Архитектор Алексей Жоголев о городе и его возможностях
"ГОРОД МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ, ЕСЛИ ВЛАСТИ И ЖИТЕЛИ СТАНУТ ОТНОСИТЬСЯ К НЕМУ И ДРУГ К ДРУГУ С УВАЖЕНИЕМ, А ЗАСТРОЙЩИКИ БУДУТ ВИДЕТЬ В НЁМ НЕ ТОЛЬКО ИСТОЧНИК ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ. ТВЕРИ НАД ЭТИМ ЕЩЁ РАБОТАТЬ И РАБОТАТЬ", - УВЕРЕН АЛЕКСЕЙ ЖОГОЛЕВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ТВЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЮЗА АРХИТЕКТОРОВ РОССИИ.
СПОРЫ О МОСТАХ И ТРАМВАЯХ
- Алексей Евгеньевич, в прошлом году в городе разработали проект Западного моста, но дальше дело не сдвинулось. Неужели он нам не нужен?
- В том, что Твери необходим хотя бы ещё один мост, специалисты не сомневаются. Западный разрешит проблемы Заволжского и Пролетарского районов города. В 2013 году разработали серьёзный проект, но его реализация - пока под вопросом. Предполагалось федеральное финансирование, а мы видим, какая ситуация в стране: экономические санкции, украинские события, инфляционные процессы, олимпийский синдром, казнокрадство и т.д. Остаётся только надеяться, что проект не падёт жертвой политической обстановки и на него найдутся средства.
- В областном центре не утихают споры о трамваях: их собираются то убирать, то оставлять. Нужен ли нам такой вид транспорта?
- Во многих городах Европы, где 30 - 40 лет назад отказались от трамваев, теперь к ним возвращаются. За границей трамваи ездят бесшумно, по хорошим рельсам, оборудованы ступеньками для пожилых граждан, выглядят, как "Айфоны". Конечно, я за такие трамваи. А тверские - напоминают танки довоенного периода! Городское хозяйство должно соответствовать веяниям времени, а у нас до сих пор толком не научились укладывать асфальт между рельсами.
Остро стоит финансовый вопрос. Увы, сегодня ни один муниципалитет страны, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, не способен решить в одиночку такую серьёзную задачу, как модернизация электротранспорта. Будем покупать по одному вагону в пятилетку, но рельсы класть по старым шпалам. Властям нужно пробиваться во все возможные федеральные программы и кричать, что городу требуется помощь. Не следует исключать и государственно-частное партнёрство, тогда и порядок будет, и окупаемость. За общественным электротранспортом - будущее.
НУЖНЫ "ФИШКИ"
- Говорят, что для Твери перспективным путём развития может стать туризм. Каких "фишек" нам не хватает?
- Туристы едут туда, где с уважением относятся к своим жителям. Где благоустраивают дворы, реставрируют набережные, создают красивый ландшафт. Тверь же зачастую стыдно показывать гостям. В полной разрухе стадион "Центральный". В жутком упадке набережная Степана Разина, а ведь это самая видовая и живописная часть города. Её нужно срочно спасать, а программа реконструкции до сих пор не принята. Знаменитое тверское "трёхлучие" улиц, начинающееся с Советской площади... Этот градостроительный элемент превратится в настоящий бренд, если радикально изменить отношение к площади: начиная со схемы движения транспорта, доступности для пешеходов и кончая подземными паркингами. Сегодня там негде остановиться: сплошь запрещающие знаки. Вместо автобусов с туристами - ГИБДД с мигалками.
В городе много "мёртвых" зон, которые никак не используются. Горсад за кинотеатром "Звезда" - глухой угол. Бывшая танцплощадка и сараи в развалинах - разве люди станут гулять по таким закоулкам?! В этом месте можно создать новую площадь, установить памятник Екатерине Второй. Императрица вносила в русские города европейский лоск, реконструировала их по-новому. Генплан 1765 года задал мощный вектор развития нашему городу, который до сих пор позволяет ему полноценно существовать.
Небольшой пешеходный мостик, перекинутый через Тьмаку в районе Острова Памяти, мог бы стать ключом к целой системе набережных вдоль Волги от Восточного моста до Мига-лово. Новый туристический и велосипедный маршрут мог бы остановить деградацию территорий по берегу Волги и открыть новые возможности для жителей и инвесторов. Для этого нужно в полную силу использовать потенциал таких знаковых элементов, как тверской Кремль, Дворец спорта, Путевой дворец и набережная Степана Разина.
- Как же всё-таки нам привлечь туристов?
- Туризм - это индустрия. Надо научиться предлагать и продавать себя, используя имеющийся потенциал. Есть такое понятие, как эффект Бильбао: по названию одного промышленного испанского города. Он был скучным для туристов до тех пор, пока там не открыли центр современного искусства. В Твери таким центром притяжения мог бы стать Речной вокзал - великолепнейший образец постконструктивизма. Сегодня он в жутком состоянии, но, насколько мне известно, губернатор ищет инвесторов для его реставрации. Настоящая жемчужина - Путевой дворец. В следующем году, наконец, закончится его реставрация.
Конечно, предлагать и продавать себя с разрушенными дорогами, фасадами, заляпанными граффити сложно, но опускать руки нельзя. Посмотрите, что происходит с нашими музеями: в них днём порой свет не зажигается, потому что нет посетителей. Значит, надо учиться быть интересными. Планировать не на сегодня и завтра, а на годы вперёд. В Бразилии не успел отгреметь один карнавал, как уже начинают подготовку к следующему. Именно так должен работать туризм!
- Почему же, когда вы были главным архитектором города, не удалось воплотить такие идеи в жизнь?
- Для этого нужно, чтобы у всех ветвей власти города было понимание: над такими проектами надо серьёзно работать, привлекать профессионалов, на них необходимо выделять бюджетные деньги. Но у нас из года в год всё откладывается на "потом", а идеи забываются в бюрократической текучке.
- В погоне за новым важно не утратить самобытность города. У нас же разгорелся скандал, предполагается, что при воссоздании Дворцового сада произойдёт грандиозная вырубка вековых деревьев. Оправданны ли такие методы?
- До недавнего времени я спокойно относился к выборочной вырубке, считая, что её проведут в санитарных целях, чтобы убрать сухие деревья. Но после того как для установки памятника Калинину в Пролетарском районе вырубили целый сквер, стало жутко. Уж больно у нас любят рубить хвост по самую голову! Сейчас в горсаду растут деревья, которым более ста лет. Большинство из них собираются вырубить, потому что они кривые, косые и т.д. Но история никогда не бывает прямой. Я бы советовал серьёзнее отнестись к сохранению, пусть больных, но интересных и красивых в ландшафтном плане деревьев. Не довести бы до анекдота: "Лес рубят, парк сажать будут".
ЗАМКНУТЬ КОЛЬЦО
- Два года назад в Твери приняли Генеральный план развития города. Что ждать жителям от его реализации, да и воплотится ли он?
- Генплан рассчитан на 30 лет. Первый год его корректировали, сейчас идёт необходимая документальная работа - принимают правила землепользования и застройки, правила благоустройства и т.д. Второй шаг - резервирование территорий под перспективу развития: под строительство магистралей, мостов, школ, больниц, детских садов. Например, за стадионом "Центральный" на Краснофлотской набережной есть пустырь, на который постоянно покушаются застройщики. Пока органы архитектуры защищают эту лакомую землю: там планируется мост и предмостная площадь. Хотелось бы, чтобы руководители и дальше сберегли этот участок для города. Мосты и дороги гораздо важнее, нежели интересы частных инвесторов.
Только через Волгу Генеральным планом намечено строительство четырёх мостов. Один соединит Комсомольскую площадь с Горбаткой, второй расположится в створе Головинского вала с выходом на Петербургское шоссе, третий - в створе улицы Благоева с выходом на Краснофлотскую набережную (в районе Суворовского училища), четвёртый - в районе порта перекинется в Затверечье, он замкнёт кольцевую дорогу с первым мостом. Запланировано и строительство новых магистралей, а где дороги - там и жилые кварталы. Генплан - вещь объёмная, в двух словах его не пересказать. Но я уверен: он будет осуществлён и город станет комфортнее и благоустроеннее!