Примерное время чтения: 8 минут
134

На ниве выживания

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. Аргументы и факты - Тверь 21/05/2014

Фермер из Есеновичей знает рецепт возрождения села

Аграрный сектор сегодня переживает нелёгкие времена, а с мая этого года на фермеров свалилась очередная беда. Новый закон о запрете подворного забоя скота не просто усложнил жизнь селян, а поставил под сомнение существование сотен мелких хозяйств!

О том, к чему приведут новые правила, о проблемах села и пустующих землях корреспонденту "АиФ в Твери" рассказал Сергей Иванов, фермер из села Есеновичи Вышневолоцкого района. Более 30 лет он работает в сельском хозяйстве, ищет справедливости и пытается поднять на ноги свою малую родину. В прошлом году он выиграл грант на развитие семейной фермы, и его хозяйство зажило по-новому. Сегодня есеновическое "Воскресение", словно оправдывая своё название, даёт надежду на возрождение села.

Убойный закон

- С 1 мая подворный забой скота под запретом. Это означает, что даже мелкую птицу фермеры теперь должны забивать на специальных скотобойнях. Зачем это нужно?

- Считается, что новые технические требования по забою скота обеспечат безопасность продукции, поступающей на прилавки. Если до этого фермер привозил тушу на санитарную экспертизу и получал необходимое разрешение, то теперь забивать животное необходимо на специальных площадках и только после осмотра ветеринара. Казалось бы, меры нужные. Но на деле они могут жёстко ударить по подсобному хозяйству, которое и так едва теплится. Через спецплощадки придётся пропускать не только крупный рогатый скот, но и овец, кроликов и даже домашнюю птицу! Иначе на рынок продукцию не пустят. Мало того, что не каждый может позволить содержать убойный цех, полностью соответствующий новым требованиям, так ещё крестьянин понесёт существенные убытки, связанные с транспортировкой скота на скотобойни. Крупные хозяйства выкрутятся, а вот фермерские - под угрозой. И без того ограниченный рынок сбыта для них закрывается ещё больше. Это приведёт к тому, что либо фермер обанкротится, либо будет торговать подпольно. Скажется новый закон и на кошельках потребителя: цены на мясо будут расти. Насколько мне известно, в Тверской области пытаются решить возникшие проблемы. Но надо понимать, что это федеральные требования, и отменить их на уровне региона нельзя.

Молоко с "пальмы"

- Сегодня много говорят о поддержке села. Но в целом мы наблюдаем вымирание деревень, заброшенные поля, отток населения. Какие меры реально нужны, чтобы поднять село?

- Увы, но сегодня хорошо живут те хозяйства, которыми заправляет хороший инвестор извне или руководитель с большим стажем работы. Остальные бьются, как могут. Мы же видим, какие суммы выделяются на аграрный сектор. В России - это 5 - 10 %, за рубежом - 30 - 40 % от бюджета. Сегодня даже звучат слова, что выгоднее помогать холдингам. Но я всю жизнь работаю на селе и могу с уверенностью сказать, что если не будет в деревне фермы или колхоза, она вымрет. Раньше в Есеновичах было три молочных завода, а сегодня ни одного! Содержать хозяйство тяжело, ценовая политика очень жёсткая. Солярку мы покупаем по 32 рубля за литр, платим огромные суммы за электричество, а молокоперерабатывающие заводы у нас берут максимум по 17 - 18 рублей. Большая проблема и с рынком сбыта. Не секрет, что прорваться в торговые сети сегодня очень тяжело. Сколько магазинов в последнее время открылось в Твери, но местных сельхозпроизводителей там представлено единицы! Зато на прилавках - обилие творога и сметаны с содержанием пальмового масла. У нас много говорят о воспитании здорового поколения, но в садики и школы сегодня зачастую поступает именно "пальмовая" продукция, а натуральное молоко скисает в закромах, не находя сбыта.

В регионе, конечно, принимаются меры по поддержке села. Например, в прошлом году пять начинающих фермеров из Вышневолоцкого района получили гранты (уточнить, это были федеральные, областные или районные деньги). Огромная подмога - сельскохозяйственные ярмарки, что проходят каждую неделю в Твери у цирка и в м-не "Южный". Моё молоко из Есеновичей разлетается там вмиг. Но одними ярмарками проблему не решить. Село не заработает до тех пор, пока не появятся кадры, и это надо решать на государственном уровне. Если у человека есть желание работать на земле, создайте ему все условия, снабдите техникой, постройте ферму, а потом спрашивайте результат. Что ж он должен в одиночку биться?! Надо решать вопрос и с кредитованием селян. Программы есть, но они не всегда работают. С убыточными хозяйствами банкам работать невыгодно.

- Несмотря на сложности, ваше хозяйство двигается вперёд. В прошлом году вы выиграли грант из областного бюджета на создание семейной фермы. Скажите честно, что для этого потребовалось?

- Это настоящее чудо, подарок свыше! Информация появилась на сайте Министерства сельского хозяйства Тверской области. Вдвоём с племянником мы заполнили заявку, подали пакет документов, составили бизнес-проект. Насколько я знаю, всего поступило 12 заявок, видимо, мало кто знал об этом. Выиграли грант восемь человек, оказался среди этих счастливчиков и я. Это реальная программа, которая действительно помогла подняться. В своё время я начинал с фермы по разведению кроликов, позже стал заниматься молочным производством. Планов по модернизации хозяйства было много, но не хватало денег. Грант позволил воплотить идеи. Мне выделили 1 млн 200 тыс. рублей. Этого хватило, чтобы купить молокопровод, установить кормораздатчики и современные технологии по навозоудалению. Если бы таких программ было больше, сельскому хозяйству было гораздо проще. Особенно надо поддерживать молодых и подогревать в них интерес к земле, поднимать имидж труженика села. Безработица на селе - это же нонсенс, а бедность человека труда - парадокс!

Земля - у олигархов

- Ещё одна проблема - пустующие земли. Годами олигархи скупали участки в Тверской области, а теперь они зарастают бурьяном. Что нужно сделать, чтобы земля реально работала на жителей, а не на толстосумов?

- На федеральном уровне принят закон, что если земля не используется в течение трёх лет, она отбирается. Но он почему-то не действует! В своё время землю раздавали как ваучеры, потом эти участки за копейки перекупили дельцы. Сегодня земля простаивает, ею никто не занимается. Выгоднее разрабатывать карьеры или вырубать леса, нежели заниматься сельским хозяйством. В то же время тем энтузиастам, которые хотят всё-таки возделывать землю, нужно выложить за неё миллионы, но взять их крестьянам неоткуда. Я сам работаю на арендованной земле. Чтобы её выкупить, мне надо 12 миллионов. Какую же продукцию я должен произвести, чтобы получить такую прибыль и выкупить участок?!

- Как вы думаете, реально ли вновь запустить "аграрную машину" на полную мощь?

- Один "господин" мне как-то сказал: "А не лучше ли вам поменять сферу деятельности?" Меня это очень оскорбило. Я больше 30 лет отдал аграрному хозяйству, я люблю деревню, сельский труд. Да, сегодня это считается неприбыльным бизнесом, но в наших силах поднять село и вдохнуть в него новую жизнь. Нужно возвращаться к традициям. В советские времена аграрный сектор работал на государство. К уборке урожая привлекались школьники, студенты, сотрудники предприятий. Каждый знал цену труда крестьянина. Сегодня мы пробовали договориться со школами, чтобы они нам присылали учеников на уборку урожая, а мы взамен снабжали школьные столовые картофелем. Нам отказали! А почему бы не создать программу, чтобы стимулировать подобные договоры между школами и фермерами?

- Не так давно вы занялись выращиванием льна. Неужели это может стать прибыльным?

- Пока это не приносит прибыли, но опыт прошлых лет ценен, его нельзя забывать. В 90-е годы пришла в упадок льняная отрасль, которой Тверская область славилась на всю страну. Сегодня в регионе всего 16 человек, кто занимается льном. Мы друг друга знаем в лицо, общаемся, делимся опытом. В последнее время о возрождении льняной отрасли задумались и на высшем уровне, стали выделяться субсидии. Но это пока зачатки. Чтобы возродить льноводство, государству нужно вкладывать в него как можно больше средств. И, поверьте, отдача будет!

Досье

Сергей Иванов родился 13 апреля 1962 года в селе Есеновичи Вышневолоцкого района. Окончил Кашинский зооветтехникум, ветеринарную академию им. Скрябина, Северо-Западную академию госслужбы при президенте РФ, Тверскую сельхозакадемию. Работал на руководящих должностях в колхозах. В 2008 году создал личное фермерское хозяйство. Есть сын.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах