С пятого декабря в широкий прокат в стране выходит новая военная драма «Ржев». В современном кинематографе это первый художественный фильм об одной из самых трагичных битв в истории войны – боях на Ржевско-Вяземском выступе. Бои шли с 5 января 1942 года по 21 марта 1943-го. Создатели картины отмечают, что это будет жёсткая, неоднозначная, но честная картина.
Сюжет основан на реальных событиях. Сценарий написан по мотивам повести «Искупить кровью» писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева. В канун выхода фильма режиссёр Игорь Копылов рассказал «АиФ Тверь» о драме Ржевской битвы, про которую лишний раз стараются не вспоминать, и стремлении не переврать историю.
История одной роты
Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: «АиФ Тверь» Чего ждать зрителю от картины?
Игорь Копылов: В большинстве случаев фильмы, которые попадают в кинотеатры, – сплошной entertainment, то есть развлечение. Продюсерам нужно отбивать вложенные деньги, поэтому зрителям, как правило, предлагают увлекательные истории для семейного просмотра. У нас развлечения точно не будет. Сегодня в фильмах войну часто показывают красиво. Но мы сразу дали себе внутреннюю установку, что война – это не красиво. Мы не смакуем какие-то ужасы. Наше кино – попытка подробно показать один день из жизни роты: с боями, переживаниями солдат, муками, борьбой со страхами, смелостью. Это серьёзный драматический фильм. Мы старались сделать его максимально честным и правдивым, показать события так, как было на самом деле.
– В фильме нет ни одной женской роли. Почему?
– Потому что в картине нет персонажей-женщин. У нас даже санитары – мужчины. Почему это так удивляет? Это история одной роты, которая отбила у немцев деревню и пытается всеми силами защищать Родину. Никакого «фи» в адрес женщин мы не высказываем. Когда меня спрашивают, как же это кино будут смотреть представительницы прекрасного пола, ведь здесь даже нет любовной линии, отвечаю вопросом на вопрос: «А что, у женщин нет братьев, мужей, отцов, дедов, сыновей? Им уже неинтересно смотреть этот фильм, хотя он про них тоже?» Мне кажется, мнение, что дамы смотрят только про любовь, даже как-то обижает их.
– Почему обратились именно к ржевским страницам Великой Отечественной войны?
– Тема сама нашла меня. Идея фильма появилась у продюсеров Инессы Юрченко и Сергея Щеглова, которые предложили мне снять фильм. Я не соглашался, пока не нашёл личный ракурс повествования. Бои на Ржевско-Вяземском выступе – это долгая, почти полуторагодовая история. Наш фильм – микрон от той огромной битвы. Он показывает всего один день, бой за маленькую деревню. У нас не было задачи охватить все события, мы пытались осмыслить их через малое. Полгода изучали материал, потом репетиции, съёмки, монтаж. На создание фильма «от и до» ушло примерно полтора года – обычные сроки для кино.
– По сюжету события разворачиваются в деревне Овсянниково Ржевского района. Где на самом деле проходили съёмки?
– К сожалению, когда мы приехали в Ржевский район – в те места, которые описаны в книге, – поняли, что по техническим условиям, инфраструктуре и логистике здесь практически невозможно снимать. Как доставлять людей на съёмки, где им жить? Куда элементарно обращаться в случае поломки или замены реквизита? Наша группа приезжала в Ржевский район за фактурой и возможностью напитаться энергетикой этих мест, но сами съёмки проходили в Ленинградской области. Спасибо военным, которые предоставили под Питером Ржевский полигон. Так что, как видите, мы далеко не отошли от Ржева.
– Что помогало прочувствовать сюжет, а что оказалось самым сложным?
– Мы тщательно изучали материал, читали книги, ездили на место событий. Вплоть до мельчайших деталей артисты продумывали свои костюмы и некоторые характеристики героев. Впрочем, такой подход существует при работе с любой картиной. Что было самым сложным? Мы пытались не соврать по отношению к тем людям, про которых снимаем. Конечно, могу вам для статьи с пафосом сказать, как было трудно, как мы отработали 46 съёмочных дней в окопах в минус 28. Да, мы действительно больше месяца снимали в поле, в построенных блиндажах, в мороз. Ну было и было, уже забылось. Куда важнее стремление сделать кино так, чтобы потом не было стыдно. Наверняка найдутся люди, которые будут ругать фильм, и те, которые будут его хвалить. Посмотрим.
Переломный момент
– Сражения под Ржевом называют одними из самых кровопролитных. Что Вас особенно трогает в истории этой битвы?
– Ржевские страницы – одни из самых трагичных в истории Великой Отечественной войны. Но именно здесь наступил переломный момент, когда мы уже почти упали на дно, когда в наших солдат практически никто не верил, когда до Москвы оставалось совсем чуть-чуть… Тут, на Ржевско-Вяземском выступе, зародилась победа над страхом и собственным неверием. Это очень важный момент - когда ты перестаёшь бояться. Он дался большой ценой. Ещё хочу отметить, что Иосиф Сталин за время войны никуда не выезжал из ставки, кроме Ялты, Тегерана и ещё одного места – Ржева. Он приезжал сюда, чтобы отдать дань тем людям, которые погибли в мясорубке. Для меня Ржевская битва – трагичная, больная, но святая тема.
– До сих пор идут споры, сколько человек погибло в тех боях. Официально называют 400 тысяч человек, по альтернативным подсчётам, их в пять раз больше. Столь большие потери некоторые историки связывают как раз с ошибками руководства страны, и это, по их мнению, сегодня замалчивают. Что думаете по этому поводу?
– Давайте честно. Вы часто вспоминаете о своём плохом поступке в жизни? Прям ходите и каждый день укоряете себя: как так, я это сделал? Так вот и о потерях лишний раз не говорят. Да, Ржевская битва – не самая славная история. Здесь мы учились воевать и побеждать страх, у нас не всё получалось. Сейчас пришло время рефлексировать, вспоминать те события. Но спорить о количестве жертв, на мой взгляд, кощунство. Число погибших огромно. Но давайте посчитаем их в спокойном порядке и отдадим им дань. Сваливать же всё на подлость руководства я не склонен.
Вымысел или правда
– В последнее время снимают немало фильмов про войну. Многие из них вызывают негодование у зрителя из-за неточностей. Как не переврать историю, когда берёшься за такие темы?
– Честно работать. Читать материал, пытаться остаться человеком, художником. Не думать о финансовом результате: окупится или не окупится. Потому что, как только думаешь про деньги, сразу включаешь другие законы. Впрочем, как поступать правильно, никто не знает. Про нашу съёмочную группу могу сказать, что мы просто пытались быть честными.
– В Вашей картине много художественного вымысла?
– Любое художественное произведение – это вымысел. Любое! И даже повесть Кондратьева «Искупить кровью», по мотивам которой создан сюжет. Она была написана в 1980-х годах. Я уверен, что спустя 35 лет после войны это уже был художественный вымысел даже со стороны человека, который сам пережил те события. Но есть документальное кино, где вымысел не допускается. У него другие акценты. Вот там как раз нужно выяснять численность погибших – и это станет главной болевой точкой. В художественном фильме нести нагрузку будет кадр с глазами умирающего мальчика, солдата. В нашем жанре взгляд куда глубже, чем цифра.
Найти отклик
– Фильмы «Битва за Севастополь» и «Сталинград» оказались успешными в прокате, собирали полные залы. Но были фильмы, которые не зацепили зрителя. А что Вы ждёте от выхода картины «Ржев»?
– Даже не могу предугадать. Если бы был какой-то единый рецепт, все ленты были бы одинаково успешны. Но его нет. Могу сказать, что окупаемость для нас не самое главное. Куда важнее, чтобы фильм нашёл отклик в сердцах.
– Какого кино вообще сегодня не хватает?
– Качественного. Ещё одна важная проблема, которая стоит перед кинематографом, – как сделать так, чтобы русские фильмы попадали на экраны. Сегодня снимают огромное количество картин, которые не доходят до проката. Вот с этим бы сначала разобраться.
– Каким должно быть российское кино?
– Одно время в стране был перекос, когда кинематограф был преимущественно назидательным. Когда вышли «Пираты XX века», на них пошло полстраны. Потому что никаких экшенов тогда не было. Сейчас перекос в другую сторону: теперь сплошные боевики и слишком мало картин для души. А кино должно быть разным. Мы своим фильмом постараемся заполнить пустующую нишу, чтобы зритель думал, сочувствовал, переживал вместе с героями.