собственники делят жильё с бомжами
"Мы к соседям не ходим: общаемся прямо отсюда", - указывая на огромную щель в потолке, с горечью шутит Татьяна Григорьева, жительница дома N 16 посёлка Лоцманенко города Твери. В деревянной двухэтажке можно снимать фильмы о войне без декораций. Однако жильцам помещения явно не до развлечений.
Жизнь по швам
Возведенный в 20-е годы прошлого столетия поселок Лоцманенко был предназначен для персонала станции Калинин Октябрьской железной дороги. Тогда же был сдан в эксплуатацию и дом барачного типа N 16. Сегодня из восьми квартир приватизированы только три, а пять закреплены как собственность муниципалитета. При беглом знакомстве с обстановкой в глаза бросаются и похожий на решето каркас здания, и обвалившиеся стояки, и повсеместная сырость, давно уже прописавшаяся в квартирах. С недавнего времени у жильцов появились новые соседи - в восьмой квартире разместились бомжи. На заброшенность и ветхость помещения, по всей видимости, и они обратили внимание.
- У здания отсутствует фундамент, оно стоит на земле и гниет. Чтобы нас залило, не хватает лишь 5 см воды. Весной возле дома цветут болотные растения, а в дождливое время можно уткам купаться, - отмечает Татьяна Григорьева.
Осенью прошлого года ситуацию усугубил ураганный ветер, который снес старую печную трубу. Это привело к тому, что и крыша сломалась. Около месяца жильцы ютились фактически под открытым небом. Потом крышу починили, но долгожданный ремонт стал причиной новой проблемы: дом пошёл по швам.
Жить в подобной обстановке опасно для жизни. Из-за постоянного холода, перебоев с электричеством и запахом канализации болеют не только дети, которые есть в каждой из семей, но и взрослые. Поэтому многие уже сегодня снимают квартиры или гостят у родственников.
Вечно "молодой"
Многочисленные встречи, сбор подписей и внушительная стопка писем в различные инстанции - лишь малая часть дел, проведенных жильцами за долгие годы. С трудом добившись экспертизы в начале 2010-го, жители дома N 16 были разочарованы: здание не признали ни ветхим, ни аварийным. А значит, претендовать на новые квартиры по городской целевой программе по переселению эти люди пока не вправе. Степень износа помещения была определена как 60%.
- Любопытно, что на руках у собственников есть документы 1989 года, по которым этот показатель уже тогда достигал 65%, - констатировал депутат Тверской городской Думы от фракции КПРФ Юрий Иванов, занимающийся этой проблемой немалый срок.
Как дому, построенному в 20-е годы, удалось "омолодиться" более чем за два десятилетия, для жителей осталось тайной. Как, впрочем, и то, как на бумагах появилась иная дата сдачи здания в эксплуатацию - 1931.
Посетивший поселок 19 мая депутат Тверской городской Думы от фракции "Единая Россия" Валентин Чернышёв предложил проживающим здесь гражданам альтернативу - возможность получить квартиры вторичного рынка жилья. Если все жители дома согласятся переехать в новые дома и сделать косметический ремонт в них своими силами, а комитет по развитию города и городского хозяйства Твери вынесет решение, которое позволит реализовать данный механизм, о тазиках и дырках в стенах забудут к осени. А пока жильцам 16-го дома предстоит еще одна череда бумажных волокит, месяцы ожидания. "Но теперь у нас должно открыться второе дыхание", - верит Татьяна Григорьева.