Отряды заступили на Вахту памяти
Поля 16 районов Верхневолжья, где разворачивались страшнейшие события Великой Отечественной войны, до сих пор в воронках от бомб и снарядов, а в земле лежат останки тысяч незахороненных неопознанных солдат. Десятилетия после Победы их не искал никто, кроме отдельных энтузиастов.
Официальная история поискового движения началась в стране в 1988году. В то же время в Тверской области появился военно-патриотический центр "Подвиг". В преддверии 9 Мая тверские поисковики отправились в очередную экспедицию. Для них война не закончена, пока не будет похоронен последний погибший солдат.
Страх остаётся дома
Утро 29 апреля. В окрестностях Погорелого Городища, близ деревень Новая и Александрово Зубцовского района, третий день звучат военные песни, жгут костры, люди в камуфляжных одеждах внимательно изучают местность. Здесь разбит целый палаточный городок. Вахту памяти в этот раз несут около двухсот человек: отряды из Тверской и Московской областей и даже из Сыктывкара.
Место выбрано не случайно. В 1942 - 43 годах здесь велись ожесточенные бои, территория входила в состав знаменитого "кровавого многоугольника" Ржев - Зубцов - Сычёвка - Вязьма - Белый - Оленино. Скольких жизней стоило тогда освобождение Ржевско-Вяземского плацдарма, точно неизвестно до сих пор.
- Знаете, поисковая деятельность стала для меня смыслом жизни. Я ведь начинал с нуля. В какой-то момент уходил в коммерцию, но в итоге вернулся к поисковым работам,
- сказал Сергей ТИТКОВ, председатель военно-патриотического центра "Подвиг".
- Я регулярно езжу в Подольск в архив Минобороны, изучаю документы, карты битв. На полях сражений ещё столько боеприпасов, столько неопознанных солдат. Наш долг - найти их и перезахоронить.
Времени на разговоры у участников Вахты не так уж и много. Поисковики берут щупы, металлодетекторы, лопаты и расходятся по своим направлениям. Первым делом обращают внимание на неровности: холмы, ямы, овраги. Именно такие места чаще всего становились кладбищем пропавших без вести солдат. Затем в ход идут щупы - тонкие металлические прутья, с помощью которых можно выяснить, что же находится в земле: камень, кость, дерево.
Поисковики со стажем определяют это по одному только стуку. Затем с места захоронения аккуратно снимаются слои земли, чтобы не пропустить ни одного опознавательного знака, ни одной детали.
- А не страшно погружаться в болота, опускаться на дно рек, ходить по заминированным полям? - не могу не задать столь банальный и в то же время естественный вопрос.
- Страх? Его мы обычно оставляем дома!
Семейный подряд
За время своей деятельности поисковики повидали немало. Конечно, были и те, кому такая деятельность оказалась не по силам, моральным или физическим. Но основной костяк всё-таки остался. В отрядах есть даже семейные династии. Так, Сергей Муницын занимается поисковой деятельностью уже 17 лет, вместе с ним в раскопках участвуют оба его сына.
Близкие погибших солдат с огромной благодарностью отзываются о труде поисковиков. Помнится, на Исаевском ручье был найден боец с медальоном, в котором лежала предсмертная записка: "Кто найдёт мой адрес, прошу известить моих родных о моей смерти". Родные нашлись спустя шесть десятилетий. Дочь героя жила на Украине. Хоронили солдата всем посёлком, с приспущенными знамёнами. Рыдали все: и старики, и дети. А двух тверских поисковиков, сопровождавших цинковый гроб, селяне принимали как дорогих гостей, подаривших им возможность по-человечески проститься со своим земляком, отдавшим жизнь на нашу Родину.
И таких историй множество. Благодаря поисковикам о своих отцах, дедах, прадедах, погибших на полях тогда ещё Калининской области, узнали сотни семей из разных регионов России и даже других стран. Павшим героям - вечная память!
ЯЗЫКОМ ЦИФР
■ В военно-патриотическом центре "Подвиг" 36 отрядов.
■ Число поисковиков колеблется от 550 до 800 человек.
■ В 2012 году в регионе обнаружены останки 2613 бойцов, восстановлено 68 имен, найдено 16 родственников погибших.