Почему изобретатели и их труды не востребованы?
"Почему нет новых Кулибиных? Да потому, что старые кадры уходят, а у молодых людей нет мотивации. Их изобретения никому не нужны: ни властям, ни бизнесу! - возмущается Викторий ДЕВЯТКИН, изобретатель из Эммауса. Сегодня не страна платит генераторам идей деньги, а они ей! Вот и текут наши "мозги" за границу!"
Прошедшая этой осенью в Твери выставка рационализаторов вскрыла проблемы научной жизни региона и показала, что чиновники без особого энтузиазма относятся к изобретателям и плодам их ума. Если раньше в регионе регистрировалось порядка двух тысяч изобретений в год, сейчас эта цифра переваливает слегка за 100.
Горе от ума
Стаж новаторской деятельности Виктория Девяткина - около 30 лет. Изобретателем он стал случайно. Юношей мечтал поступить в литературный институт и быть писателем, но здоровье не позволило ехать в Ленинград. Из-за небольшого выбора вузов в родной области Девяткин пошёл учиться в Калининский торфяной институт на инженера. Затем по распределению уехал в Тюмень, стал конструктором бюро на местном заводе и распознал в своей профессии собственное призвание.
Первое изобретение сделал в 1968 году. Укладываемые в штабеля брикеты торфа часто возгорались, а Девяткин придумал способ такого хранения ископаемого топлива, при котором оно не только не воспламенялось, но ещё и подвергалось хорошей сушке. За своё ноу-хау Викторий тогда получил почётную грамоту и гонорар - 3 руб. 7 копеек.
Сейчас на счету изобретателя - порядка 30 запатентованных идей и ещё столько же - незарегистрированных. Гордость творца - разработанный им новый способ теплообмена, так называемая "тяжёлая вода".
- Летом у нас избыток тепла. Мы открываем окна, включаем кондиционеры... А ведь это тепло по специальной технологии можно собрать и "законсервировать" на зиму, - предлагает Девяткин. - Когда наступят холода, запасы тепла можно будет пускать по батареям. Таким образом, отопительный сезон у нас может существенно сократиться. Подключать котельные нужно будет не раньше декабря-января, что существенно сбережёт городские ресурсы топлива и сократит коммунальные траты горожан. Это изобретение у новатора купило одно из тверских предприятий, но на уровне города, где отопительный сезон зачастую находится на грани срыва, оно осталось незамеченным.
А недавно Девяткин придумал метод эффективной рыбалки. Говорит, обидно стало, что друзья всегда возвращаются с уловом, а у него не клюёт. Немного подумав, он изобрёл уникальную самоподсекающую удочку. Без рыбы изобретатель теперь никогда не остаётся. Сейчас в процессе разработки проект новой удочки, на которую будет ловиться не одна рыбка, а сразу 8 - 10.
Девяткин неоднократно предлагал чиновникам внедрить те или иные разработки, но на его письма официальные лица слали отписки либо не отвечали вовсе.
Увы, интеллектуальные труды сегодня не нужны. А порой и наказуемы. Несколько лет назад Викторий Девяткин в тверской школе N 52 набрал группу юных изобретателей. Один школьник оказался невероятно способным. Он предложил способ, как избавиться зимой от сосулек на крышах городских домов. Вполне реальная и полезная разработка. Наставник обратился тогда в городскую администрацию с просьбой помочь её запатентовать. Реакция получилась неожиданная. Директору школы устроили разнос за... излишнюю самодеятельность! После этого занятия прервались.
За патент плати
Внедрение идей - самая больная тема для современных новаторов. В 1991 году в России ввели патентный закон, который позволил автору изобретения становиться его хозяином и продавцом. Вроде бы правильно сделали, но... Зарегистрировать один патент стоит около 7500 рублей, а некоторые ведь оформляют сразу несколько заявок. Для простого человека это большие деньги. Кроме того, каждый год изобретатель должен поддерживать в силе свой патент, то есть платить пошлину государству за своё произведение. В зависимости от вида патента и срока его действия порой в казну приходится отчислять по 5 тысяч рублей за одно изобретение. А если у человека их десятки?! А не будешь платить - лишишься авторских прав. Абсурд, конечно, но это так!
Даже если человек выдержал этот сумасшедший марафон по регистрации, заплатил немалые деньги и всё-таки получил патент, велика вероятность, что он отправит его в "стол".
- У нас боятся рисковать, внедряя что-то новое: мало ли не приживётся? Тем самым государство само провоцирует "утечку мозгов", - восклицает Девяткин. - Люди стремятся уехать за границу, где их разработки, если они того стоят, сразу внедряются. А спустя некоторое время мы ту или иную технологию покупаем за рубежом, хотя у самих проекты были ничуть не хуже. Страна сама себя обкрадывает! Несколько лет назад в Твери один талантливый изобретатель разработал преобразователь энергии, который позволял отапливать помещения с меньшими тепловыми затратами, но с большей эффективностью. В
Твери над ним посмеялись, а спустя некоторое время его идею благополучно выкупила Южная Корея. Там сразу же технологию внедрили в производство.
Странно, в современном мире именно новые технологии определяют уровень развития страны, а у нас им перекрывается кислород. Людям сегодня легче торговать нефтью, золотом и газом, нежели наживать капитал за счёт интеллектуальной деятельности. Изобретатели уже шутят и даже сочиняют анекдоты про разницу между дореволюционной Россией и современной. Говорят, раньше купец или лавочник мечтал, чтобы его сын "вышел в люди" - стал инженером. А теперь инженер мечтает, чтобы его сын "вышел в люди" - стал купцом или лавочником.
Что ж, молчат власти - будут молчать и изобретатели. Точнее, перестанут творить. А обычные люди со словом "изобретатель" вскоре будут ассоциировать не умного учёного, а "чокнутого" седовласого профессора.
Владимир ТАЛАНОВ, доктор технических наук, изобретатель:
- Сегодня _ много говорят о том, что экономика России должна уходить от сырьевой зависимости и становиться более наукоёмкой. Это абсолютно верный вектор движения. Но, увы, к реальной жизни отношения он практически не имеет. Все эти разговоры - сплошное словоблудие! По индексу развития человеческого потенциала мы на 70-м месте среди стран мира.
В основе любых технологий лежат идеи, которые генерируют люди, - учёные, инженеры, конструкторы, изобретатели. Значит, любая инновационная деятельность должна начинаться с создания благоприятного климата для этих людей, а у нас с этим большие проблемы. В 2005 году от имени инициативной группы учёных и специалистов Твери в адреса президента и правительства России я направил концепции государственной инновационной системы страны, в том числе модель фонда-рынка инноваций - некой базы данных новаторских продуктов. Главными участниками этого фонда должны были стать изобретатели и бизнес-сообщество, а государство отслеживало бы исключительно разработки национальной важности. Такая простая схема оставила бы в прошлом бюрократические проволочки и обеспечила прирост ВВП на 15 - 20%. Но ни тверские, ни федеральные чиновники на наш проект внимания не обратили. Минэкономразвития России, признавая целесообразность использования предложений, заблокировал их рассмотрение и реализацию. Такое ощущение, что власть боится внедрять эффективные технологии. Инновационные продукты позволят пересмотреть и существенно снизить финансирование целого ряда отраслей, а чиновникам, наживающимся на госбюджете, похоже, это совершенно невыгодно. Вот и получается, что плоды ума наших новаторов не востребованы или утекают за границу.
Игорь МЕЖЕУМОВ, начальник патентно-информационного отдела ТвГУ, председатель областного совета Всероссийского общества изобретателей:
- Сфера изобретательства сегодня испытывает серьёзный кадровый голод. Ситуация довольно грустная: за последние 20 лет мы потеряли целое поколение. Отраслевые НИИ, где раньше осуществлялась разработки новых продуктов и технологий, прекратили своё существование, в разы упал престиж прикладной науки, утрачена спайка вузов с предприятиями. Раньше регулярно проводились конкурсы изобретателей, а на каждом заводе висела доска лучших рационализаторов. Заниматься новаторством было почётно! Сейчас практически некому готовить обычных патентоведов.
К сожалению, такие предметы, как патентоведение и основы изобретательства, преподаются не во всех вузах. Не надо думать, что этот курс должен вестись исключительно в технических университетах. Инновационные продукты нужны и медицине, и сельскому хозяйству, да и ряду естественных наук. А в наших вузах, готовящих специалистов для данных отраслей, про важность практических разработок почему-то забывают.
Со своей стороны предприятия, даже имеющие необходимое оборудование и площадки для апробации идей, не видя четкой инновационной направленности промышленной политики, предпочитают не рисковать и зачастую занимаются отвёрточной сборкой и скупкой технологий "вчерашнего дня". Получается, что мы инвестируем деньги в промышленное развитие других стран, а на поддержку своего средств не находим.
Денис Ильин, заместитель министра экономического развития Тверской области:
- Инновационная разработка сама по себе не будет иметь коммерческой ценности, пока не появится конкретный бизнес-план. Только понятный и реальный механизм получения прибыли способен заинтересовать инвестора. Увы, далеко не все учёные обладают необходимыми навыками ведения бизнеса или хотя бы деловых переговоров. И это - один из сдерживающих факторов развития инноваций.
В Тверской области в помощь новаторам, желающим коммерциализировать идею, созданы Старт-Ап Фонд и Венчурный Фонд.Первый помогает превратить разработку в бизнес, сформировать коммерческое предложение для инвестора. Уже есть успешные примеры: Старт-Ап Фондом запущены проекты по переработке торфа, выращиванию кристаллов для военно.космической промышленности, а также в молочном производстве и в сфере IT. На каждый из них выделяется до миллиона рублей. Более масштабные инвестиции в развитие готового проекта может вложить Венчурный фонд Тверской области.
Мы понимаем, что действующим инновационным предприятиям, особенно в начале развития, постоянно требуются деньги. В областном Фонде содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства такой категории бизнеса предоставляются займы по процентной ставке ниже банковской. Предусмотрены субсидии для действующих и только начинающих инновационных компаний, также возможно возмещение части расходов на проведение выставок за рубежом.
Всё это создано региональной властью специально для того, чтобы помочь изобретателям реализовать разработки. Но всё же многое зависит и от самих инноваторов, от их желания и стремления увидеть, как научные идеи начинают воплощаться.
Галина ЛАПУШИНСКАЯ, председатель Тверского отделения общественной организации "Вольное экономическое общество России", зав. кафедрой государственного управления ТвГУ:
- Нефтяные залежи - и сила, и слабость нашей страны. Если цены на сырьё начнут падать, без серьёзных разработок наша могучая держава сядет в лужу. Нам нужны инновации! Не просто изобретения ради изобретений, а такие предложения, которые позволят придумать лучшее и выиграть на мировом рынке!
Инновационный продукт сродни закрытой консервной банке. Распечатали её и поняли, что находится внутри, - это открытие. Научились использовать содержимое - изобретение. И только когда смогли понять, кому и как этот продукт продавать, тогда он становится инновацией.
Чтобы каждая идея нашла своё воплощение и за ненадобностью не была упрятана в долгий ящик, в Гонконге, например, регулярно проводят конкурс проблем, а не просто интересных проектов. Там изобретатели чётко знают, что от них требуется. У нас же новаторы зачастую работают в стол. И в России в целом, и в Тверской области в частности государство поддерживает исключительно те проекты, отдача которых происходит сразу. Там же, где требуется время, чиновники боятся рисковать. Но это совершенно неправильный подход!
Сегодня мы много говорим об инновациях, проводим различные форумы, а на деле движемся по этому пути крайне медленно. На форум "Селигер" были потрачены миллионы рублей и приглашены порядка 15 тысяч деятельной молодёжи, а путёвки в жизнь получили не так уж и много проектов. Как площадка для обсуждения различных идей этот лагерь - хорошая задумка, но, извините, десяток проектов для федерального менеджмента - это ничто! Не пора ли нам всерьёз озадачиться воспитанием новых Кулибиных?!