Семья Геревич из села Сидоркова воспитала 18 детей
Люди с большим и добрым сердцем - так говорят о супругах Геревич из деревни Сидорково Максатихинского района. Четверть века назад они создали собственный семейный детский дом, взяв на воспитание брошенных ребят. За это время они стали мамами и папами для 17 чужих детей и уже нянчат внуков.
Впрочем, у супружеской пары назвать приёмных мальчишек и девчонок "чужими" язык не поворачивается: все без исключения для них родные. В День Семьи, любви и верности, который празднуется 8 июля, мы встретились с Иваном Степановичем и Светланой Витальевной. Хранительница домашнего очага рассказала нам о настоящей любви, семейных ценностях и о том, что значит быть матерью.
Брали, кого дают!
- Светлана Витальевна, встретить в современных семьях больше двух детей - сегодня редкость, а вы воспитали родную дочь и 17 приёмных детей. Как решились на такое?
- Решение взять приёмных детей возникло спонтанно. Это был 1990-й год, мы с мужем жили в Воркуте и услышали по телевизору, что в стране есть семьи, которые создают собственные детские дома. Я всегда любила детей, сердце защемляло всякий раз, когда видела сирот. Посоветовались с мужем и решили, что тоже приютим несколько малышей. Обратились в органы опеки, собрали документы и взяли из местного приёмника-распределителя пятерых детей от 2 до 14 лет. Они приходились друг другу братьями и сёстрами. Нашей кровной дочери в то время было семь лет, и она хорошо приняла "новых" Геревичей. Позже ещё взяли детей из разных интернатов, приютов. Сами не выбирали воспитанников: на кого указывали органы опеки, того и брали.
Это были запущенные дети, зачастую с серьёзными проблемами со здоровьем. Семилетняя Светочка, например, толком не умела говорить. Целый год готовили её к школе. Часто, когда дети брали в руки карандаши и кисти, изображали сначала всё в тёмных тонах, яркие краски не выбирали. Мы с Иваном занимались с ними, дарили любовь и заботу, и постепенно происходили перемены к лучшему.
- Иногда приёмные родители, не справившись с трудным ребёнком, возвращают его в детдом. У вас не возникало такого желания?
- Даже в мыслях никогда не было! Это же не игрушка: захотел - приютил, разонравилось - вернул. Хотя трудностей хватало. Несколько лет назад мы взяли мальчика с очень сложным характером. Он не слушался, убегал из дома, воровал. Ложишься спать, а сердце ноет за него. Да и остальные дети - каждый со своим нравом.
Чтобы взять чужого ребёнка, нужно быть внутренне к этому готовым. Понимать, что эти дети - непростые, к ним нужен особый подход, зачастую требуется помощь психологов. Но ты должен принимать ребёнка всем сердцем, если сомневаешься - даже не пробуй. С детьми нужно работать, и результат обязательно будет. Мы с мужем не вернули ни одного ребёнка. Сегодня многие наши воспитанники выросли, у них уже свои семьи, но мы с ними всегда созваниваемся, отмечаем вместе дни рождения, переживаем беды и радости.
- Психологи считают, что пришло время попрощаться с детдомами и интернатами. У вас - альтернативная форма воспитания сирот: семейный детский дом. В чём его главное отличие от обычного?
- Семья - это лучшее, что можно предложить ребёнку. В детском доме, где одновременно живут десятки сирот, дать любовь и уделить внимание каждому вряд ли получится. В семейном детдоме ребёнка воспитывают приёмные мама и папа, которые его любят. Он ходит в обычную школу, приглашает к себе друзей, а самое главное - живёт дома, в семье. Он не оторван от реальности, понимаете?! Он знает, что деньги нужно зарабатывать, еду - готовить самим, понимает, что такое семейные отношения. Став взрослым, ему гораздо легче создать свою семью, она не будет для них чем-то непонятным.
По закону семейный детский дом должен брать на воспитание не меньше пяти детей, лишённых родительской опеки. Мы их не усыновляем, поэтому все льготы, полагающиеся сиротам, сохраняются. По достижении совершеннолетия им предоставляется собственное жильё. Считаю, что семейные детские дома - самая оптимальная поддержка детей, от которых отказались родители. Они растут в атмосфере заботы, не озлоблены на жизнь, воспитаны и научены ценностям. А значит, высока вероятность, что они минуют кривую дорожку, которая зачастую ждёт сирот во взрослой жизни.
Угол для сироты
- Положенная по закону поддержка сиротам оказывается не всегда. Павел Астахов, уполномоченный по правам ребёнка при президенте России, в декабре прошлого года назвал Тверскую область одной из слабых по решению проблем сирот. Почему так остро стоит эта проблема?
- Сироты - особая категория граждан. Защитить их, кроме государства, некому. Мне больно оттого, что обездоленные дети борются с теми, кто должен им помогать, годами добиваются полагающихся им квадратных метров и получают иногда такие квартиры, что без слёз не взглянешь. Без окон, дверей, с текущими крышами. В нашем районе несколько лет назад тоже стояла такая проблема. Первые мои воспитанники квартир так и не дождались. У них уже свои семьи, а право претендовать на государственное жильё утеряно. Сегодня, к счастью, ситуация улучшается. В последнее время квартиры сиротам дают уже с небольшой отделкой. При желании такое жильё можно довести до ума.
Сейчас четверо из моих воспитанников стоят в очереди за жильём. Самая старшая из них - Анжела, ей 20 лет, она учится в Твери в университете, на выходные приезжает к нам. Скоро будем справлять её новоселье. Но в целом проблемы сирот в нашей стране не решены. Законное жильё сироты должны получать без проволочек. В государственных детских домах должны работать психологи, чтобы у детей не возникало отчуждения или чувства ненужности. Важно их не столько жалеть, сколько приучить к труду, чтобы они понимали, что во взрослой жизни всё даётся не просто так.
- Какая поддержка оказывается вам, как приёмным родителям?
- На детей, которым не исполнилось 18 лет, выплачивается ежемесячное пособие около 10 000 рублей на каждого. Таких детей у нас сейчас трое. Наш с супругом "труд" оценивают в 2500 рублей на каждого, вне зависимости от количества детей, находящихся на воспитании. К этой сумме добавляется 25 % - сельская надбавка. Раньше за нашу работу шёл ещё стаж, но с 1997 года его не учитывают, и это очень обидно.
Одно время нас обвиняли в корысти: якобы мы хотим нажиться на сиротских деньгах. Какая уж тут нажива! Все деньги уходят, чтобы накормить детей, обуть их, одеть, игрушки купить, в школу собрать. В деревне жить сложно, крутимся, как можем. Раньше у нас было большое хозяйство: коровы, свиньи, куры. С пяти утра были на ногах. Сейчас уже тяжело держать скотину, оставили только цыплят-бройлеров для себя. Я полностью занимаюсь домашними делами, муж подрабатывает кочегаром.
От свободы к любви
- 8 июля празднуется День святых Петра и Февронии, или День семьи, любви и верности. Почему сегодня утрачены семейные ценности и как их возродить?
- Семья держится на любви и взаимопонимании. Мне с мужем повезло: всю жизнь мы не просто супруги, а ещё и лучшие друзья, поддерживаем друг друга и помогаем. Сегодня людям дано много свободы и раздолья, а это портит. Такого понятия, как верность, для некоторых и вовсе не существует. Людьми правит не любовь, а корысть. Чему такие родители научат детей, какие передадут им традиции? Чтобы переломить тенденцию, каждому нужно начать с себя. Пересмотрите свои ценности и донесите всё лучшее до ваших детей.
Досье
Светлана Геревич родилась 10 августа 1961 г. в Ростовской области. Окончила Белокалитинское училище по специальности "бухгалтер". В 1990 г. вместе с мужем организовала семейный детский дом. В 1993 году семья переехала в Максатихинский район. Домохозяйка. Награждена Орденом Почёта и Орденом Благоверного царевича Димитрия "За дела милосердия".