Владимир Фёдоров об авиации, катастрофах и дилетантах
"Сегодня купить вертолёт может любой состоятельный человек, а грамотно управлять им способны единицы. Самоуверенность и пренебрежение элементарными правилами полёта - вот главная причина большинства воздушных трагедий", - уверен Владимир ФЁДОРОВ, первый заместитель генерального директора Российской вертолётной компании "Вертикаль-Т".
Ещё пять - десять лет назад известие о крушении вертолёта было чем-то из ряда вон выходящим. Это случалось редко и вызывало огромный резонанс. Теперь тверичане привыкли, что в Верхневолжье пропадают вертолёты, а потом сотни людей ищут обломки разбившихся машин в лесах. На днях случилась очередная трагедия: под Старицей упал вертолёт "Agusta Westland 119". "Бьются, как мухи", - уже говорят в простонародье. Может, и грубо, но суть передана точно. Прочему же такое происходит и возможно ли свести к минимуму количество авиакатастроф?
Небо - для богатых?
- Владимир Андреевич, каждый год в Тверской области случаются авиакатастрофы. Падают частные самолёты, вертолёты... В чём причина?
- Причин несколько. Во-первых, благосостояние определённых слоёв населения растёт, частных вертолётов становится больше, поэтому и количество аварий увеличивается.
Если раньше позволить себе летательный аппарат могли единицы, то теперь - сотни людей. Во-вторых, расположение региона между Москвой и Санкт-Петербургом. Не секрет, что жители мегаполисов любят проводить свободное время на дачах, расположенных в Верхневолжье. Да и перемещаться между двумя столицами олигархам и крупным чиновникам удобнее по небу, а не по трассам.
Кроме этого, в России уже лет пять как упростили получение разрешений на полёты. Раньше, прежде чем взлететь, нужно было за сутки подать заявку и ждать разрешения от диспетчера. А теперь за три часа до вылета пилот ставит в известность диспетчеров, и всё. Ответственность за собственную жизнь и за пассажиров ложится на того, кто за штурвалом. А за ним не всегда профессионалы. За ним частенько дилетанты, не думающие о последствиях, но это не относится к недавней катастрофе.
- Неужели сегодня так просто получить права на управление вертолётом?
- Наоборот, получить их довольно сложно. Учебный процесс - длительный и дорогой, обходится примерно в 400 тысяч рублей. Желающий стать пилотом должен обратиться в сертифицированный учебный центр, где преподают теорию и практику. Если человек действительно прилежно учился, сдал экзамен, то и летать он будет хорошо. Но в небе, как и на дорогах, водители встречаются разные. Кто-то получал знания кое-как, а кто-то просто купил права. Вот мы и читаем потом сводки и некрологи...
Я не беру сейчас в расчёт случаи, когда машина неисправна, это отдельный разговор. Мы говорим о безалаберном отношении владельцев вертолётов
к собственной безопасности. Некоторые пилоты, не имеющие достаточных знаний, даже не задумываются, какой опасности подвергают себя и окружающих! Богачи, купившие воздушное судно, сами берутся им управлять. Нет, чтобы нанять профессионала! Пока что культура полётов у нас слабо развита, поэтому её необходимо повышать.
Ещё одна большая проблема - сертификация ввозимых из-за границы вертолётов. Большинство желающих приобрести себе "стрекозу" рассматривают только иностранные модели, так как хороших отечественных у нас нет. Привозят импортные, но легализовать их не могут, так как сертификация - очень длительный и дорогой процесс. И в итоге летают незаконно, не ставя в известность диспетчеров. А когда разбиваются, вертолёт очень сложно найти, так как полёт был несанкционированным. Так и живём.
Безнаказанность
- Как же добиться того, чтобы непрофессионалы не садились за штурвал? Ведь под угрозой не только их жизнь, но и жизнь простых людей. В мае этого года на трассу "Тверь - Ржев" приземлился небольшой частный самолет Piper-36, у которого закончилось горючее. К счастью, никто не пострадал, однако всё могло сложиться гораздо хуже...
- Это как раз тот вариант, когда подготовка к полёту проводилась не профессионалом, а сам полёт, скорее всего, был нелегален. Поэтому важен более жёсткий контроль со стороны правоохранительных органов и авиационных властей. А ещё - осознание неотвратимости наказания. В таких ситуациях нужно накладывать ощутимые штрафы, конфисковывать транспортное средство и пожизненно лишать права управления им. Вот тогда, прежде чем нарушить закон
или вылететь без достаточного горючего, человек тысячу раз подумает. А пока есть вариант, что ответственности можно избежать, у нас так и буду случаться катастрофы.
- Сейчас ходят разговоры о том, что в Твери может появиться пассажирский аэропорт. Как вы считаете, это реально?
- Вполне. Ведь когда-то Мигаловский аэродром принимал и гражданские самолёты, так что условия у нас есть. А так как мы находимся ещё и между двух столиц, нам вдвойне выгоднее иметь аэропорт: и люди смогут летать, и грузовые перевозки осуществляться по воздуху. Так что разговоры имеют все шансы стать реальностью в обозримом будущем, главное, чтобы власти этого хотели.
- А как вы относитесь к идее построить новый аэропорт между Клином и Тверью? Недавно она прозвучала на авиасалоне в Жуковском.
- Я считаю, что идея вполне жизнеспособная, и место расположения аэропорта довольно удачное - подальше от города. Но не уверен, что проект в ближайшее время реализуют, так как потребуются огромные денежные вливания.
- Пробок на дорогах с каждым годом всё больше, и неизвестно, спасут ли от них новые мосты и трассы, которые, впрочем, ещё в проекте. Может ли частная авиация исправить положение?
- Не думаю, что в ближайшем будущем самолёты и вертолёты смогут стать столь же доступными, как автомобили или общественный транспорт. Конечно, всем бы этого хотелось, ведь тогда от Твери до той же Москвы можно было б добраться минут за 40. Но это слишком дорогое удовольствие. Полёт на самом простом вертолёте МИ-8 стоит около 90 тысяч рублей в час! Такое по карману только очень состоятельным людям. Однако развиваться малая авиация будет быстрыми темпами, и поэтому на государственном уровне уже сейчас необходимо наладить контроль над этим процессом. Тогда разбиваться будут меньше, а налогоплательщикам не придётся платить из своих карманов за поиски обломков очередного вертолёта.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть