aif.ru counter
18

"Ё-мобилю" - нашу начинку

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Аргументы и факты - Тверь 04/07/2012

Тверской студент придумал, как усовершенствовать гибридные авто

"Если тверские ребята будут уверены, что смогут воплотить свои идеи в жизнь, очень скоро у нас появятся новые Эйнштейны и Менделеевы, - уверен Сергей АФАНАСЬЕВ, выпускник Тверского государственного технического университета. - Талантов в Твери много, проблема в том, что работают они в основном в стол".

С 1 по 9 июля на молодёжном форуме "Селигер" проходит смена "Инновации и техническое творчество". Ребятам, занимающимся изобретательской деятельностью, обещают государственную поддержку, средства частных инвесторов и возможность превратить свою разработку в готовый продукт. Но это - на форуме, а вне его жизнь инноваторов, способных действительно предложить нечто новое и полезное для экономики, отнюдь не радужна: всё устроено так, что получить патент и реализовать свой проект на практике - дело практически невозможное.

В своём дипломном проекте Сергей Афанасьев проделал огромную аналитическую и исследовательскую работу различнных моделей батарей, исследовал схемы гибридных силовых установок и разработал оригинальную конструкцию датчика, регулирующего давление топлива. На опыте зарубежных марок парень предложил собрать гибридную легковушку и даже "уазик" с электрическим двигателем.

Сразу после защиты работу Сергея отправили на всероссийский конкурс дипломных проектов по специальности "сервис транспортных и технологических машин и оборудования". Его изобретение заинтересовало учёных из Уральского государственного университета, где и проходил конкурс. В итоге диплом Афанасьева признали лучшим, что, впрочем, никак не повлияло на то, чтобы реализовать его идеи на практике. Почему изобретатели, способные двигать вперёд прогресс, нашей стране нужны только на словах? Об этом мы побеседовали с Сергеем.

Ни патента, ни денег

- Зарубежные производители уже выпускают гибридные автомобили, в России этим вопросом озадачился миллиардер Михаил Прохоров, при участии которого создан знаменитый "Ё-мобиль". В Твери вопросом экомобиля занялся ты. Почему?

- Меня всегда волновало состояние городской экологии, и мысль, а какой вклад могу внести я в борьбе за экологическое благополучие Твери, не давала мне покоя. Учился я на факультете природопользования и инженерной экологии, так что тема гибридных автомобилей мне близка. Уверен, что "экомобиль" может решить нашу основную проблему - загрязн.ние воздуха.

Я решил рассмотреть в своей дипломной работе гибридный легковой автомобиль и внести ряд предложений по его усовершенствованию. Ещё предложил установить электромотор на "уазик", что позволило бы меньше загрязнять воздух. В идеале хотелось бы, чтобы весь наш общественный транспорт сменил бензиновые моторы на электрические, а тверичане ездили на гибридных автомобилях. В своей работе я доказал не только плюсы этого вида транспорта для окружающей среды, но и сделал ставку на экономичность. Гибридный автомобиль может подпитываться от солнечной батареи, а ещё заряжать сам себя, так как во время торможения он начинает работать в режиме рекуперации, тем самым подзаряжая аккумуляторную батарею.

- Нашлись ли желающие вложить деньги в реализацию твоего проекта?

Было много положительных отзывов, учёные говорили, что я молодец, чтобы продолжал в том же духе. Но дальше слов дело не пошло.

- Ты не собираешься запатентовать собственное изобретение? Не боишься, что кто-нибудь присвоит твои разработки?

- Нет, не собираюсь. Получение патента - очень длительный процесс, для этого нужно собрать кучу документов. Сначала - провести патентный поиск: удостовериться, что никто ещё не запатентовал такое же устройство. За это специальной организации надо заплатить деньги. Потом оплатить ещё много всего, у меня таких средств нет. Да и как представлю все эти бюрократические процедуры - руки опускаются. Тем более что даже при наличии патента тот, кто захочет воспользоваться твоей идеей, сделает это без труда. Достаточно внести в неё минимум изменений и можно свободно назвать изобретение своим. Наше российское законодательство не защищает изобретателей. За границей люди безбедно живут, продав патент, а у нас в стране это далёкие мечты. Так что если кто-то использует мою идею - не страшно. Главное, чтобы пошло на пользу людям.

На работу не берут

- В вузах нашего региона обучается много умных студентов, у которых масса интересных проектов. Но как только они заканчивают учёбу, то, как правило, уезжают из Тверской области.

Как ты считаешь, есть способ удержать ребят на родине?

- У меня много знакомых - бывших студентов, и большинство из них предпочли бы жить и работать в Твери, но, во-первых, зарплаты в нашем городе очень низкие, во-вторых, устроиться на хорошую работу по профилю почти невозможно. Сейчас только и говорят о том, что на тверском рынке труда переизбыток экономистов, юристов и управленцев, что не хватает технарей и квалифицированных рабочих. На деле же мы, те самые технари, никому не нужны. Я пытался устроиться в несколько автомастерских -никто даже слушать не захотел. Или мест нет, или не устраивает отсутствие опыта работы. А где я возьму стаж, если никуда не берут? Тут уже неважно - умный ты или дурак. Сейчас я работаю инженером на Калашниковском заводе по изготовлению лампочек. Это не моё призвание, но жить на что-то нужно.

- Для тех, кто не имеет возможности продвинуть своё изобретение либо не хочет делать это в одиночку, как раз сейчас проходит форум "Селигер". Молодёжь на нём может заявить о себе, рассказать о своих идеях и изобретениях. Ты принимал участие в форуме?

- Нет, не принимал, так как времени не хватало: смены длятся неделю, не меньше. Я согласен, что молодёжные форумы помогают проявиться юным талантам, но получить финансирование на своё изобретение - редкая удача. Многие мои знакомые были на "Селигере", но никто из них не получил денег на реализацию проектов. Даже тем, кому обещали помощь, так ничего и не дали. Есть у нас ещё один проект "Сколково". Про него знают все, но что там происходит и как туда попасть, остаётся для нас большой загадкой. Если государство действительно хочет, чтобы у нас появилась своя "Силиконовая долина", то надо как-то прозрачнее об этом заявлять, быть более открытыми. А умов у нас много, дали бы только развернуться.

ДОСЬЕ

Сергей АФАНАСЬЕВ родился в 1988 году в посёлке Калашниково Лихославльского района Тверской области. Окончил Тверской государственный технический университет по специальности "инженер-конструктор". Работает на Калашниковском электроламповом заводе инженером-механиком. Мечтает о том, чтобы тверичане пересели на гибридные автомобили. Холост.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах