aif.ru counter
30.09.2019 16:50
774

«Стучать молотком виртуально?» Трудовик – о промахах школьного образования

«Всегда говорю мальчишкам, что свою мужскую работу они должны выполнять сами и добросовестно», - учитель технологии Михаил Ракитин.
«Всегда говорю мальчишкам, что свою мужскую работу они должны выполнять сами и добросовестно», - учитель технологии Михаил Ракитин. © / Михаил Ракитин / Из личного архива

«Нехватка педагогов-мужчин – большая проблема. Без них школа словно неполная семья», – говорит учитель Михаил Ракитин.

Мужчина преподаёт технологию – проще говоря, уроки труда – в школе № 19 в Твери. Этой весной его признали лучшим педагогом Тверской области, а 28 сентября он стал одним из лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года – 2019».

В преддверии Дня учителя, который будет праздноваться 5 октября, «АиФ Тверь» поговорил с Михаилом Юрьевичем об уроках труда, дефиците инженеров и детях XXI века.

Профессия энтузиастов

Учитель технологии Михаил Ракитин
Учитель технологии Михаил Ракитин. Фото: Из личного архива/ Михаил Ракитин

Екатерина Евсеева, «АиФ  Тверь» Михаил Юрьевич, в современной школе мужчина-педагог – редкость. Как вернуть сильный пол в классы?

Михаил Ракитин: Нужно улучшать условия труда. К сожалению, не все учебные заведения могут предложить хорошую зарплату и адекватную степень загрузки, а мужчинам нужно обеспечивать семьи. Какие деньги можно заработать в школе? Оклады учителям повышают ежегодно, но они по-прежнему невысоки. Начинающий педагог может рассчитывать не больше чем на 20 тысяч рублей. Впрочем, и опытным учителям нужно постараться, чтобы заработать: взять полторы–две ставки, кружки, классное руководство. К зарплатам полагаются стимулирующие. Где-то их выплачивают раз в три–шесть месяцев, а где-то, как в нашей школе, каждый месяц. На доплаты влияют эффективность и результативность педагога, например, какие места его ученики занимают на различных конкурсах, олимпиадах и т.д. Я не рассматриваю свою работу с денежной стороны, просто получаю от неё удовольствие. Ко мне приходят дети, которые ничего не умеют на первых порах, а позже из них получаются настоящие юные мастера. Были случаи, когда пятиклашки потом сами делали элементарный ремонт своих комнат. Это и есть результат обучения!

Сегодня учитель – профессия отдельных энтузиастов. В отрасли остаются не те, кто работает в школе, а те, кто живёт ею. Ты не можешь быть педагогом с девяти до шести. После работы тоже думаешь о детях, уроках и т.д. И конечно, школам нужны преподаватели-мужчины. Без них учебные заведения словно неполная семья. В ней может быть уютно, но всегда будет не хватать некой крепости. Ко мне не раз подходили коллеги-учительницы и просили провести с некоторыми детьми воспитательные беседы. О чём это говорит? Мужской авторитет важен и нужен!

Муж на час? Не про нас!

– Сегодня выросло поколение мужчин, молодых пап, которые не умеют делать какие-то элементарные вещи по дому. Недаром популярны услуги «муж на час». Кто научит детей трудиться?

– Сам часто слышу на уроках от мальчишек, у которых что-то не получается: «Ой, ладно. Вырасту, буду зарабатывать и смогу нанять специалиста». Приходится объяснять, что в жизни случаются непредвиденные ситуации, когда нужно экстренно что-то сделать. К тому же нанимать человека со стороны – это дополнительные затраты. Всегда говорю мальчишкам, что свою мужскую работу они должны выполнять сами и добросовестно, а на сэкономленные деньги лучше купить жене цветы или подарок. И дети это слышат. В последние годы в некоторых школах уроки технологии проходят совместно для мальчиков и девочек, где они варят борщи, учатся штопать и т.д. Элементарные основы кулинарии мальчишки должны знать, но куда важнее научить их быть мужчинами, главами семейств.

Досье
Михаил Ракитин родился в 1988 году в Твери. Окончил Тверской государственный технический университет. Учитель технологии в школе №19. Преподаёт традиционную и современную резьбу по дереву, проводит мастер-классы. Член педагогического клуба «Первое сентября».

– Современные технологии шагнули вперёд. Успевают ли за ними уроки труда?

– К сожалению, финансирование школ оставляет желать лучшего, кабинеты технологии зачастую оснащаются по остаточному принципу. Мне повезло: в нашей школе для уроков труда есть почти всё, кроме электротехники. Мы мастерим с детьми различные шкатулки, коробы, роботов, вырезаем по дереву. С пятиклассниками каждую зиму делаем из фанеры игрушки и украшаем ими ёлку во дворе школы. Иногда с материалом помогают военные из мигаловской части: по возможности снабжают нас деревом, привозят оцинкованные листы и т.д. Во многих школах о таком только мечтают. Учителя шутят, что порой вынуждены подбирать материал для уроков технологии чуть ли не на помойках – то же дерево или фанеру. А есть школы, где практики вовсе нет, только теория.

– Но ведь кабинеты труда со станками были в каждой школе. Куда всё делось?

– «Съела» коммерция. Кабинеты технологии, как правило, занимали солидные площади. Несколько лет назад в Москве появилась образовательная программа Ефима Когана, которая предполагала традиционные уроки труда заменить информационными технологиями. Разработчики проекта решили, что дети могут стучать молотком и варить борщ виртуально. Потыкав на кнопки, авось, сообразят, как это делать и в реальной жизни. Это так активно лоббировалось, что в итоге многие школы отвезли оборудование на металлолом. Освободившиеся кабинеты технологии отдали под танцевальные или актовые залы и стали сдавать в аренду тем же танцорам. Сегодня уроки технологии вернулись в школу. С пятого по седьмой классы они занимают два часа в неделю, в восьмом – час. Далее – по усмотрению школы, чаще всего это время отдают под занятия профориентацией.

Многие считают уроки технологии неважными и даже лишними. Мол, лучше это время тратить на подготовку к экзаменам. Вот только почти 75% работодателей в стране нуждаются в квалифицированных технических специалистах. Инженерное мышление формируют как раз уроки технологии. Как говорил советский педагог Василий Сухомлинский, истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Как бы хорошо мы ни относились к юристам и бухгалтерам, но не они двигают экономику.

Михаил Ракитин преподаёт традиционную и современную резьбу по дереву.
Михаил Ракитин преподаёт традиционную и современную резьбу по дереву. Фото: Из личного архива/ Михаил Ракитин

– Однако при выборе будущей профессии молодые ребята хотят сидеть в офисе, а не быть технарями. Почему?

– Сложился стереотип, что прибыльны профессии экономиста, чиновника и т.д. Но заработать можно и собственным трудом. Кроме того, сегодня мало говорится о науке. О том, что она может быть интересной и увлекательной. Раньше по телевизору шла программа «Галилео», и дети, и взрослые смотрели её с удовольствием. Не поверите, но в своё время она дала мощный толчок – многие дети выбрали технические специальности. Сейчас ничего подобного нет. Ну появился несколько лет назад мультик «Фиксики» на техническую тематику, но сколько допустили ляпов и грубых ошибок.

«Хронические» дворники

– В обществе спорное отношение к труду. С одной стороны, детей нужно занимать, с другой – нельзя нагружать. Как быть?

– Мы в школьные годы убирали кабинеты, мыли коридоры и не считали это зазорным. Сейчас не все родители хотят, чтобы их ребёнок убирал класс. Но ведь если он научится что-то делать в школе, он повторит это и дома. Однако труд труду рознь. В некоторых школах уроки технологии превратили исключительно в уборку двора: дети собирают мусор, бычки, листья, убирают снег. Мы тоже проводим с детьми субботники, чтобы ребята понимали: школьный двор – наш общий дом. Но делать из ребят «хронических» дворников на уроках технологии неприемлемо. Увы, в нашем городе эта проблема актуальна для большого количества школ.

Учитель года Тверской области Михаил Ракитин.
Учитель года Тверской области Михаил Ракитин. Фото: Из личного архива/ Михаил Ракитин

– Школьников обвиняют в неспособности воспринимать информацию, в клиповом мышлении. Какие они – дети XXI века?

– Общаться с современными детьми непросто. Они задают свои вопросы, уходят от ответов. Но это не потерянное поколение. Вовсе нет! Ребят просто надо заинтересовать и вдохновить, тогда они выложатся по полной. В наших детях-непоседах таится столько фантазии! Нужно только найти подход. Уроки должны быть полезными и увлекательными, чтобы каждый ребёнок включался в учебный процесс. Тогда заинтересуется даже самый ленивый.

Факт
Технические специальности среди молодёжи сегодня не востребованы: ЕГЭ по физике выбирают лишь 30% учащихся.
– Сегодня Вы лучший педагог Тверской области. Что Вам дало звание «Учитель года»?

– Пообщался с коллегами, съездил на семинар в Москву, получил новый опыт, появилось много идей для занятий с детьми. По поводу звания могу лишь повторить такие слова: самое большое заблуждение человека, написавшего диссертацию, считать, что теперь он кандидат наук. Так вот самое большое заблуждение человека, ставшего учителем года, считать себя таковым. Этот титул – просто подтверждение неких моих педагогических достижений. Но это не значит, что стоит почивать на лаврах. Просто теперь есть планка, которую нельзя опускать.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество