Примерное время чтения: 7 минут
237

Буря в Заливе. Рами Аль-Шаер: Россия предложила план мирного урегулирования

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ Тверь 07/08/2019

В последнее время ситуация в Персидском заливе серьёзно обострилась. Чтобы повлиять на политику руководства Ирана, Вашингтон заявил о создании коалиции для патрулирования Ормузского пролива. в неё могут войти все страны мира. На фоне растущей военно-политической напряжённости Москва представила собственную концепцию коллективной безопасности для региона.

О новых угрозах, о дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке и об особой миссии России мы беседуем с политологом и публицистом Рами Аль-­Шаер. По всем вопросам, изложенным в данной статье, он выражает своё личное, субъективное мнение и излагает информацию, исходя из собственных данных.

Путь миротворца

Елена Тихонова: США обвиняют Иран в нападении на танкеры в Ормузском проливе и грозят направить дополнительные корабли в регион, а Тегеран задерживает британские танкеры, сообщая о нарушении ими международных норм. Наша страна на этом фоне вновь выступает в роли миротворца?

Рами Аль-Шаер: В июле Москва представила концепцию коллективной безопасности в зоне Персидского залива представителям арабских государств, Ирана, Турции, «пятёрки» постоянных членов Совбеза ООН, Евросоюза, стран БРИКС. Российские предложения нацелены на поэтапное и долгосрочное урегулирование конфликта. Предложения Москвы решить проблему мирным способом прозвучали на фоне угрозы военного конфликта между США и Ираном: уже слышны предложения о создании военно­морской коалиции для защиты судоходства у берегов Ирана и Йемена.

Любая коалиция, создаваемая вне соглашений с Советом безопасности ООН, может представлять угрозу национальной безопасности России. Москва не раз призывала всех международных игроков, в том числе оппонирующих друг другу, к укреплению мер доверия. Идею разработать коллективную систему, направленную на сохранение мира в районе Персидского залива, Россия высказывала ещё в конце 90­х годов прошлого века на фоне угрозы американского вторжения в Ирак. Страны региона тогда, к сожалению, не смогли преодолеть свои противоречия. Мы знаем, чем завершилась агрессия Вашингтона и его союзников в отношении Багдада под известным предлогом о наличии у страны оружия массового поражения. Последствия этой войны ужасны для всего Ближнего Востока: в регионе Персидского залива активизировались террористические организации, разрушены и разграблены целые страны, погибли сотни тысяч людей. Очередная попытка примирить Ближний Восток была предпринята шесть лет назад: в тот сложный период Москва подготовила соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности между Саудовской Аравией и Ираном. Но из­за обострения противоречий между Тегераном и Эр­Риядом движение к миру было приостановлено.

План оздоровления

– В чём суть нового документа и, как считаете, будет ли от него эффект?

– Движение к созданию системы безопасности планируют осуществлять поэтапно, начиная с решения наиболее острых и актуальных проблем. В первую очередь это касается борьбы с международным терроризмом, урегулирования иракского, йеменского и сирийского кризисов, реализации всех договоренностей по проблеме иранской ядерной программы. Государствам региона предлагаются реальные возможности для выхода из конфликтных ситуаций.

Среди мер, предложенных Москвой, – укрепление диалога по линии военных ведомств, незасекречивание сведений о приобретении вооружения, отказ от размещения в Персидском заливе военных группировок третьих стран и вообще сокращение иностранного военного присутствия. Задача на перспективу – создание в Персидском заливе целостного механизма коллективной безопасности и сотрудничества с вовлечением всех государств региона. Необходимо, чтобы и общество понимало суть необходимости противодействия терроризму.

Главные принципы, положенные в основу концепции, – поэтапность, многосторонность и неукоснительное соблюдение международного права, прежде всего Устава ООН и Резолюции Совета безопасности. Чтобы перейти от слов к делу, эта идея должна вызреть в головах российских партнёров на Ближнем Востоке. Хочется верить, что страны региона, которым в первую очередь адресована концепция, осознали то, что нужно активнее поддерживать предложения Москвы, чтобы избежать войны и хаоса. Они должны понимать, что сегодняшнее расширение НАТО на их территориях может стать угрозой национальной безопасности каждой из них, так же, как и безопасности России. Предложения Москвы по созданию системы безопасности в зоне Персидского залива могут улучшить экономические и дипломатические отношения в регионе. Это, по­видимому, противоречит планам США и НАТО. Сегодня мы видим, как накаляется обстановка вокруг Ирана, как множатся примеры провокационных акций, которые могут стать детонатором начала силовых действий.

Отнять независимость

– США ввели санкции против Тегерана, в Персидском заливе находятся корабли американских ВМС. Зачем Штатам Иран – государство, находящееся в тысячах километров от Вашингтона?

– Отказаться от независимой политики, превратить свободную республику в политически и экономически зависимое государство – вот, по всей видимости, что является основной целью, которую преследуют Соединённые Штаты в Иране. Вашингтон стремится стать основным поставщиком сжиженного газа в Европу. И желание монополизировать торговлю углеводородами, которыми богат Ближний Восток, на мой взгляд, очевидно.

Уже сегодня некоторые страны производят сырьё в необходимом для Запада объёме по абсолютно не выгодной для себя цене. Но этого мало. США и другие страны НАТО пытаются сконцентрировать распределение энергоресурсов в своих руках и взять под контроль все маршруты поставки углеводородов. Для этого они уже размещают на Ближнем Востоке и вблизи него флотилии с авианосными группами. Кто знает, что может произойти на территории ближневосточного региона в случае международного конфликта.

Кроме того, западные страны используют рычаги экономического и военно­политического давления, а также широкую пропаганду, создают в ближневосточном регионе систему, которую я бы назвал «гибридным колониализмом». В большинстве случаев народы региона остаются в неведении относительно того, какую смертельную удавку хотят набросить на них страны Запада.

Невидимый враг

– Прямо утверждать, что та или иная страна – колония, наверное, будет неправильно в 21 веке?

– Колониальная практика в наше время весьма изощрённая, можно сказать, «стерильная». Когда нет открытой войны, идёт скрытое влияние. Страна уже лишается суверенитета, когда позволяет на своей территории размещать чужие военные базы. На них устанавливают огромное количество систем слежения, которые в условиях войны станут первостепенными мишенями. И такая страна уже не распоряжается своей территорией, она теряет саму суть внешней политики – независимость в принятии судьбоносных решений. Конт­роль за финансовой системой ряда арабских стран – ещё одна характеристика гибридного колониализма. Сегодня сотни миллиардов нефтедолларов находятся в банках США и других стран Запада. Понятно, что без работы агентуры не обходится: спецслужбы выуживают компромат на государственных деятелей и представителей родовой аристократии в странах Ближнего Востока, чтобы повлиять на решение этих людей в той или иной ситуации. Это нередко позволяет заключать с ближневосточной страной неравноправные, даже кабальные договоры о гигантских закупках вооружений у стран НАТО, о размещении натовских сил на её территории, о получении концессий на аэродромы, порты и крупные участки земли.

Наконец, ещё одной характеристикой гибридного колониализма является насаждение либеральных ценностей, пропаганда западного образа жизни, что часто делается под прикрытием «демократизации общества». Мир видит, какое давление оказывают страны Запада на Иран сегодня. То же ждёт любую мусульманскую страну, которая желает идти своим путём, которая не пляшет под дудку Североатлантического альянса, а сотрудничает с государствами, уважающими суверенитет стран и народов, принципы международного права.

Не попасться на крючок популистской пропаганды, не подчиниться диктату – это важнейшая задача народов Ближнего Востока. Чтобы оздоровить обстановку в зоне Персидского залива, повернуть этот регион к миру, добрососедству, нужны энергичные и эффективные действия на международном и региональном уровнях. Именно их в концепции коллективной безопасности сегодня и предлагает Россия, которая всегда выступала за многополярный мир.

Кстати

Москва предлагает создать организацию по безопасности и сотрудничеству в зоне Персидского залива (ОБСПЗ). В неё помимо стран региона на правах наблюдателей или ассоциированных членов могли бы войти Россия, Китай, США, ЕС, Индия и другие заинтересованные стороны.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах