Писательница Гайда Лагздынь о детях и воспитании.
Мы живём в нездоровой среде. По телевизору показывают сплошной криминал и негатив, а ведь подрастающее поколение всё это видит. Я уже не говорю про интернет-игры, от которых ребёнка не оторвать. Потом жалуемся, что дети вырастают агрессивными и дерзкими. Как этого избежать? О. Грибкова, Тверь
- Современные родители стали сильнее бояться за своих детей. Это понятно: достаточно почитать сводки про горе-водителей, дурные компании и т.д. Но существуют и скрытые угрозы. Учитывая, сколько времени чада проводят за компьютером, будущее поколение может вырасти глухим, слепым и горбатым, - говорит Гайда ЛАГЗДЫНЬ, известная в Верхневолжье и далеко за его пределами детская писательница. - Возмущает бесконтрольный поток информации: порнография, насилие, алкоголь - всё в открытом доступе. Чиновники придумали закон о маркировке телепередач 0+, 6+ и т.д. Но кто мешает малышам в любой момент переключиться с детского канала на взрослый? На рекламу и вовсе нет фильтра: посадили ребёнка смотреть мультик, а через пять минут на экране уже полуголые тётки пляшут.
В регионе каждый год проходит форум "Селигер", где государство якобы воспитывает здоровую, думающую молодёжь. Да не туда вваливают миллионы! На такие форумы приезжают уже состоявшиеся личности. Пропаганда здорового образа должна начинаться с младших классов.
Но главные угрозы для ребёнка таятся в семье. Детей пора оберегать от необразованности и невоспитанности родителей. Нередко вижу, как молодые мамы, гуляя с детьми, пьют при них пиво. Какой пример они им показывают? Ребёнком надо заниматься, развивать его с малых лет. Это самый главный вклад в жизни! Заботиться нужно не о том, как определить сына или дочь " престижную школу и обеспечить современными "аксессуарами жизни", а как дать ему максимум любви и внимания.
КАК ВОСПИТАТЬ ЛИЧНОСТЬ?
-Гайда Рейнгольдовна, нынешних детей обвиняют в беззаботности и дерзости. В преддверии 1 июня, Дня защиты детей, дайте свой совет - как воспитать личность, которой родители будут гордиться?
-Истории про осквернение мемориалов и дурное поведение подростков возмущают, но это не значит, что молодёжь безнадёжна. Просто общество в первую очередь замечает нарушения: добро ходит тихо, а громко - лихо. Около 20 лет я руководила школьным музыкальным театром. Работала в основном с детьми из неблагополучных семей. В итоге все выросли хорошими людьми. В каждом человеке есть что-то светлое, только нужно это разглядеть.
Меня как-то попросили написать правила поведения для кукольного театра. Я прочитала предыдущие и заметила, что исходят они от сплошного "нельзя". Я считаю, что исходить надо от хорошего. К примеру, "Сеанс окончен. К гардеробу мы не бежим лихим галопом. А долго хлопаем в ладоши артистам милым и хорошим". Ребёнок должен подражать позитивному. Увлечь его каким-либо делом можно только личным примером. Дети могут чего-то не понимать, но фальшь почувствуют мгновенно. Ребёнок тоже личность. И с уважением надо относиться к человеку любого возраста.
-Будучи учителем химии и биологии, вы 32 года простояли у школьной доски. Как оцениваете сегодняшнее образование?
-Для меня это больной вопрос. К сожалению, сегодня не.редко среди руководителей отрасли и педагогов встречаются люди с ограниченными интересами, которые для образования и пальцем не пошевелят. Оправданием может послужить обилие бумаг, которое им приходится заполнять. Но это не.правильно! Большие вопросы имеются к оплате за образование. Это парадокс: зачастую на уроках педагог объясняет мало,но когда превращается в репетитора, всему научит ребёнка. Что это за "знания за кадром"? Я треть века проработала в школе. Мы стремились давать знания максимально и выпускать образованных детей. Сегодня есть талантливые учителя, но их, к сожалению, становится меньше. Также в отрасли стоит проблема дефицита кадров: в городе не хватает специалистов по точным наукам - математике, физике и т.д., про сельские школы и вовсе не говорю. Удивляют постоянные эксперименты над детьми в виде учебных пособий, про.грамм, хрестоматий и т.д. Современные учебники напоминают книги вопросов и немногочисленных ответов. Складывается впечатление, что чиновники совершенно не знают наших детей и не разбираются в проблемах воспитания и обучения. Не пора ли задуматься, кого вырастим?
-В чём же выход?
-Наша страна сильна в военной мощи, богата природными ресурсами. Вопрос в том, кто этим управляет и отдаёт приказы. К сожалению, наши значимые отрасли зачастую возглавляют не те, кто радеет за дело и хочет что-либо изменить. Президент Владимир Путин неоднократно поднимал вопрос о кадровом голоде. Надеюсь, перемены будут.
КОМУ НУЖНА МАКУЛАТУРА?
-От названий некоторых современных детских книг волосы встают дыбом: "Приключения Какашки", "Сися" и т.д. Чему научат такие "хиты"?
-Возникновение бездарных книг зачастую связано с возможностью автора проплатить своё издание. Это порождает уже не произведения, а макулатуру для мусорных контейнеров. А возникающие ассоциации в книжной торговле приводят к тому, что и наши библиотеки наполняются бесполезными сборниками. Графоманство, к несчастью, процветает. Но ведь на литературе лежит воспитательная и обучающая функция. "Что делать, чтобы младенец розовый не стал дубиной стоеросовой?" - писал в своё время поэт Валентин Берестов. Конечно, читать нужные книги. Чему могут научить произведения про какашки, даже боюсь предполагать. Ничему хорошему - это точно!
-Какой урок вы даёте в своих книгах?
-Я пишу стихи и прозу для дошкольного, школьного возраста. Есть произведения для взрослых. Несколько лет назад создала сказочно-документальный путеводитель по 15 музеям Тверской области, где собрана уникальная информация. Есть "Сказание про Ваньку Тверского и его дружка Шуршала-Шебаршало", где возвращаю читателя к истории. Вместе с главным героем он узнаёт три главных худа на земле, от которых надо оберегать себя и близких: война, болезни и невежество. В своих книгах стараюсь показать силу добра, человеческой теплоты и чисто.ты. То, на чём должен держаться мир!