«Дорогая путёвка - не повод проводить отпуск дома! Садитесь на велосипед и изучайте мир самостоятельно. Это в разы экономнее и интереснее», - говорит велопутешественник с 12-летним стажем Александр Титов.
Крути педали!
Екатерина Евсеева, «АиФ в Твери»: Александр, почему для нового маршрута выбрали именно Волгу?
Старт велопоходу дан в Астраханской области, посёлке Кировский - там, где Волга впадает в Каспий. Дальше будем двигаться вверх по реке до её истока в Осташковском районе. Почему не наоборот? Так удобнее логистически.
До Астрахани доехали на поезде, теперь крутим педали в сторону дома. Маршрут я продумал заранее. За день будем проезжать от 70 до 130 километров. Это зависит от сложности участков: старался выбирать заасфальтированные дороги, но местами ждёт грунтовка.
Маршрут я продумал заранее. За день будем проезжать от 70 до 130 километров.
В хостелах остановимся семь раз, остальные ночи проведём палатках. Во время похода планирую вести описание маршрута. Глядишь, кто-нибудь оправится в такой же тур! Вот и пригодятся мои путевые заметки.
- Вы неоднократно колесили по Европе. Что больше всего впечатлило?
- Каждое путешествие - это заряд энергии, незабываемые эмоции и новые впечатления. Так, Нидерланды поразили комфортом. Здесь всё сделано для удобства жителей: чисто, красиво, для велосипедистов есть отдельные светофоры. Швейцария, Германия, Франция запомнились великолепными горными пейзажами.
Недавно с друзьями-единомышленниками вернулись с полуострова Рыбачий, что в Мурманской области. Это самая северная точка европейской части России. До Северно-Ледовитого океана отсюда - рукой подать! Если тропические острова называют кокосовым раем, то этот полуостров - рай для рыбаков. А иначе с чего бы он так назывался?
Два года назад колесили по Кавказу, добрались до долины Нарзанов, любовались местными горами, пообщались с жителями. Люди у нас - поистине замечательные! Помню, как при подъезде к Эльбрусу мы остановились на смотровой площадке с видом на гору у небольшого кафе. Хозяин кафе сказал, что сейчас не сезон, но чаем нас может напоить. Мы сидели на лавочке с видом на белоснежный Эльбрус и пили горячий напиток из маленьких пиалок. Романтика!
В Карачаево-Черкесии у посёлка Эльбрусский нам необходимо было пополнить запасы провизии, а до магазина было далеко и было уже поздно. Местный житель отвёз нас туда и обратно. И ни копейки за это не взял! Приветлив народ и в Абхазии, только уж очень шумный. Они сами над собой шутят: «Как научиться говорить по-абхазски? Набираешь в рот горячую картошку, а потом начинаешь громко кричать и выплёвывать её! И получится абхазский язык!» За эти годы столько поездок было. Всего уже не упомнишь!
Пляж? Скукотища!
- В поездках вас нередко сопровождает супруга. Неужели ей не хочется на море?
- Так я вожу жену по морям! Только пока это Белое, Баренцево и т.д. Недавно ездили на Чёрное море. Правда, не купаться, а кататься на велосипедах по побережью и окрестностям. Ещё не сезон, вода ледяная.
На двухколёсный транспорт я Свету пересадил, когда мы ещё встречались. С будущей супругой тогда поехали кататься в Финляндию и Швецию через Аландские острова, ей понравилось.
Свадебное путешествие в 2014 году также провели на велосипедах. Многие тогда крутили пальцем у виска: мол, в медовый месяц принято на Канары, а мы рванули на Алтай. С тех пор Света ездит со мной почти во все поездки. С ней - хоть куда! Конечно, как и любой девушке, порой ей хочется простого пляжного отдыха: шезлонги, коктейли, море, релакс и т.д.
А я даже не представляю, каково это лежать целыми днями на раскладушках и ничего не делать. Скукотища же! Да и какие впечатления могут остаться от такого отдыха: как ели да загорали?!
Однако, признаюсь, когда-нибудь сдамся и соглашусь ехать на тёплое море. Чего не сделаешь ради любимой жены!
Сам себе турфирма
- Вы работаете пожарным, путешествуете по несколько раз в год. Как удаётся совмещать работу и смотреть мир?
- У меня стаж пожарным уже 13 лет, поэтому мне полагается чуть больше 40 суток отпуска. Также коплю отгулы. Однако всем остальным советую не обязательно ждать отпуска для путешествий. Для тех, у кого нет дежурств на работе, существуют новогодние каникулы, майские праздники, дополнительные выходные на 23 февраля, 8 марта и другие дни. Поверьте, даже за пару дней можно организовать неплохой уик-энд. И вовсе не обязательно ехать за тысячи километров. Будьте легки на подъём и проявляйте фантазию!
- Сейчас модно путешествовать самостоятельно. Какой совет можете дать людям, которые не знают, с чего начать?
- Главное - не бояться экспериментировать. В век интернета узнать информацию о нужном городе, купить туда билеты, забронировать жильё можно без проблем. Зачастую это намного дешевле, чем покупать полный пакет у турфирмы. Никаких дополнительных комиссий, услуг и экскурсий вам не навяжут. Только то, что вы сами хотите.
Поход по Волге на 50 дней мне обойдётся чуть больше 40 тысяч рублей. Скажите, куда на столько дней и за такие деньги смогут отправить турфирмы?! А я побываю в 15 регионах, увижу десятки городов. Только самостоятельное путешествие позволит по-настоящему узнать местность и её жителей. Это же так интересно - находиться в стороне от стандартных туристических маршрутов, которые так любят гиды. Поверьте, ездить своими тропами и любоваться непричёсанной красотой каждой местности - особенный кайф.
На дорожку
- Как оцениваете велоинфраструктуру в регионах России?
- Её почти нет. За последние пару лет в Твери, например, появились парковки и даже несколько дорожек для велосипедистов. Но этого недостаточно. По-прежнему рискованно выезжать за пределы областного центра. По евростандартам вдоль магистралей должны быть выделенные линии, за которые машины не имеют права заезжать. В Тверской области, как и в большинстве российских регионов, нет трасс, которые были бы безопасны для велосипедистов. Приходится выбирать объездные пути или ехать по дорогам, рискуя жизнью.
Развитию велоинфраструктуры нам надо учиться у Европы. Мне нравится пример Голландии. Эту страну можно смело называть самой велосипедной в мире. Местные жители - ещё те любители покрутить педали. На работу или на учёбу, с детьми в школу, с покупками из магазина, с друзьями за город - почти всё и всегда на велосипеде. Чуть ли не на каждом углу есть парковки для «двухколёсных», ширина велодорожек около полутора метров. Более того, по закону в происшествиях между автомобилем и велосипедом почти всегда будет виноват первый. Неправым велосипедист окажется лишь в том случае, если едет пьяным.
Внимание к велотранспорту в Европе не случайно. Он решает множество городских проблем: меньше пробок, загазованности воздуха и нагрузки на автомобильные дороги. Ну, и ещё один бонус: вы всегда в форме! Так что крутите педали!