Тверские пешеходы движутся быстрее автомобилистов
"В отношении уборки дорог надо действовать методом кнута. Пока у нас полная безнаказанность, пока за неисполнение обязанностей чиновник не получает серьёзных штрафов и реальных сроков, город раз за разом будет превращаться в непрерывное снежное поле боя",-уверен Владимир ГУСТОВ, руководитель Тверского автотранспортного союза - общественной организа-низации, объединяющей большинство крупнейших автопредприятий региона.
Зима вступила в свои права, и с её приходом Тверь живёт в режиме осадного положения. Мы и раньше не раз высказывали своё недовольство уборкой зимних дорог, и власти обещали, что в 2012-м уж точно не подведут. Оказалось, это были ещё цветочки. О том, почему Верхневолжье оказалось в чрезвычайной ситуации и кто в этом виноват, наш разговор с Владимиром Фёдоровичем.
Зарапортовались
- Из-за многокилометровой пробки на трассе М10 Тверь прославилась на всю страну. На ваш взгляд, кого винить в этом - небесную канцелярию, наславшую обилие осадков, автомобилистов или нерадивых дорожников?
- Такого коллапса я за всю жизнь в Твери никогда не видел. Согласен, что сне.гопад обильный, и не так-то просто справиться с его последствиями. Но о предстоящем катаклизме дорожные службы были предупреждены заранее, и то количество уборочных машин, которое заявлялось изначально, вполне могло бы справиться хотя бы с основными тверскими улицами. Чиновники, ответственные за уборку дорог, должны признать, что сработали плохо. Они попросту зарапортовались. По телевидению мы только и слышали, как замечательно город готов к зимним перипетиям. На деле же мы вышли на улицу и проваливались по колено в снег, бросили автомобили, потому что по заметённым дорогам было не проехать, и отправились пешком на работу. Винить можно погоду, чиновников, кого угодно. Но это не исправит ситуацию, заложниками которой мы все оказались. Нужно не виновного искать, а менять систему работы, подходы. Деятельность всех госструктур должна стать действительно прозрачной и не сводиться исключительно к отчётам. Один отчёт о готовности дорог к зиме мы уже выслушали и знаем цену таким докладам.
- Многие тверичане даже спустя время после коллапса с трудом доезжают до работы. Что уж говорить о 30 ноября, когда общественный транспорт не вышел вообще! На что нам дальше рассчитывать?
- В день снегопада весь общественный транспорт попросту не сумел выехать из гаражей, но многие не вышли на рейс сознательно. Дело в том, что за безопасность пассажиров, находя.щихся в салоне, ответственность несёт перевозчик. А о какой безопасности можно говорить с нашими непроходимыми дорогами? Пере.возчики не стали рисковать жизнями людей, своим транспортом и собственным кошельком. Конечно, нам от этого радости мало.
Заметьте, сейчас, когда дороги привели в более-менее сносный вид, на маршрутке уже вполне возможно добраться до нужного места. Но езда по городу занимает час, а то и больше, и пробки не рассасываются. Это происходит потому, что большинство дорог стали значительно уже, уборочная техника сгребает снег к обочине. Если дорожники не будут убирать такие снежные горы, то мы рискуем полностью обездвижить город. И тут встаёт вопрос: куда вывозить снег? С полигонами, как и в прошлом году, возникли проблемы. Сейчас снег вывозят просто за город. Соблюдается ли при этом техника безопасности и экологические нормы, неизвестно. Но как уже сообщают СМИ, начата проверка по фактам незаконного вывоза снега на карьеры.
- Из года в год мы наступаем на одни и те же грабли. Как вы считаете, возможно ли разорвать этот порочный круг в нашем регионе? Как бы вы решили эту проблему?
- В первую очередь перестал бы работать по одному лишь принципу освоения денег. Деньги утекают, отчёты, что работы были произведены, присутствуют только на бумаге. А во-вторых, начал бы проводить нормальные конкурсы для подрядных организаций. Сейчас любой подрядчик, даже не имея тех.ники, может выиграть конкурс на уборку дорог. Может даже взяться расчищать улицы сразу нескольких городов - например, Твери и Москвы. Законом это не запрещено. Другое дело, что распределение сил не одинаковое. К тому же подрядчик может иметь в наличии только стол
и телефон, а технику попросту нанимать. Либо может выгнать на работу пару тракторов, и на этом всё. А страдать от этого будем мы.
В Европе такое попросту невозможно. Случись подобная ситуация, сразу же полетят шапки. У нас же - тишина. К сожалению, пока такой подход к проблеме в Твери не исчезнет, мы ещё не раз прославимся на всю страну как "аутсайдеры".
- Огромные пробки на фе.деральной трассе вынудили водителей ночевать в машинах в экстремальных условиях. А на улицах города, увязая в снегу, одна за другой машины попадали в аварии. Можно ли как-то защитить права водителей?
- Если бы подрядные организации были обязаны выплачивать людям, попавшим на их участке в ДТП, компенсацию, ситуация поменялась бы. Многих дорожников можно заставить работать только когда над головой висит "дамоклов меч" в виде крупного штрафа либо реального тюремного срока. Причём штрафы должны серьёзно бить по карману, иначе мы не сдвинемся с мёртвой точки. Если вы уже пострадали от халатности дорожных служб и хотите потребовать компенсацию, я честно отвечу - это довольно сложно в России. Но считаю, что молчать не нужно. Если машина пострадала из-за ямы, не расчищенных дорог и прочих "прелестей", необходимо собрать все возможные доказательства, фотографии, свидетелей и обратиться в суд. Другое дело, что тверичане не хотят этим заниматься, дабы не терять время. Поэтому чиновникам и дорожникам всё и сходит с рук.
- Как вы считаете, что могут сделать сами тверичане для того, чтобы в городе начали наконец-то чистить снег на дорогах, как это и положено? Мы можем что-то изменить?
- Тут я скорее пессимист. Вряд ли тверичане смогут что-то изменить. Жители Верхневолжья исключительно терпеливы. Мы же терпим из года в год отключение горячей воды, плохое отопление зимой, разбитые дороги по весне! Уверен, однажды это терпение лопнет. На мой взгляд, нужно создать некий народный контроль Сделать так, чтобы появилась возможность любому желающему в сети Интернет, на сайте уполномоченного органа, ответственного за уборку дорог, отследить местонахождение снегоуборочной техники, ведь она вся, по идее, оснащена системой мониторинга и контроля ГЛОНАСС. Тогда дорожникам пришлось бы ра.ботать на совесть.
Контроль и наказание
- Сейчас масса разговоров ходит вокруг того, чтобы ужесточить наказание за езду на "лысой" резине, за нарушение правил дорожного движения и пьянство за рулём. Как вы считаете, увеличение штрафов станет панацеей от дорожных бед?
- Я бы назвал такой подход "снятием симптомов". Безусловно, это поможет уменьшить число нарушителей на улицах города и страны. Но не так серьёзно, как нам кажется. В проблему необходимо смотреть глубже. И начинать борьбу за безопасные дороги надо с подрастающего поколения. Прививать культуру вождения нужно со школьной скамьи. Тогда, достигнув 18 лет, человек будет понимать, что позволительно за рулём, а чего делать категорически нельзя. И наконец-то у нас появится поколение культурных водителей.
- Зимой мы страдаем из-за улиц, заваленных снегом, летом - из-за ям. Начинает казаться, что дороги - это наш злой рок, и никуда от него не деться. Так ли это?
- Надо наладить систему контроля и наказания, только тогда мы сможем победить главную нашу беду. И подумать над этим вопросом, прежде всего, должны на федеральном уровне. Когда там серьёзно возьмутся за эту проблему, то в регионах чиновники начнут шевелиться, опасаясь потерять свои места. Но в ближайшие несколько лет я не думаю, что это произойдёт.