Владимир Моисеенко - о карьере, временщиках и семейном счастье
"ПОРЯДОК ВО ВСЁМ, ПОРЯДОЧНОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ"- ЭТО ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО ВЛАДИМИРА МОИСЕЕНКО, ЗАСЛУЖЕННОГО РАБОТНИКА ЕДИНОЙ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ РОССИИ. ТО, ЧТО ОН СДЕЛАЛ ДЛЯ ОТРАСЛИ, СЛОЖНО ПЕРЕОЦЕНИТЬ.
21 апреля Владимиру Ивановичу исполняется 75лет. В преддверии юбилея мы поговорили с ним о трудовом долголетии, ситуации в экономике и жизненных принципах. О том, что видят многие, но не говорят вслух.
ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ
- Владимир Иванович, вы посвятили себя энергетике и профсоюзной деятельности. Как строилась ваша трудовая карьера?
- Как было принято: снизу - вверх. До армии я работал в Калининэнерго. Сначала на инженерных должностях, потом техническим инспектором обкома профсоюза энергетиков. Когда строились Конаковская ГРЭС и Калининская АЭС, мы создавали там профсоюзные организации, решали вопросы быта и культуры, проводили общественный контроль за вводом энергоблоков. Добивались соблюдения всех норм и правил, чтобы люди трудились в безопасных и комфортных условиях.
Затем работал в обкоме КПСС, чего абсолютно не стесняюсь, и областном совете профсоюзов. Курировал энергетику и другие отрасли. Моими учителями в разные годы были руководители региона Николай Корытков, Михайл Шестов, Владимир Суслов. Многому научился у крупных хозяйственников Ивана Баранова, Бориса Давыдова, Геннадия Щапова, Виктора Шаповала. Для меня это стало богатейшей школой работы с людьми, управления ситуациями.
- В1991 году вас избрали первым председателем федерации тверских профсоюзов. Каково было работать в условиях перемен?
- Мы были сплочённой командой единомышленников. Это Александр Львов, Александр Конфоркин, Валерий Корешков, Нина Белоусова, Алексей Аза-рьев, Зинаида Коннова, Любовь Деева, Олег Исаков, Николай Лабудин, Виктор Митрофанов, Владимир Чернышов и другие. Отраслевые обкомы тогда ушли от прямого подчинения области.
Удержать комитеты, получившие независимость, было непросто, понятие ответственности усвоили не все. Одним из достижений я считаю то, что в августе 1991 года нам удалось сохранить порядок. В некоторых регионах людей везли на массовые выступления в Москву. Нас тоже к этому подстрекали, но мы не поддались на провокации.
- Вы вошли в первый состав российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Координировал её Геннадий Бурбулис. Что вам запомнилось?
- Ожесточённые схватки реформаторов, новых бизнесменов и профсоюзов. Каждый квартал мы заседали на Старой площади и в Кремле. Это был период, когда профсоюзы отстраняли от серьёзных функций, а мы боролись за их сохранение. Отстоять удалось многое, но не всё. Я уверен: профсоюзам нужно вернуть право законодательной инициативы и общественного социального контроля. Им нужно переходить от понимания проблем к действиям по закону, но для этого требуется кадровое омоложение, серьёзная профподготовка.
БИЧ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ
- Ваша карьера строилась снизу вверх. Сейчас же "ступени к успеху" совсем иные...
- Кадровая политика сегодня губительна. Взамен командам, развалившим хозяйство, а зачастую и попавшим под следствие, приходят временщики. Они - бич нашего времени, могильщики развития. Их перемещают, чтобы выполнять нужные кому-то "задачи" с личными интересами. Они приезжают из других регионов. Многим из них не хватает ни знаний, ни жизненного опыта. Через год-два исчезают. Назначают их такие же непрофессионалы.
Нужна государственная кадровая политика. Пора ввести регламенты и критерии расстановки, поведения управленческих кадров и надзор за ними. Пусть это станет временной мерой, пусть даже это наступит на свободу предпринимательства! Нужны решения, или такие кадры развалят всё.
- Именно поэтому вы поставили работу тверского учебного центра так, чтобы там давали не только знания, но и воспитывали ответственность?
- Да. Учебный центр - это детище нашего коллектива, созданное по инициативе Гарри Ламакина, руководителя Тверь-энерго в 1993 году. Я горжусь тем, что центр заслужил высокую репутацию, стал реальным помощником руководителей, которые заботятся о производстве и охране труда. Сердечно благодарю всех, кто вместе со мной создавал центр, формировал его традиции. Это Светлана Богданович, Елена Финикова, Ильмира Захарова, Светлана Царегородцева, Алла Максимова, Евгений Наумов, Борис Шаповалов, Юрий Смольков, Николай Полуэктов и многие другие. Коллективу центра желаю процветания.
- Что бы вы ещё изменили в стране, исходя из своего богатого опыта?
- Меня удивляет, что в средствах массовой информации
озвучивают проблемы, предложения крупных экономистов - и никакой реакции сверху! Нужен закон: обязать инстанции рассматривать предложения, публикуемые в СМИ, отвечать на них, принимать меры.
Нужно менять бюджетную политику в пользу регионов, оставлять им 4/5 налогов. Москва это не Россия. Компании в регионах сплошь и рядом стали филиалами. Они под-
центральным офисам в столице и согласовывают с ними всё. Я уверен: нужно гарантировать им финансовую самостоятельность. Сегодня же развитие отраслей серьёзно сдерживается.
ЛЮБИТЕ ЛЮДЕЙ!
- В юности вы увлекались журналистикой. Почему не сделали её своей профессией?
- В легендарном индустриальном техникуме мне нравилось освещать студенческие события. Помню, как я подробно описал соревнования по лёгкой атлетике и принёс материал на областное радио, где познакомился с Андреем Дементьевым и Александром Гевелингом. В эфире прозвучала одна лишь фраза: "По сообщению внештатного корреспондента Владимира Моисеенко, в техникуме прошла летняя спартакиада". Я не сдался, шлифовал перо, мои статьи выходили в местных изданиях.
В армии я служил в архиве Минобороны,
работал с документами Великой Отечественной войны. Это было невероятно интересно. Пошли публикации. После откликов на мой очерк "Таран" в журнале "За рулём" в июле 1963 года водителю-фронтовику Николаю Подольному из Днепропетровска вручили орден Ленина. Он был им награждён в 1942 году посмертно, но, как выяснилось, герой оказался жив. В ноябре меня приняли в Союз журналистов СССР. После армии приглашали работать в московскую газету, но отец сказал: "Держись-ка ты за трубу".
- Даже детство у вас прошло на территории ГЭС-2, где работал отец. Каким оно было?
- Сначала - война, в пятилетнем возрасте потерял маму... Позже отец познакомил меня с новой мамой Александрой Михайловной, которой я бесконечно благодарен. Нашими спортзалами и фитнес-клубами были берега Тверцы и Волги. Там мы проводили каникулы: купались, играли в шахматы и футбол, вплавь догоняли плоты и ныряли с них. Зимой подрабатывали "извозом": на санях с лошадкой возили вырубленные в Тверце глыбы льда на хладокомбинат.
- Вам при вашей занятости удавалось уделять время семье, детям?
- Удавалось, но, видимо, мало. Потому и ребёнок в семье был один, это сын. Теперь есть ещё внук и внучка - оба замечательные ребята. С 1 апреля я перешёл на пенсию, буду ближе к ним. О семье обязательно нужно заботиться. Ведь если человеку дано любить, он будет счастлив. Детей нужно учить главному: трудиться и любить людей всегда, как бы ни складывались жизненные обстоятельства. Сегодня у нас всё в порядке.
КАК БЫТЬ ПОРЯДОЧНЫМ?
- Как вы считаете, легко ли современным руководителям соблюсти ваш главный жизненный принцип - быть порядочным человеком?
- Жизненные принципы человек формирует в себе сам. Сегодня это не просто, если тебя окружает среда других понятий. Я всю жизнь был окрылён работой. 15 перестроечных лет не уходил на заслуженный отдых. Значит, можно находить себя и в сложных условиях?! Хочу верить, что непорядочность в людях в любых проявлениях - явление преходящее.
Факт
ТВЕРСКОЙ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР НА СОМИНКЕ АКТИВНО ПЕРЕНИМАЛ ОПЫТ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ. ЗА 22 ГОДА РАБОТЫ В НЁМ ОБУЧИЛИСЬ СВЫШЕ 45 000 ЧЕЛОВЕК.
ДОСЬЕ
Владимир МОИСЕЕНКО.
Родился в 1940 году в Калинине. Окончил Калининский индустриальный техникум и высшую школу ВЦСПС. Работал в "Калининэнерго", "Калинин-энергоремонте", обкоме партии, областном совете профсоюзов и др. организациях. С 1993 по 2015 годы возглавлял Тверской учебно-производственный центр. Награждён орденом "Знак почёта", медалью "Ветеран труда", государственными и отраслевыми наградами. Почётный энергетик Минэнерго России.