадь с записями, она почитает, поправит, где слово не так написано. А потом, когда в селе упадок начался, соседка баба Агашка пришла ко мне, принесла своё вышитое полотенце и говорит: "Сынок, деревня погибает, ты у нас самый молодой, возьми, сохрани". Вот я и храню.
Говорящий орнамент
От старинной русской одежды, вышитой невероятными узорами, глаз невозможно оторвать. Вот только мало кто знает, что каждый орнамент, каждая вышитая чёрточка на одежде наших предков могла многое о человеке рассказать. К примеру, женат ли он, вдовец или вовсе холостой.
- Один раз гляжу, на улицу мужик вышел в рубахе русской, без пояса. Идёт довольный, а на всю рубаху ромб у него с орнаментом вышит. Знаете, как читается? "Я многодетная мама", - смеётся Сергей. - Я пальцем у виска покрутил: "Ты где такое взял, сними, не позорься!" А он в ответ гордо так: "Что, разве не красиво?" А вот посмотрите на пояс. Видите, на нём свастика? Но никакого отношения орнамент к фашизму не имеет. Когда война началась, от греха подальше бабы прятали полотенца с таким узором. На самом же деле вышитая вместе с прочими узорами на поясе или рушнике свастика связана с культом солнца. Пояс обычно делался двухсторонним, и с обеих сторон вышивался. К примеру, одной стороной его мог носить холостой молодой человек, а как только женится али девку найдёт - сразу пояс переворачивает на другую сторону. В определённый половозрастной период люди надевали только строго определённые вещи. К примеру, женщина преклонных лет, которая уже не может рожать детей, не должна носить орнамент на рубахе такой же, что и женщина детородного возраста. А мужчин с 56 лет уже стариками называли, и они носили пояс со знаком угасающего солнца.
Главный "чудак"
Людей, которые хорошо знают наш фольклор, осталось немного, по пальцам можно пересчитать, да и тех зовут чудаками. А ведь именно они помогают не растерять культурное наследие старины. Вот и Сергей Моряков не скрывает, что давно уже чуть ли не главный "чудак" в области. За фольклором он ходит пешком в самые глухие деревушки, стучится в каждый дом и, если повезёт, запишет интересную песню в исполнении старожила или найдёт старинную посуду.
- Не все впускают, боятся, время нынче неспокойное. Многие деревни уже полностью ободраны собирателями антиквариата. Вот люди и гонят с порога. А ведь если сейчас не собрать ценные знания о традициях наших, то потом уже поздно будет, поколение старое уходит, сёла вымирают. Скоро ко мне прибудет экспедиция, поедем искать место, где Игнач-крест стоял. Всё за собственные средства.
На исследовательскую работу Моряков готов последние рубли потратить без сожаления, хотя зарабатывает он кладкой печей в деревнях. И дома у него, кстати, единственный источник тепла - русская печь, на ней и спит. И ничего, что не богато изба обставлена. Не в этом счастье. Главное - историю сохранить, а на это ни денег, ни сил не жалко.