Примерное время чтения: 8 минут
303

заБОЙное дело

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. Аргументы и факты - Тверь 10/12/2014

Необузданные разъярённые быки, пыль, ликующая толпа... Это не кадры из фильма, это десять лет из жизни нашей соотечественницы Лидии Артамоновой. Она стала первой и пока единственной женщиной-тореадором из России. Да и в мире представительниц прекрасного пола, выбравших для себя столь опасное дело, насчитывается буквально с десяток. Сегодня Лидия живёт в Конаковском районе и занимается коневодством: растит лошадей для выставок и большого спорта.

Лидия Артамонова, дочь высокопоставленного сотрудника Внешторга СССР, получила блестящее образование за границей. Ей прочили карьеру дипломата, но она выбрала для себя иной путь. Ей рукоплескали на аренах Франции, Испании и Португалии. Мы встретились с ней на Конаковских конюшнях, где она арендует помещение для своих семи грациозных лошадей. Дверь в подсобку открыла хрупкая женщина с огромными голубыми глазами. Ни за что не подумаешь, что эта миниатюрная дама способна быка на скаку остановить.

Танец с быком

- Лидия Германовна, как вы оказались в этой совсем не женской профессии?

- Я с детства увлекалась лошадьми. В подростковом возрасте была хорошей всадницей, а в 19 лет играла в составе второго национального дивизиона Франции в регби на лошадях. Папа работал за границей, поэтому моя юность прошла в Европе. И как-то с демонстрационным матчем нас повезли на юг Франции. Там я впервые увидела португальскую корриду, которая буквально покорила меня. Это конный балет, танец, который управляемая тореро лошадь исполняет перед разъярённым животным. Португальская коррида в отличие от испанской не допускает убийства быка. Здесь те же правила, что в дуэли. Запрещается наносить удар в спину быка. Существует жёсткий кодекс чести. На арене главное не жизнь, а честь и благородство поведения. Человек в любых условиях, как бы ни складывался поединок, должен защищать прежде всего жизнь лошади, а потом уже свою собственную. Лишь мастерство спасает тореро и делает великолепное шоу. Искусством корриды я овладела в Португалии. Учёба - удовольствие не из дешёвых. Спасибо родным: дедушка продал три фантастических полотна русской живописи XIX века, а мама дала эти деньги мне для оплаты проживания и занятий в Португалии.

- Неужели вы ни разу не испытывали страха на арене?

- Я боюсь предательства, потерять родных людей, но быков никогда не боялась. В юности часто ездила на охоту с отцом - и мне тоже было не страшно. Тореро надо родиться. Также в корриде важен расчёт, знание поведения животных и подготовка. Конечно, риск остаётся. Но человек и без корриды может заболеть, попасть под машину и т.д. Во время тренировок я получала множество травм, падала, ломала рёбра, получала удар рогом в ногу, но это только подогревало моё желание обучиться этому искусству. Хотя я знаю много тореро, которые ломались и после полученных травм начинали бояться. Я считаю, что когда появляется страх, надо уходить.

- Вы входили в топ высокооплачиваемых тореадоров мира. Почему завершили карьеру?

- Я зарабатывала по 20 тысяч долларов за бой, но мне захотелось заняться своим бизнесом. Пробовала сделать спектакль-корриду в Москве в 1999 году, но мне его сорвали. Организаторы застраховали этот спектакль на случай административного неразрешения и сами же спровоцировали его. Это были бандитские времена - против не пойдёшь. К тому же меня обвинили, что коррида - не наша забава. Но ведь и балет был в Россию привезён. И теннис, футбол... Продолжить?! Моя коррида была цирком, но поставить его мне не дали. В Европе тоже есть те, кого не устраивает это "развлечение", но там его никогда не прикроют. Это колоссальная индустрия, которая приносит большие деньги. Много хозяйств на это трудятся: выращивают быков, корм для них, создаются рабочие места. Я и сама хотела заняться животноводством. Думала выращивать для корриды быков в Ростовской области, где климат идеально подходит для этих пород. Увы, идею воплотить не получилось. Позже стала давать уроки конного спорта: сначала в Подмосковье, затем вместе с мужем переехали жить в Тверскую область.

Скачки "энтузиастов"

- Несколько лет назад вы учили конной езде детей на тверском ипподроме. Насколько востребован этот вид спорта в Верхневолжье?

- К сожалению, конный спорт зачастую доступен детям богатых мам и пап. Мы с мужем посоветовались, а он у меня тренер сборной страны по конному троеборью и двукратный чемпион Европы - Александр Евдокимов, и решили передать свой опыт действительно способным ребятам, у которых, может, нет больших финансовых возможностей, но есть талант. Я стала преподавать уроки в спортивной детско-юношеской школе N 1. Секция для ребят была бесплатной, мне как тренеру платили зарплату в 1800 рублей. У нас набралось много талантливых ребят. Катя Власенко, Катя Иванова, Наташа Ершова, Лёша Расляков, Маша Котова, Даша Люнёва и другие. Они начали заниматься с нуля, и через полтора года появились результаты. В 15 лет Маша Котова попала на открытый чемпионат юниоров России. К сожалению, наше государство так устроено, что чиновникам достижения не всегда нужны. Мне было обидно видеть, как деньги, выделяемые на лошадей, уходили зачастую в неизвестном направлении. Я поднимала вопрос о создании условий для тренировок - как об стенку горох. Это сейчас на ипподроме более-менее навели порядок, а тогда он находился в столь плачевном состоянии, что родители боялись отпускать детей на занятия. Ни освещения, ни нормального манежа, ни туалетов! Да что там говорить: ипподром облюбовали выпивохи из соседних дворов. Однажды дети нашли там даже тело убитого мужчины. Взрослая психика такого не выдержит, о ребятах даже молчу. Понимаете, в регионе есть способные дети, но нет условий. И как при таком подходе вырастить чемпиона?! Я ушла из школы, а вместе со мной и дети. Сейчас ко мне вернулась Даша Люнёва, ей 17 лет. Занимаемся с ней индивидуально. С 2015 года она уже будет выступать на всероссийской спартакиаде юношей.

- Раньше соотечественники брали медали по конному троеборью и выездке. Сегодня этот спорт считается не нашим коньком. Как его возродить?

- Важно разграничивать массовый спорт и спорт больших достижений. В первом случае ответственность ложится на регионы, во втором - на федерацию. Но в любом случае, чтобы у людей был интерес к конному виду спорту, нужны условия. В Тверской области строят бассейны, хоккейные и теннисные корты и т.д. Это хорошо, но наверняка есть дети, которые предпочли бы конный спорт. Ипподром находится в самом центре Твери. Почему бы там не снести старые конюшни, а на этом месте построить современную спортивную базу с манежем и стадионом для конных уроков, лыжной и легкоатлетической секции. Спорт нужно развивать. Это не только здоровье детей, это элементарно их времяпрепровождение. Что касается большого спорта, растить чемпиона должно государство. Должно быть хотя бы одно на всю страну, но полноценное учреждение, где с командой лучших тренеров бесплатно занимаются исключительно талантливые дети из регионов. И заточены они именно на результат. Тогда уже через 7 - 10 лет наши ребята снова будут блистать на мировых аренах и брать золото. Сейчас деньги тратятся на конные отделения при спортивных школах, а эффекта нет. Потому что в таких секциях навыки дают по принципу "всего понемногу". Конные базы у нас - сплошь и рядом в частных руках. Богатые люди покупают дорогих лошадей и содержат конюшни для престижа. А ведь конь - тот же музыкальный инструмент, на котором надо уметь играть.

Любо, братцы!

- Не хотите ли вы сейчас уехать за границу и вернуться в корриду?

- Это осталось в прошлом. Я люблю Россию и особенно неровно дышу к Кавказу. Во мне течёт кабардинская и казачья кровь. Мне нравится, что в стране сейчас возвращаются традиции казачества. Мне импонирует это воспитание. Из мальчиков там растят настоящих мужчин, которые любят свою родину и готовы за неё постоять. У нас ребята стараются откосить от армии, а казаки такого не приемлют. Мужчина прежде всего должен быть защитником. Вера, земля, семья - то, на чём стоит казачество. Кстати, изначально и коррида создавалась для объединения португальцев и испанцев против мавров, она помогала воинам настроиться на защиту своей земли. Это спустя века она превратилась в шоу-бизнес. В основе казачества тоже лежит патриотизм. И это правильно. Только так сможет выжить наш народ.

Досье

Лидия Артамонова родилась 24 октября 1966 г. в Москве в семье госслужащих. Окончила католический университет в Париже по специальности "Социоэкономика и политические науки". С 1989 г. выступает профессионально в корридах, с 1999 г. живёт в России. Профессиональный тореадор. Замужем, есть дочь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах