Завершился кинопрокат фильма тверского режиссёра Павла Дроздова «Прощаться не будем». Ленту о событиях обороны Калинина крутили во всех кинотеатрах страны!
Впервые на больших экранах показали неоднозначную, трагичную историю военного Калинина. Для своего фильма Павел Дроздов собрал лучших актёров: Андрея Мерзликина, Егора Бероева, Андрея Смолякова и других. О современном кино, зрителях и героях нашего времени режиссёр рассказал корреспонденту «АиФ в Твери».
Большой прокат
Екатерина Евсеева, «АиФ в Твери»: Павел, многих зрителей фильм тронул до глубины души, но есть и критичные отзывы. Как сами оцениваете: всё получилось, как задумывали?
Павел Дроздов: Полностью реализовать запланированное невозможно: есть ограничения по времени, финансам и т.д. Но в целом что хотелось сказать - я показал. В социальных сетях получаю большое количество откликов. Оказалось, многим эта страница истории про захват Калинина была совершенно неизвестна. Никто и не думал, перед каким мучительным выбором стояли тогда жители - бежать из города или защищать его. Люди писали, что им понравился жанр фильма - шпионский детектив. Один человек признался, что его так впечатлила сцена, где дерутся герои Бероева и Мерзликина, что ради этого он пошёл в кино ещё раз. Сам я сейчас нахожусь в Ярославле, снимаю сериал. Когда стартовал прокат, пошёл в местный кинотеатр как обычный зритель. Видел, как люди выходили из зала со слезами на глазах, вслух обсуждали какие-то сцены. Но были и те, кого кино не тронуло.
- После первых дней проката вы с досадой написали, что Тверь смотрит ленту о родном городе меньше, чем остальные регионы. Мне самой пришлось отпрашиваться с работы, чтобы пойти в кино, так как фильм показывали только днём. Какие уж тут рейтинги!
- К сожалению, я не могу повлиять на кинотеатры, они сами выбирают время показа. Знаю, что в Москве и Санкт-Петербурге были вечерние сеансы, причём в северной столице прокат продлили ещё на неделю. За Тверь я поначалу расстроился: действительно, народ не сразу пошёл. Но уже ко второй неделе проката ситуация изменилась. Мне присылали фото из Твери: где-то залы были заполнены наполовину, а где-то и полностью. Большое спасибо зрителям, которые пришли. Это огромная поддержка для отечественного кинематографа. Всегда привожу пример якутского кино. За последние пять лет оно завоевало популярность только благодаря местному зрителю. Первые якутские фильмы, которые выходили в прокат, были полулюбительскими. Но местные жители всё равно их смотрели. Они поддержали своё кино рублём, давая возможность режиссёрам получать с проката какие-то деньги, снимать и развиваться дальше. Сейчас якутский кинематограф стал вполне профессиональным. Вот бы всем регионам такую поддержку!
Право на вымысел
- В фильме мало боевых сцен, зато остро показаны чувства людей. Как вам удалось понять, что переживали тогда жители Калинина?
- Перед съёмками общался со многими историками, ветеранами, читал архивные документы. К тому же, моя прабабушка, когда была ещё жива, рассказывала мне, мальчишке, много леденящих душу историй про войну. Самым страшным тогда было ощущение внезапности произошедшего. Простые жители считали, что война где-то далеко. Они работали, ходили в магазин, но в один момент немецкие войска подошли совсем близко. Вот эти впечатления до сих пор не дают мне покоя, они засели где-то глубоко внутри меня. Сегодня многие считают, что Калинин отдали без боя, но это не так. За город боролись. Да, нашлись те, кто сбежал. Среди них часть руководства НКВД и пожарной охраны. Это подтверждают архивные данные. Но были сотни людей, которые остались защищать малую родину. Мы рассказываем, что тогда творилось в городе, о мужестве и предательстве, страхе и смелости.
- Сегодня много фильмов о войне, часто возникают споры о правдоподобности. Как не переврать историю?
- Изначально надо понимать, на какой фильм вы идёте. Есть художественное кино, где разрешается вымысел - в разумных пределах, конечно. А есть хроника с чётко выверенными фактами. Во всём мире в художественных фильмах встречаются «ляпы». В тех же советских фильмах вместо немецких танков не раз использовались отечественные. Фашистские кресты подрисовали - вот и вражеская техника. Но мне кажется, в художественном фильме куда важнее не фактические детали, сколько эмоции, которые получает человек от просмотра. Если зрителя трогает сюжет, он перестаёт обращать внимание, с какой стороны пришита пуговица и т.д. Не стоит придираться к мелочам. Для тех, кому важны такие нюансы, снимают документальное кино.
Герои нашего времени
- У каждого периода свои культовые фильмы: 70-е годы - «Москва слезам не верит», 90-е - «Бригада».Что отличает современную эпоху?
- В кино всегда ищут героя нашего времени. В нулевые это был фильм «Духless» про поколение топ-менеджеров. Сейчас идёт десятилетие патриотических картин, снимается много спортивных лент: «Легенда № 17», «Тренер», «Движение вверх» и другие. Через кинематограф пропагандируется здоровый образ жизни, причём это подтверждается реальными условиями: в городах строят спортивные площадки. Я помню, как в моё детство в 70-е годы все мальчишки играли в футбол: в каждом дворе, на каждой поляне. А в 90-е такого не было, площадки пустовали, молодёжь разбрелась кто куда. Сейчас подрастающее поколение снова понимает, в том числе благодаря кино, что спорт важен. А знаете, что ещё замечательно в наше время? То, что мы в принципе, снова стали ходить в кино. Был период, когда залы остались без зрителей. А сейчас в каждом крупном городе кинотеатр - одно из главных мест для развлечения населения.
- Какими сегодня должны быть герои кино, чтобы наши дети росли на хороших примерах?
- Сложно сказать. Вот взять мультик «Ну, погоди!» Вечный спор, за кого болеть: за очаровательного хулигана в брюках клёш Волка или за правильного Зайца. И ведь выбрать кого-то одного невозможно, потому что у каждого персонажа есть свои плюсы и минусы. Это как в жизни: даже у самых хороших людей есть свои недостатки. И напротив, те, кого мы порой сгоряча записываем в негодяи, могут оказаться куда порядочнее. Кино существует не для того, чтобы копировать кого-либо. Оно помогает человеку развиваться. Неправильно быть похожим на кого-то. Нужно сохранять свою индивидуальность, а для этого надо черпать информацию из разных источников: читать книги, смотреть фильмы, слушать музыку, посещать картинные галереи. Из таких «фрагментов» и формируется внутренний мир человека. Важно вырастить ребёнка разноплановой личностью. Научить его любить то место, где родился и вырос, уважать своих друзей и родителей. Это самая нужная закваска для будущей личности.
- Недавно в соцсетях вы опубликовали кадры с Иваном Охлобыстиным и Артуром Смольяниновым. Над какой картиной сейчас работаете?
- Снимаю сериал «Ростов» для канала НТВ. Это будет картина про 1920-е годы, когда Красная армия захватила Ростов-на-Дону. В фильме рассказывается о том, как зарождалась милиция. Смольянинов играет начальника уголовного розыска. У Ивана Охлобыстина - роль бандита по кличке Котелок. Яркий, необычный, харизматичный персонаж, который совершенно неоднозначен. На сто процентов с самого начала мы с продюсерами понимали, что эта роль именно для Ивана Охлобыстина. Мы ему предложили, он прочитал сценарий и тут же согласился. Сериал, скорее всего, выйдет в следующем году.
Соцсети? Это интересно!
- Вы активный пользователь соцсетей. Для вас это способ общения или возможность продвигать ваши проекты?
- Мне просто интересен такой формат. Через социальные сети я узнаю много нового из того, что происходит в мире. Например, в «Инстаграме» подписан на Арнольда Шварценеггера. Он часто выкладывает в сеть разные ролики со своим участием, с удовольствием их смотрю. Соцсети дают новую информацию, а порой даже вдохновение. Да, есть люди, которые принципиально не регистрируются в «Фейсбуке» или «Инстаграме». Но это дело каждого человека.
- Ваши фильмы сейчас показывают на всю страну, в них снимаются звёзды. Есть ли ощущение славы?
- Скажете тоже, никакой славы нет! Да, постепенно в моих картинах появляются популярные актёры. Но это работа такая: ездишь по стране, снимаешь, знакомишься с артистами. Моя жизнь никак не поменялась. Разве что работы стало больше, но ведь я её люблю!
Смотрите также:
- «Зритель не виноват». Кинокритик Антон Долин о самых кассовых фильмах осени →
- Большой дебют. Начинающий режиссёр снял фильм с Этушем в главной роли →
- СНИМИТЕ НЕМЕДЛЕННО! →