aif.ru counter
67

Поколение умников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Аргументы и факты - Тверь 03/10/2012

Лаврентий Даниэлянц о школе, детях и призвании

На его уроках в классе полная тишина. Не потому, что ребята боятся получить "двойку" за поведение, а потому, что уважают учителя. Не каждому педагогу удаётся стать для своих учеников наставником, товарищем и настоящим примером для подражания. Однако у Лаврентия ДАНИЭЛЯНЦА -преподавателя немецкого языка школы N 34 города Твери, заслуженного учителя России, это получилось. 54 года он отдал детям. Лаврентий Ашотович из тех людей, о которых говорят: учитель от Бога.

Скромный труд учителя-так он называет дело всей своей жизни. Его ученики до сих пор с огромной теплотой вспоминают замечательного педагога, и, хотя сами уже нянчат внуков, связи с ним не теряют. Из Израиля, Нью-Йорка, Германии и других стран бывшие мальчишки и девчонки передают приветы любимому преподавателю. В преддверии Дня учителя мы побеседовали с Лаврентием Ашотовичем о современном образовании, нынешних педагогах и учениках.

Важен ли пол?

- Вы много лет преподаёте иностранный язык, раньше вели классное руководство. На ваш взгляд, профессия учителя всё же женская или мужская?

- Я убеждён: не важно, кто преподаёт предмет, важно только одно - умеет ли педагог заинтересовать ученика на уроке. Почему одного учителя дети слушают, открыв рты, а на уроках другого считают ворон? Потому что педагогу самому прежде всего должно быть интересно то, о чём он рассказывает. Современные дети не воспринимают скучно поданную информацию, их надо держать в постоянном напряжении, только тогда они будут с интересом усваивать материал. Ну а кто перед ними при этом стоит - мужчина или женщина - совершенно неважно.

- В ноябре исполнится 54 года вашей педагогической деятельности. А вы помните свой первый урок?

- Ещё как помню! Это была школа в районном городке, тогда ещё я жил и работал в Азербайджане. У меня было сразу три ставки, и преподавать днём я должен был школьникам, а потом меня ждали вечерники - родители тех ребят, которые у меня учились! И, хотя вечерники были старше меня по возрасту, это совершенно не смущало. Любовь к преподаванию у меня вспыхнула с первого дня. Как только встал перед аудиторией, сразу понял, что нахожусь на своём месте.

А ещё помню забавный случай, который приключился в вечерней школе. Я не успел взять в библиотеке учебник и попросил его у учеников. Те любезно подали его мне, открываю книгу, а там бумажка, на которой написано: "Вы холосты или женаты?" Я смутился, но виду не подал. Потом девушки признались, что таким образом проверяли меня, а я оказался стойким! Вот такие воспоминания.

- За полвека некоторые ваши ученики уже сами вышли на пенсию и воспитывают внуков. Ощущаете ли вы разницу между детьми прошлого и нынешнего поколений?

- Разница колоссальная, потому что время диктует свои правила. Сегодняшние дети более продвинутые, чем даже пять лет назад, не то что поколение 10-ти или 20-летней давности. С компьютером и Интернетом ребята давно на "ты". Ведь что бы.ло в наше время? Хорошо, если один магнитофон на весь подъезд. А теперь, сужу по нашей школе, внедрили интерактивные доски, компьютеры, проекторы. Такая техническая подкованность, конечно же, даёт большой толчок для того, чтобы ребёнок развивался и шёл в ногу со временем. Но в то же время современные ученики послабее прежних в плане накопленных знаний. Литературные произведения, важные исторические события - некоторые ребята не знают этого совершенно. Чья тут вина? Сказать сложно. Где-то это леность ребёнка, но в большей степени - загруженность родителей, которым нужно зарабатывать деньги. Бывает, что у ребёнка на занятиях горят глаза, есть желание работать, узнавать что-то новое. Однако в школу он приходит с невыполненным заданием. А на вопрос, почему, отвечает: "Не смог разобраться, а помочь было некому". И сразу понятно, что родители не уделили должного внимания своему сыну или дочери, не проконтролировали, не поинтересовались, что родное чадо изучало на уроках. Увы, но это не всегда в силах самих родителей. Сейчас увеличилось количество неполных семей, где мама одна воспитывает ребёнка, и, конечно же, в такой ситуации уделить достаточное внимание школьной жизни детей очень сложно.

Хочу отметить ещё одну особенность современных детей - интеллектуально они развиты лучше, чем были мы в своё время. Дети более коммуникабельны, открыты для диалога, способны смело высказывать свою точку зрения. И это, конечно же, хорошо.

Деньги - не мотиватор

- Профессию учителя выбирают преимущественно женщины, а значит, мужской стержень подрастающему поколению заложить некому. В результате мальчишки вырастают хлюпиками, стараются откосить от армии и не хотят браться ни за какую работу. Что нужно, чтобы заманить мужчин в школу?

- Хороший педагог-мужчина в школе - своего рода пример для подражания, особенно для тех ребят, которые растут без отца. То, как учителя-мужчины относятся к окружающим, ведут себя на уроках, разрешают конфликты, для мальчишек может стать ценным уроком мужества. А если ребёнок видит, как его преподаватель идёт с сигаретой, то уже не станет воспринимать призывы держаться подальше от курения и выпивки. Поэтому в школе должны работать только достойные люди.

Ну а чтобы мужчина шёл работать учителем, нужно, конечно же, дать ему хорошую заработную плату. Для нас, учителей старой закалки, были больше важны не материальные блага, а другие ценности - призвание, любовь к детям. Но сейчас настали другие времена. Нельзя забывать, что мужчина - это кормилец семьи, и как бы ему ни нравилась его работа, он должен принести домой деньги.

- Может, именно из-за низкой зарплаты молодые специалисты не хотят работать в школе, а кто-то преподаёт свой предмет кое-как?

- Вы знаете, все любят повторять, что с учителя нечего спрашивать, раз он получает небольшие деньги. Я с этим в корне не согласен! Если учитель преподаёт плохо, то какую бы вы ему зарплату ни предложили, работать лучше он не станет. Любовь к детям и собственному труду невозможно привить деньгами. Безусловно, у педагогов должна быть достойная заработная плата, но это нужно не для того, чтобы лучше преподавать литературу или иностранный, а для того, чтобы учитель мог жить, а не выживать.

Кстати, хочу отметить - в стенах образовательных учреждений становится намного меньше случайных людей. Ведь заработок не настолько привлекателен, чтобы на него прельститься. Так что сейчас многие, окончив педагогические вузы, уходят в торговлю или бизнес. Ну а те, кто не может без своего дела, остаются, несмотря на невысокий доход. Такие педагоги действительно на вес золота, именно они растят будущих учёных, президентов и космонавтов. И труд их должен быть почётен и уважаем.

- Как вы относитесь к современным учебникам? Часто ли в них встречаются ляпы и казусы?

- К великому сожалению, я и мои коллеги действительно находим в них огрехи. Ведь испокон веков школьный учебник был фундаментом, на котором строился учебный процесс. Теперь фундамент стал разрушаться. Появилось множество образовательных программ, по которым можно преподавать один и тот же предмет, и я не вижу в этом ничего хорошего. Я бы предложил собрать всё многообразие, проанализировать и выдать единую программу, по которой мы будем учить наших детей. Советский опыт в этом плане мне больше нравился, зря мы растеряли всё это.

Нужна ли форма?

- После того как страны Со.ветов не стало, отменили школьную форму, а теперь её постепенно возвращают. Как вы считаете, нужно ли это детям?

- Это очень верный шаг. Во-первых, ученик, надевая форму, обретает новый для себя статус, ощущает себя иначе, нежели в повседневной одежде, становится ответственнее. Во-вторых, форма - отличная возможность хоть как-то уравнять ребят материально, чтобы дети не сильно отличались друг от друга по достатку, что зачастую приводит к обидам.

Старшеклассников же, начиная с 8 - 9-го класса, я бы не заставлял носить форму. Пусть они проявляют свою индивидуальность, но только в меру. Когда на школьнице высоченные каблуки и декольте - это уже явный перебор, и такое недопустимо. Но если всё аккуратно, не кричаще - то почему бы и нет?

- Лаврентий Ашотович, есть учителя, о которых хочется забыть, как только покидаешь школьные стены. А есть такие, которых ученики помнят всю жизнь и к которым приходят в гости. Есть ли секрет, как стать таким педагогом?

- Стать любимым учителем, которого ученики захотят навещать вне школьных стен, - это выше всяких наград. Ведь если тебя помнят, значит, ты сумел затронуть душу и сердце ребёнка, дать ему частичку того хорошего, что было у тебя. Заслуга педагога - не в медалях и званиях, а в добром слове, которым спустя многие годы его вспомнят ученики. И дело даже не в том, ставил ли ты хорошие отметки или плохие. Важно другое - был ли ты настоящим, честным, справедливым и действительно любящим своё дело человеком.

Когда спустя 50 лет тебе продолжают звонить твои ученики, то понимаешь: более верного пути, чем выбранный тобою, нет! Я очень счастлив, что сумел найти своё место в жизни. И тем, кто однажды сменит нас на посту, я желаю получать такую же радость от преподавания, какую получаем я и мои коллеги.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах