Почему Вышний Волочёк свернул с водного пути?
Провинциальный Вышний Волочёк давно известен в народе как русская Венеция. Своё второе имя город получил не случайно - в 18 столетии он стал важной частью первого в России искусственного водного пути, по которому на протяжении двух веков переправлялись грузы из разных уголков государства. Сегодня судов и барж здесь уже не встретишь. На память о былых временах остались лишь гранитные набережные, бесчисленное количество мостиков, перекинутых через реки и каналы, маленькие уютные улочки и влажный климат.
Каналы спас самоучка
Своим родством с Венецией Вышний Волочок обязан Петру I, который и задумал открыть непрерывный водный путь с Волги к Балтийскому морю. По указу императора в 1703 году здесь началось строительство регулярной системы каналов для водного сообщения. Согласно легенде, Пётр сам наметил трассу будущего канала, прогулявшись пешком от речки Цны до Тверцы.
В те времена канал действительно был необходим государству, переправа грузов водным путём была единственным надёжным и недорогим средством связи. Доставка грузов гужевым транспортом была слишком дорогостоящей и ненадёжной, дороги ведь в те времена были ещё хуже, чем сегодня. Хороший санный путь удавалось наладить лишь зимой, да и то внезапные оттепели задерживали обозы.
На "стройку века" согнали крепостных со всей России, а технической стороной вопроса занимались опытные голландские мастера. Работа кипела и днём и ночью: каналы копали вручную, вооружившись лопатами и невзирая на болотную местность.
Однако ударный труд десятков тысяч людей ожиданий императора так и не оправдал - канал получился мелководным. Воды в Тверце для свободного хода судов катастрофически не хватало. Видимо, заморские профессионалы не учли местных климатических условий. Пётр пытался исправить ситуацию, приглашал сюда мастеров из Франции, Италии, Англии и Нидерландов. Однако иноземцы лишь разводили руками и ликвидировать здешнее мелководье так и не сумели. Так из-за инженерных просчётов важнейший для России канал практически не использовался вплоть до 1719 года. Да и прежние труды канули в лету: шлюзовые ворота унесло половодьем, сваи сгнили, во многих местах канал засыпало песком.
С места "стройка века" сдвинулась, только когда за дело взялся талантливый самоучка и бывший владелец винокуренного завода под Волочком Михаил Сердюков. "Он написал письмо Петру с предложением использовать "бесполезно протекающую" речку Шлину, направив её воды в Цну выше Тверецкого канала, - рассказывает Галина МОНАХОВА, заведующая вышневолоцким краеведческим музеем. - Так, по задумке энтузиаста из народа, вода в Цне и Тверце должна была "преумножиться". Причём Сердюков предложил императору такую сделку, от которой тот просто не мог отказаться. Он пообещал государю, что, если справится с задачей, милости просить не будет, а коли провалит дело - возмещения убытков требовать не станет.
На восстановление водной системы из государевой казны Сердюков не взял ни копейки, всю работу оплатил из собственного кармана. В итоге простой русский мужик сумел утереть нос просвещённой Европе, показав себя в шлюзных работах лучше искусных голландских мастеров. С его лёгкой подачи Тверецкий канал наконец-таки стал пропускать большие суда, и водный путь из Петербурга на Волгу заработал с полной силой.
По рельсам - к переменам
Так Вышнему Волочку удалось сохранить за собой звание важнейшей водной магистрали страны, и в 1770 году за "пользу великую Российской империи" указом Екатерины II Волочёк стал городом. Кстати, своим названием он тоже обязан воде, а точнее островку суши между Цной и Тверцой. А дело вот в чём. Баржи с грузами доходили сюда по Волге, затем товары разгружались на берег и волоком перетаскивались на расстояние в несколько вёрст. Далее путь шёл по рекам Цне и Мсте. Так волок у устья Тверцы получил название верхнего или вышнего, а у Мсты - нижнего. За меньшую протяжённость первый называли волочком - так имя у города и появилось.
Во времена правления Екатерины II основное население Волочка составляли бурлаки, лоцманы да торговцы - ни фабрик, ни заводов здесь в то время не было. Однако с появлением Николаевской железной дороги жизнь маленького городка на воде перевернулась с ног на голову. Радуясь первому поезду, вышневолочане и не подозревали, что вместе с ним пришёл конец их размеренной жизни.
Рельсы в одночасье положили конец исправно прослужившему пару столетий водному пути - каналы стали ненужными, а местным, в свою очередь, пришлось искать новые способы заработать на хлеб. Так в городе постепенно начало зарождаться стекольное, текстильное, деревообрабатывающее и бумагопрядильное производства. Со временем Вышний Волочёк вновь зажил бурной, только теперь уже промышленной жизнью.
Полностью судоходство по Вышневолоцкой водной системе прекратилось к началу 1890-х годов. С тех пор она использовалась только для местного движения или сплава леса. И хотя в советские времена её дважды пытались реконструировать, от старых гидротехнических сооружений до сегодняшнего дня мало что сохранилось. Но всё же построенные три с лишним столетия назад каналы и по сей день служат людям.
"Когда-то вышневолоцкий водный путь был одной из крупнейших магистралей Европы и главной водной магистралью России, - подытоживает Галина Георгиевна. - Сегодня же вода из нашего первого искусственного канала питает современную столицу. Примерно 8% питьевой воды москвичи получают из нашей водной системы".