Рецепт для "лечения" межнациональных конфликтов
После событий в столичном Бирюлёво в стране идут массовые проверки мигрантов, а взрыв в волгоградском автобусе заставил вспомнить об угрозе терроризма, от которой не застрахована и Тверская область. В такие моменты люди обращаются к тем, кто призван их защищать, как бы они ни относились к стражам правопорядка в другое время.
10 ноября в России отмечается День сотрудника органов внутренних дел. В беседе с корреспондентом "АиФ в Твери" Александр БОЙКОВ, бывший начальник Управления уголовного розыска, поделился взглядами на "обновлённую" полицию и межэтнические конфликты.
Взяток не предлагать
- Александр Викторович, в 1991 году вас направили в Кашинский район, где в то время бушевали массовые беспорядки на межэтнической почве. Всё было настолько серьёзно?
- В Кашине было много приезжих с Кавказа, у них начались конфликты с местным населением. На улицы выходили толпы людей, вооружённые тем, что под руку попадётся. Стрельба, сожжённые машины... Это были серьёзнейшие массовые беспорядки на уровне страны. Тогда в городе месяц находился Виктор Ерин, будущий министр внутренних дел России. Чтобы остановить волну, пошли на крайнюю меру: за одни сутки всех приезжих загрузили в автобусы и вывезли из района. Остались только представители южных республик, которые жили в Кашине очень давно и фактически стали местными.
Я приехал уже после этих событий, и нам предстояло сделать всё, чтобы они не повторились. В городе и районе сложилась команда единомышленников - руководителей правоохранительных структур и администрации. По отношению к приезжим мы заняли твёрдую позицию: вы должны соблюдать законы страны, правильно строить отношения с местным населением, уважать местные обычаи. И бесполезно было жаловаться в администрацию, милицию, ещё куда-то. Везде был один ответ: вот вам правила, хотите здесь жить - привыкайте.
Раз в год я бывал в каждой кавказской семье. Вместе с главой района мы собирали старших в администрации и беседовали с ними. Они привыкали три года, потом поняли, что это - правильно. Там на базаре не обирали коммерсантов, не было рэкета. Все знали, что, если появились проблемы, можно смело идти в милицию или администрацию, никто взятку не возьмёт. Это устраивало всех -и местных, и приезжих.
- Насколько сложнее предотвращать межнациональные конфликты сейчас?
- Тогда, двадцать лет назад, в масштабе одного района получилось переломить ситуацию. И сегодня в масштабах страны это тоже можно сделать. Нужны воля, желание и время, а главное - одна чёткая линия поведения для всех.
Сейчас самое время серьёзно подумать о национальной политике. Мы хоть и многонациональное, но единое государство. Многие выходцы из стран ближнего зарубежья - уже граждане России. Я уверен: посредством межнациональных конфликтов нас хотят "раскачать" как единую страну.
- Но это в глобальном плане. А что происходит на местном уровне? Почему проблема в Тверской области становится всё острее?
- Раньше были одни гастарбайтеры, сейчас они уже совсем другие. Они понимают, что есть вопросы, которые можно решать за "бабки", что в различных структурах могут
быть сотрудники, готовые закрыть на тебя глаза. Должны быть одинаковые условия и за коны для всех, и ни для кого не должно быть поблажек из-за его национальности.
Разве секрет, что у нас полно нелегальных мигрантов? У меня в подъезде недавно поселились гастарбайтеры: соседка сдала квартиру. Живут 15 человек, всё время какие-то портянки развешены, запах... Я говорю: "Уважаемые, давайте узаконим ваше здесь пребывание". Думаете, они послушались? Пришлось действовать силовым методом, но по закону: пришли сотрудники полиции, собрали их всех, привели в райотдел, официально оформили. Хозяйке назначили штраф в 5 000 рублей, и каждого приезжего оштрафовали. Потому что они должны жить по месту регистрации, а не там, где им хочется, и соблюдать законы РФ.
На предприятиях, где трудятся гастарбайтеры, далеко не все работают по квотам. Деньги ведь жалко платить - за оформление, да ещё и налоги, и "белую" зарплату! Хотя есть работодатели, у которых все мигранты трудятся стопроцентно по квоте. И они же сами для этих товарищей определяют жёсткую линию поведения. Если начинаются трения, руководители их просто выгоняют. Бывают такие нормальные мужики.
- После реформы и сокращения достаточно ли у полиции Тверской области ресурсов для расследования, а главное - предотвращения преступлений?
- Сил и ресурсов достаточно. Но нужна и активная позиция населения как в отношении тех же нелегальных мигрантов, так и в случаях с серьёзными преступлениями.
Сокращения в МВД были необходимы, потому что многие сотрудники занимались вспомогательными функциями, бумажной работой и т.д. За время реформы сократили 20% личного состава. Чтобы оценить эффект от реформы, нужно время. Однако все службы уменьшили примерно на одинаковую долю, а нужно было определить приоритетные. Тех, кто выполняет основную работу, сокращение должно было коснуться в меньшей степени.
Негатив без позитива
- В последнее время СМИ пестрят сообщениями о полицейском произволе и пытках. Это действительно носит массовый характер?
- Что такое происходит повсеместно - неправда. Слив негативной информации о работе стражей порядка идёт уже лет пятнадцать: везде коррупционеры, взяточники и так далее... И фильмы такие же выпускаются. При этом больше, чем в России, полицейских нигде не гибнет. Любая итальянская мафия рядом с нашей - детский сад. Но именно у нас зачастую полицейских не считают героями, в отличие от Запада.
Как и в работе любой организации, у нас бывают недоразумения и должностные преступления. Совсем избежать этого невозможно. Я не говорю о том, что надо скрывать негатив. Но и позитивное нужно показывать! Сейчас формирование положительного образа полицейского зависит не только от МВД. Это должно стать делом общим и государственным.
- Но полицейским часто не хватает элементарной вежливости. Недавно мужа нашей сотрудницы остановили на дороге, отобрали насос, найденный в машине, заставили принести в УВД по городу Твери чек, чтобы он доказал, что насос - не украден, а куплен. Ни извинений, ни объяснений своих действий...
- Это вопрос профессионального уровня и воспитания сотрудников. Перед ними поставлена задача: останавливать, проверять, предотвращать преступления. Организовать её грамотное выполнение - дело руководителей. Раньше было как? Пришёл молодой лейтенант в отдел, тут же работает капитан, рядом с ним майор - люди, которые новичку передают опыт. Всё поменялось в 1990 и 2000-е годы, когда многие люди лет сорока увольнялись. Нужно возродить и удержать на работе это среднее звено - зарплатами, социальными гарантиями. Тогда будет кому воспитывать молодых сотрудников.
Романтики в погонах
- Приходится ли сотрудникам уголовного розыска заниматься настоящей детективной работой, о которой пишут в романах? Ощущение такое, что они погрязли в бумажной работе.
- От бумаг, конечно, не уйдёшь, участковые тратят на них половину рабочего времени. Это бич не только МВД, но и всех правоохранительных структур. Но романтика остаётся. В уголовном розыске трудятся люди, которые не захотят и не будут работать ни в одной другой службе. Это абсолютные энтузиасты. Из десяти молодых сотрудников в первые два года уходят восемь, потому что не выдерживают нагрузок - эмоциональных и физических. Остаются фанаты, для которых работа не кончается ни днём, ни ночью. Уголовный розыск - это постоянный риск, там сразу видно, кто есть кто, поэтому плохие люди здесь не задерживаются. Настоящий сыщик, раскрыв преступление, получает реальное моральное удовлетворение.
- Как бы ни реформировали органы внутренних дел, профессиональный праздник всегда остаётся поводом для добрых слов. Что вы хотели бы сказать своим коллегам?
- Я поздравляю всех ветеранов органов внутренних дел, полицейских, которые с честью и достоинством защищают конституционные права граждан. Многие из сотрудников отдали за это жизнь - добрая им память. С наступающим Днём работников правоохранительных органов, здоровья, удачи и благополучия!