В последнее время число регулярных рейсов между Тверью и райцентрами в регионе заметно сократилось. Если автобус ломается, замену ему не найти. Добраться до областного центра иногда можно только на такси.
Пассажиры-заложники
Недавно, возвращаясь из Ржева в Тверь после выходных, корреспондент «АиФ Тверь» столкнулся с тем, что рейс, на который он купил билеты, по техническим причинам отменили. Автобуса на замену у регулярного перевозчика не нашлось. На коммерческих рейсах свободных мест тоже не было. Более тридцати человек оказались в безвыходном положении. На чём добираться? У одной из женщин вечером с тверского вокзала уходил поезд, пареньку-суворовцу нужно было к сроку вернуться из увольнительной, других на следующее утро в областном центре ждали работа или учёба. Люди стали объединяться, чтобы вызвать такси. Удовольствие не из дешёвых. Доехать от Ржева до столицы Тверской области стоит около 2000 рублей. Даже если поделить на четверых, получится дороже, чем билет на автобус: 500 рублей против 320. Но другого варианта не было.
Подобных ситуаций возникать не должно. Уж если организация взялась обслуживать пассажиров, она обязана решать такие проблемы. Прежде, случись поломка, в рейс выходил другой автобус. Теперь же часть маршрутов регулярного перевозчика по договору обслуживают индивидуальные предприниматели. «Лишнего» транспорта у них нет. Более того, если раньше между городами от предприятия «Тверьавтотранс», то есть с автовокзала, ездили только большие автобусы, теперь всё чаще встречаешь «пазики». В них и вещи положить некуда, и кресла не столь удобные: ноги не вытянуть, спинку кресла не откинуть. Получается, что одно из главных преимуществ, которое отличало регулярного перевозчика от частников, уходит в прошлое.
С доступностью рейсов - проблемы. В марте после жалобы жителей губернатору восстановили движение по маршруту Тверь - Селижарово. Тогда же Игорь Руденя поручил областному Министерству транспорта обеспечить регулярное автобусное сообщение между всеми муниципалитетами и Тверью. Но по-прежнему нет прямых рейсов до одиннадцати райцентров: Бологого, Западной Двины, Кашина, Красного Холма, Кувшиново, Лесного, Молоково, Оленино, Осташкова, Пено и Спирово. До некоторых из них можно добраться транспортом, проезжающим через эти населённые пункты. Например, в Молоково заезжает автобус, следующий до Весьегонска, в Западную Двину - транспорт, идущий в посёлок Жарковский. Однако билеты до промежуточных остановок продают по остаточному принципу. До Бологого и Спирово ходят электрички. Жители остальных районов ездят на частниках.
Коммерческий интерес
В некоторых направлениях регулярный перевозчик ездит, но очень редко. В Сонково курсирует один автобус, в Сандово - два. Но они хотя бы ходят каждый день. До Максатихи отправляется по одному рейсу лишь в пятницу и воскресенье. В прошлом году их несколько месяцев вообще не было. В Торопец автобус ездит пять раз в неделю. Билет стоит 815 рублей в один конец, путь занимает шесть с половиной часов. За то же время и примерно за те же деньги с тверского автовокзала можно доехать до столицы соседнего региона - Ярославля.
«Рейсы сокращают из-за убыточности, - объясняет руководитель областной общественной организации «Тверской автотранспортный союз» Владимир Густов. - Топливо и запчасти дорожают, нерентабельные маршруты закрывают. Общественный транспорт не окупается во всех странах, его поддерживают государственные субсидии. Но у нас в междугородние маршруты денег почти не вкладывают. Последний раз для «Тверьавтотранса» новые автобусы покупали в 2009 году - почти десять лет назад! Проблемы решаются за счёт частных перевозчиков, которым, впрочем, закон запрещает брать пассажиров по пути. Как быть жителям деревень, мимо которых больше не ездит регулярный перевозчик? Они должны добраться до райцентра и оттуда ехать в Тверь. Такой абсурд!»
Интерес для перевозчика представляют только коммерчески выгодные маршруты. До Конаково прямых рейсов - аж 13 в день. По девять автобусов отправляется в Кимры, по восемь - в Бежецк. Но ведь «Тверьавтотранс» обязан выполнять и социальные функции. Главная из них - обеспечить связь между всеми районами и Тверью. Сделать это сложно, ведь дорожная сеть нашего региона занимает по протяжённости первое место в Центральном федеральном округе и четвёртое в России. Но попасть на приём к нужному врачу, получить образование, оформить документы или просто купить необходимую вещь зачастую можно только в областном центре.