Вера Ефремова о творчестве, театре и настоящих чувствах
"ЕСЛИ МЫ САМИ НЕ ПОЛЮБИМ СВОЙ ГОРОД, ДЛЯ ДРУГИХ ОН ТОЖЕ ОСТАНЕТСЯ ЛИШЬ "ОДНИМ ИЗ....., - СЧИТАЕТ ВЕРА ЕФРЕМОВА, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТВЕРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ.
10 ноября главному режиссёру региональной столицы - 85 лет, 40 из которых она ставит спектакли для тверского зрителя. Работа не прекращается до сих пор: в театре репетируют "Варваров" по пьесе Горького. Премьера этой постановки завершит фестиваль "Вишнёвый сад", посвящённый творчеству Веры Ефремовой.
НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ
- Вера Андреевна, уже 40 лет вы каждое утро входите в одну и ту же дверь, за которой начинается Тверской драмтеатр. За эти годы на сцене оживали герои классических произведений и современных пьес, предлагая зрителю поразмышлять над разными вопросами. А как в это время менялся он сам?
- Я не чувствую большой разницы между теми, кто приходил к нам раньше и сейчас. "Наш" зритель - поклонник традиций русского театра -остаётся с нами до сих пор. Даже молодёжь не отхлынула от этого вида искусств, вопреки сложившемуся мнению. В зале всегда много молодых лиц. Мой диалог с тверскими театралами уже давно основан на взаимопонимании.
- Одной из задач сцены всегда было не только развлекать зрителя, но и прививать любовь к духовным ценностям. Получается?
- Ещё Чехов сказал, что без театра нельзя. Это духовный центр, который пробуждает в людях хорошее, побуждает их быть в постоянной нравственной работе над самими собой. Особенно сейчас, когда равнодушие, цинизм, потребительское отношение друг к другу отодвинуло настоящие ценности на второй-третий план. Я очень рада, что наш театр держит высокую планку - роль воспитателя для подрастающего поколения. С 2005 года ученики тверских школ один из уроков литературы проводят у нас - на показе "Горе от ума" Грибоедова. Несмотря на тот факт, что уже сыграно более 150 спектаклей, желающих стало так много, что пришлось спектакль с малой сцены перенести на большую.
ЦЕННОСТИ КЛАССИКИ
- Чем объясняется ваша горячая любовь к классике, особенно к Островскому, Чехову, Толстому? Почему вы сами столь редко обращаетесь к современным пьесам? Как вы относитесь к авангардным постановкам?
- Для русской классики духовный рост человека -главный предмет исследования. Она насыщена необычайной гуманностью, которая учит нас быть жертвенными, добрыми, мягкими и в то же время сильными, смелыми, делиться бескорыстными эмоциями с окружающими. Настоящая литература поднимает человека на благородную высоту. Нынешние же произведения зачастую принижают его. Очень просто взять гениальное, проверенное временем творение, сместить акценты, упростить взаимоотношения героев и назвать это "новым прочтением". Героев классики одевают в современную одежду, но зачем? Как будто режиссёру важно сказать: "Смотрите, как я умею!" Истинное же творчество проявляется в умении найти интересное для сегодняшнего зрителя в написанном 100-200 лет назад. И показать это зрителю.
- Способны ли современные пьесы "зацепить" зрителя?
- Сейчас почти нет интересных современных пьес, которые театры могли бы включить в свой репертуар. Как, например, произведения Вампилова, проверенные временем и ставшие в своём роде классическими. Ровесники писателя искали себя несколько десятилетий назад, но их переживания мало чем отличаются от переживаний людей нашего века в переломные моменты жизни. Когда душа находится на перепутье, когда человек как бы останавливает свой жизненный бег, чтобы понять, зачем я здесь и могу ли так дальше жить? Но кто пишет об этом сейчас? Эпоха нынешняя в поисках героя!
СЕКРЕТ УСПЕХА
- Ваш первый спектакль на сцене Тверского театра -"Вишнёвый сад" - с успехом идёт уже 40 лет. В чём его секрет?
- С ним мы объехали полмира, показывали его в лучших столичных театрах. Знаменательно, что "Вишнёвый сад" шёл в Театре на Таганке во время путча, когда страна была на пороге непредсказуемых перемен, как герои пьесы. Со спектаклем повзрослели и многие актёры и в профессиональном, и в житейском плане. Например, Ирина Андрианова прошла путь от Дуняши до Раневской, Виталий Синицкий - от Пети до Епиходова, Константин Юченков - от Епиходова до Лопахина и т.д. У нас очень дружная труппа, мы вместе много лет, почти семья. Наших актёров знают и любят за пределами города: Александр Чуйков, Леонид Брусин, Наина Хонина, Владимир Черны-шов, Николай Бутрехин, Вера Рычкова, Дарья Плавинская, Александр Павлишин и многие другие. Некоторые актёры уже давно сами ставят спектакли. Так что театр не стоит на месте: он развивается и меняется вместе с творческим коллективом.
- На обновление Псковского театра из федерального бюджета было выделено 200 млн рублей. В этом году президент Путин посетил его послеремонта. Какие чувства вы испытали, когда смотрели этот сюжет? Какой подарок, связанный с Тверским театром, вы хотели бы получить к вашему юбилею? Может быть, весть о его реконструкции...
- По-хорошему позавидовали Пскову. Жаль, что Путин приехал не к нам! (Смеётся.) Приятно слышать, что на самом высоком уровне не забывают уделять внимание культуре и искусству. Подарок?.. Большой сцене требуется реконструкция. Возможности сцены уже давно не отвечают современным техническим и постановочным запросам. Диапазон действий при постановках спектаклей в этом случае расширился бы.
ИМИДЖ ГОРОДА СОЗДАЁМ САМИ
- Вы неоднократно говорили о своей любви к Твери. Но город часто критикуют, называя неуютным, запущенным. Почему так происходит? Что нужно предпринять, чтобы его по праву стали называть жемчужиной Верхневолжья?
- Назовите мне город, в котором нет никаких проблем? Ни с жилищно-коммунальным хозяйством, ни с транспортом, ни с дорогами. Везде свои "болевые точки". И акцентируя внимание только на этом, мы рискуем не заметить то доброе, что делается. Вот об этом нужно говорить больше. А люди? Какие здесь замечательные люди - врачи, деятели искусств, педагоги! Какая архитектура! Надо самим создавать вокруг города "правильный" ореол. Вот сейчас идёт театральный фестиваль "Вишнёвый сад". Между тем, о нём говорят немного. Хотя именно подобные события, вобравшие в себя труд многих людей, создают хорошую славу. Своё сердце я давно отдала Твери и люблю её всю - до последнего дома и проулка.
ЛЮБОВЬ НЕ ГАСНЕТ
- О трогательном отношении к вам супруга Александра Чуйкова в Твери ходят легенды. Говорят, на протяжении всего вашего брака он каждый день дарит вам цветы. Как вам до сих пор удалось сохранить романтику в отношениях?
- Неисправимый романтик Александр Александрович -даже на гастролях, будь мы в дороге, в поезде, в чужом городе, стране, умудрялся удивлять меня: цветы и сюрпризы как само собой разумеющееся. Да, такое было. Безмерное уважение к людям и трепетное отношение к близким перенял он у своего отца. Это уважение друг к другу мы пронесли через все годы - почти 50 лет. Но куда без любви? Она есть и помогает нам справляться со всеми трудностями. Настоящие чувства не гаснут.
- Ваш супруг ещё и известный тверской артист, ставит спектакли. Тяжело быть вместе двум творческим личностям и в быту, и на работе?
- Нам было просто всегда, наверное, потому, что мы мыслим в одном направлении. Мы даже познакомились в рязанском театре. Александр Александрович тогда только начал играть на сцене. Он сразу решил, что я его судьба. Я же сначала "разглядела" в нём талантливого актёра и только потом замечательного человека, с которым свяжу всю свою жизнь. Супруг часто шутит: твой главный "возлюбленный" - театр. И он прав.