460

Лицей ТвГУ: одарённым детям – путевка в жизнь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ Тверь 25/02/2020
Учащиеся лицея-­интерната оставили в губернаторском классе частичку своего сердца.
Учащиеся лицея-­интерната оставили в губернаторском классе частичку своего сердца. / Лицей ТвГУ / Из личного архива

Поддерживать одарённых детей, особенно тех, кто живёт в глубинке, дать им возможность получить хорошее образование, раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал – это то, что необходимо для развития страны. Понимают это, наверное, все, но реально преуспели в этом не многие.

Семнадцать лет, с 2002-го по 2019 год, при Довузовском комплексе Тверского государственного университета успешно работал лицей-интернат для одарённых детей из сельской местности нашего региона. Он также получил название «губернаторский класс». Интернат внёс огромный вклад в работу с талантливыми и разносторонними учениками Верхневолжья. А лицей стал учреждением, которое одним из первых на практике реализовало идею Владимира Путина о частно-государственном партнёрстве.

Немного истории

Название «губернаторский класс» лицей-интернат для одарённых сельских детей получил ещё в 2002 году по инициативе Дмитрия Зеленина, в то время губернатора области. Интернат тогда создали на базе Тверского госуниверситета, реализуя федеральную программу «Дети России» и президентскую программу «Одарённые дети». И решили, что раз в два года сюда будут набирать по 20 старшеклассников, живущих на селе и отличающихся хорошей учёбой либо какими-то другими успехами. Так как дети для этого должны переезжать в областной центр, для них, естественно, решили вопрос с жильём. Обучался губернаторский класс за счёт областного бюджета.

В 2009 году лицей-интернат вывели из состава университета. Он стал структурным подразделением негосударственного образовательного учреждения «Общеобразовательный лицей «Довузовский комплекс ТвГУ». Как в то время, так и сейчас этим учреждением руководила доктор психологических наук, профессор Тверского госуниверситета Татьяна Жалагина. Собственно говоря, она его и создавала вместе с бывшим ректором вуза Алексеем Кудиновым.

Виртуозная работа

В составе лицея губернаторский класс постоянно развивался, его ученики и выпускники показывали блестящие результаты. Постепенно в лицей-интернат стали брать детей не только из деревень и сёл, но и из небольших районных центров. В итоге здесь обучились старшеклассники из 31 муниципального образования Тверской области. Особенно много ребят приезжало из Торжокского, Калининского и Рамешковского районов – больше десятка из каждого. Но даже отдалённые и совсем маленькие районы, такие как Жарковский, Фировский, Бельский, Лесной, Краснохолмский и некоторые другие, присылали сюда талантливых школьников. Жили дети на первом этаже общежития корпуса «А» ТвГУ на Студенческом переулке. Для них сделали комнаты, кухни, санузлы – в общем, всё, что необходимо.

В основе работы с одарёнными детьми лежала программа «Рабочая концепция одарённости», которая отражает позицию ведущих отечественных специалистов по данному направлению, а именно Дианы Богоявленской, Владимира Шадрикова, Андрея Брушлинского и других. Руководствуясь ею, коллектив, состоящий из нескольких педагогов лицея, разработал собственную «Модель по работе с одарёнными детьми»*, зарегистрированную как ноу-хау. Руководителем проекта стала директор лицея Татьяна Жалагина.

Сотрудники лицея развивали эту модель, ежегодно публикуясь в научно-методических изданиях и распространяя свой опыт среди коллег. Общее количество публикаций педагогов и руководства лицея на данный момент – более ста. Эта деятельность проходила под руководством заместителя директора лицея по научно-методической работе Любови Томашевской.

Одарённых детей учили педагоги-виртуозы, мастера своего дела. Для детей они становились наставниками, помогали осваивать программу средней школы по индивидуальной образовательной траектории. Руководство лицея позаботилось о том, чтобы создать для губернаторского класса поистине «звёздный» педагогический коллектив.

Для каждого набора губернаторского класса обязательно проводили научно-практическую конференцию «Тверская земля – гордость моя». Каждый из воспитанников готовил исследование, связанное с изучением разных сфер жизни родного района. Естественно, это делалось под руководством лицейских педагогов.

Не дети, а золото!

Качество подготовки выпускников в классах губернаторского набора впечатляет. За девять выпусков его ученики получили 81 золотую и серебряную медали! Особенно «урожайным» стал 2017 год, когда из двадцати выпускников 17 окончили лицей-интернат с медалью «За отличные успехи в учении».
Среди учащихся класса – ежегодные призёры муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады. Призёрами региональных этапов олимпиады по обществознанию стали Илья Таранов в 2011 году, по биологии – Вера Суракова, Надежда Петрова, Светлана Прощалова и Надежда Смирнова в 2007 году. Призёром муниципального и регионального этапов олимпиады по русскому языку и обществознанию в 2016 году стала Татьяна Щербакова. Тогда же призёрами муниципальных этапов олимпиады по истории и избирательному праву стали Ольга Кочнева, по физике и математике – Дмитрий Бобокалонов.

Представители отрасли образования очень хорошо знают конкурс исследовательских работ «Шаг в будущее». Среди его победителей и призёров также есть учащиеся лицея-интерната.
В целом же губернаторский класс при общеобразовательном лицее выпустил 177 ребят. Все они поступили в высшие учебные заведения. Из них 92 человека выбрали тверские вузы, 80 – вузы России и пятеро – зарубежные. Оставаясь в Твери, большинство выпускников стали учиться в Тверском государственном университете, но часть отправилась в технический либо медицинский вузы. Что касается значимых и очень престижных вузов федерального уровня, статистика поступлений выпускников губернаторского класса тоже радует.

Яркий путь: как сложилась судьба выпускников лицея-интерната?

Врачи и учителя, инженеры и чиновники, учёные и защитники отечества – вот далеко не полный перечень специалистов, вышедших из стен лицея-интерната. Судить об этом вполне возможно, ведь 120 выпускников губернаторского класса уже закончили вузы и устроились на работу.

Путь научных открытий

  • Жанна Боева, деревня Лукино Сонковского района. Окончила химический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова с красным дипломом, затем там же аспирантуру. Научный сотрудник МГУ. По совместительству пишет докторскую диссертацию в академическом университете финского города Турку.
  • Надежда Петрова, село Чистая Речка Андреапольского района. Окончила МГУ им. Ломоносова. Научный сотрудник Института биологии гена Российской академии наук. Проводит исследования в области молекулярной биологии и биохимии.
  • Вера Суракова, посёлок Рамешки. Окончила Российский химико-технологический университет имени Менделеева. Инженер по специальности «Химическая технология синтетических биологически активных веществ». Работала в одной из крупных компаний в Москве, сейчас занимается клиническими исследованиями в Сиднее.

Педагогическое поприще

  • Светлана Иванова, Кашин. Окончила Тверской госуниверситет. Работает учителем английского языка в средней школе № 5 города Кашина.
  •  Кристина Москалёва. Окончила факультет иностранных языков и международных коммуникаций Тверского госуниверситета. Председатель методического объединения кафедры иностранных языков в гимназии № 190 Санкт-Петербурга.
  • Развивают родной регион:
  • Михаил Кожехов, посёлок Дмитрова Гора Конаковского района. Окончил юридический факультет Международного университета природы, общества и человека «Дубна». Работал в администрации Конаковского района. Сейчас – директор средней школы села Дмитрова Гора.
  • Илья Таранов, село Емельяново Старицкого района. Окончил факультет управления и социологии Тверского госуниверситета. Председатель совета Тверского регионального патриотического общественного движения «Патриоты Верхневолжья», депутат Совета депутатов Емельяновского сельского поселения Старицкого района.

Путь государственного служащего

  • Валентина Фролова, Весьегонск. Окончила юридический факультет Российской таможенной академии. Государственный таможенный инспектор аэропорта «Пулково».
  • Илона Круглова, Лихославль. Окончила Тверской госуниверситет, затем Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Специалист-эксперт по делам некоммерческих организаций в Управлении Министерства юстиции России по Тверской области.

Путь защитника отечества

  • Максим Тукалов. Окончил Тверской государственный технический университет по специальности «Автоматизация технологических процессов производства». Работал инженером-технологом и программистом. Затем связал свою судьбу с армией: служил в воздушно-космических силах, в центре боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации. Награждён медалью Александра Суворова. Ветеран боевых действий.

«Мы стали большой семьёй»

Главная характеристика любого учебного заведения – это то, как чувствуют себя в его стенах ученики. Насколько им комфортно, интересно ли получать знания, видят ли они в своих педагогах наставников, достойных восхищения и уважения.

Большинство учащихся губернаторского класса считают учёбу в нём лучшими годами своей жизни. Вот какими воспоминаниями они делятся:

Кристина Политова, Калязин. В годы учёбы – председатель Совета лицея:

– Мне нравилось всё, начиная от обучения и заканчивая посиделками с одноклассниками по вечерам в уютных комнатах. Я получила огромный запас знаний и научилась их правильно реализовывать. Благодаря этому поступила в достойный вуз, и учиться в нём мне не трудно. Ведя активную жизнь в лицее, развивала лидерские навыки. За годы проживания под одной крышей мы с лицеистами стали одной большой семьёй. Всем классом старались помогать друг другу, поддерживать в сложных ситуациях. Я ни разу не пожалела, что попала в лицей-интернат. Порой туда хочется вернуться, потому что я оставила там кусочек своего сердца.

Михаил Новеньков, деревня Булатово Кашинского района:

– Мне нравилось учиться в лицее-интернате. Больше всего запомнилось то, что учителя относились к нам с пониманием, объясняли темы по несколько раз, если мы что-то не понимали, беспокоились о моих оценках даже больше меня. Губернаторский класс дал мне хорошую базу знаний и понимание того, что способность самообразования важнее диплома. 

Виктория Клауснер, Удомля:

– До лицея-интерната я совершенно не знала физику и не думала, что она может быть хоть капельку интересной. Но уроки учителя физики Веры Николаевны Земляковой и математика Ирины Валентиновны Лукиной поменяли моё отношение к этим сложным предметам. Я решилась сдавать по ним ЕГЭ и поступать в технический вуз, что мне в итоге и удалось. Таким образом, я выбрала профессию благодаря лицейским педагогам. Мне также запомнились весёлые и полезные уроки Ирины Львовны Поповой. Хотелось бы отметить, что в лицее идёт разностороннее развитие личности, много интересных мероприятий.

Мария Завьялова, Западная Двина:

– Губернаторский класс стал для меня всем. Очень скучаю по одноклассникам, которые разлетелись по разным городам, по учителям, каждый из которых был предан своему делу. Спасибо всем, кто сделал мою учёбу интересной, наполненной смыслом и радостью! Желаю моему лицею процветания и хороших выпусков, а учителям – только способных учеников и здоровья.

Грустный итог

В качестве работы лицея-интерната все эти годы сомневаться не приходилось. Тем более что учащиеся губернаторского класса органично вливались в общую структуру Довузовского комплекса ТвГУ, общались с обычными лицеистами, вместе участвовали в разнообразных мероприятиях. Многие педагоги у них тоже были общими.

Всё изменилось в 2017 году. Региональное министерство образования провело конкурс среди учебных заведений на право обучать одарённых детей из районов Верхневолжья, и его выиграло другое образовательное учреждение. Лицей, который всё это время обучал талантливых детей, остался не у дел.

Фото: АиФ

«Я не смогла тогда отказаться от своего детища и осуществила ещё один, девятый, набор лицея-интерната без финансовой поддержки со стороны государства. Мы обучали талантливых ребятишек из районов за счёт лицея. В прошлом году эти дети покинули стены нашего учебного заведения, получив путёвку в жизнь», – рассказала директор общеобразовательного лицея «Довузовский комплекс ТвГУ» Татьяна Жалагина.

Это тем более обидно, если учесть, что представляет собой общеобразовательный лицей в целом. В прошлом году он отметил 20-летний юбилей. Создавался он при Тверском госуниверситете. Затем вышел из его состава, но и после этого успешно готовил и готовит своих учащихся к поступлению в вузы, как тверские, так и федерального уровня, и даже зарубежные. Руководители и педагоги лицея были и остаются ориентированными на раннее выявление способностей обучающихся, расширение их творческого потенциала. Лицей всегда был площадкой, отрабатывающей модель профильного обучения в нашем регионе.

Кредо лицея – наука

Особое внимание в обще-образовательном лицее уделяют проектно-исследовательской деятельности учащихся. Здесь успешно работает научное сообщество, которым руководит почётный работник общего образования России Любовь Томашевская. Лицеисты активно и успешно участвуют в конкурсах научно-исследовательских работ «Менделеевские чтения», «Глаголица», «Путь к успеху», «Открытие», «Леонардо» и других. Только во Всероссийском конкурсе имени Менделеева в 2017 году призёрами стали восемь лицеистов от третьего до десятого класса. А на конференцию «Шаг в будущее» в 2018 году лицей представил 21 работу, из которых 15 дошли до финала конкурса.
Интересно, что значительную часть работ для конференции выполнили младшие школьники. Начальное звено открылось в лицее в сентябре 2014 года. Оно необычное. Его существенным отличием и преимуществом стал полупансион, где детки выполняют домашние задания под присмотром опытных педагогов и занимаются в кружках, изучают иностранный язык, участвуют в психологических тренингах. Строгое соблюдение режима дня, полноценное питание и прогулки на свежем воздухе позволяют сохранить и укрепить здоровье маленьких лицеистов.

Что же касается олимпиад, то среди выпускников лицея есть победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Например, Сергей Можилян стал лучшим в России на олимпиаде по истории в 2007 году, Инна Киселёва – на олимпиаде по праву в 2010 году. Вячеслав Григорьев уже в девятом классе стал победителем Всероссийской олимпиады по праву в 2014 году, Дарья Головина – призёром Всероссийского этапа олимпиады по английскому языку в 2009 году. Победителями и призёрами региональных и муниципальных этапов за эти годы стали около ста лицеистов. 

В учебном заведении – замечательные педагоги, которые стоят на страже лучших традиций преподавания, вовлекают детей в научную деятельность и добиваются очень хороших результатов. Например, выпускники учителя английского языка Елены Владимировны Крестинской зачастую знают язык лучше, чем их однокурсники в престижных вузах страны. Кроме того, в учебном заведении есть психологическая служба, которая сопровождает одарённых детей, проводит индивидуальную и групповую работу с учениками.

Всего за период с 1999-го по 2019 год в лицее было 19 выпусков. Лицеисты, как правило, поступают в престижные сильные вузы, хорошо учатся и успешно трудоустраиваются. Довузовский комплекс ТвГУ уникален для нашего региона. Он состоялся как учреждение инновационного типа повышенного уровня образования, готовое качественно выполнять государственный заказ.

Серьёзный шаг

Сегодня у общеобразовательного лицея есть очень серьёзная проблема. Учебное заведение завершает ремонт нового здания на улице Орджоникидзе. Переехать туда лицей готовится к началу нового учебного года. Сделать ещё нужно многое: получить разрешительные документы на обучение детей по новому адресу от разных инстанций, осуществить переезд, набрать новых учеников… Но времени на это лицею не дают: от учебного заведения требуют, чтобы оно покинуло помещение на Студенческом переулке, которое занимало много лет, буквально сейчас. Людей, от которых зависит решение этого вопроса, почему-то не беспокоит, что порядка трёхсот лицеистов в этом случае не смогут нормально завершить учебный год. К чему такая спешка, непонятно. Руководство лицея надеется на помощь и поддержку в скорейшем разрешении возникшей ситуации. Ведь речь идёт о детях! Именно их интересы, а не что-то другое, должны быть на первом месте!

Педагоги, которые работали с учащимися губернаторского класса в довузовском комплексе:

  • Ирина Васильевна Пономарёва – учитель истории и обществознания высшей категории, Заслуженный учитель России.
  • Любовь Борисовна Томашевская – учитель биологии высшей категории, почётный работник общего образования России.
  • Ирина Львовна Попова – учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка филологического факультета Тверского госуниверситета.
  • Вера Николаевна Землякова – учитель физики высшей категории, Заслуженный учитель России.
  • Светлана Анатольевна Темникова – учитель химии, кандидат химических наук, доцент кафедры органической химии Тверского госуниверситета.
  • Ирина Валентиновна Лукина – учитель математики высшей категории.
  • Сергей Александрович Соколов – учитель химии высшей категории, почётный работник общего образования России. Заведующий интернатом с 2005-го по 2015 год.

Вузы России, куда поступили выпускники лицея-интерната:

  • Московский институт электронной техники – 25 человек
  • Московский государственный университет имени Ломоносова – 11 человек
  • Международный университет природы, общества и человека «Дубна» – 11 человек
  • Московский государственный юридический университет имени Кутафина – 9 человек
  • Московский государственный университет имени Баумана – 5 человек
  • Российский экономический университет имени Плеханова – 4 человека
  • Российский университет дружбы народов – 2 человека

*«Модель по работе с одарёнными детьми» зарегистрирована в Депозитории трансферных технологий Тверского государственного универститета. Регистрационный номер ноу-хау: 01-04-2011. Руководитель: Жалагина Татьяна Анатольевна.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах