Примерное время чтения: 5 минут
90

Секрет долголетия - доброта, считают наши землячки, которым... за сто

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. Аргументы и факты - Тверь 10/06/2009

Казалось бы, дожить до ста лет сейчас нереально. Одни стрессы чего стоят. А ведь среди нас есть люди, пережившие и революцию, и Великую Отечественную. На их долю выпало столько, что нам и не снилось. Так, может быть, не все болезни от нервов? Секреты долголетия узнавала наш корреспондент, отправившись в гости к тем, кому... за сто.

"До 95 лет работала"

- Проходите, не разувайтесь, я в комнате убираюсь, - пригласила с порога Анна Голубева. Бросила половик и побежала на кухню ставить чайник. - Гостей чайком поить люблю, - призналась бабушка.

В свой 101-й год Анна Ивановна не потеряла живость характера. Она не только чаёк сама готовит, но и пироги и плюшки печёт, а потом угощает соседей по подъезду. Жаль только, на улицу редко выходит.

- На входную дверь поставили домофон, а для меня это сложная техника, - сокрушается бабушка. - Я и революцию пережила, и Отечественную войну - не жаловалась, а вот с домофоном дружбы не выходит.

Но и дома ей не скучно, под звуки старенького радиоприёмника хлопочет по хозяйству: постирает, отмоет, пыль смахнёт. Работы Анна Ивановна никогда не боялась, наоборот, она ей жить помогала.

- Не царевна, поди, сидеть сложа руки, - смеется старушка. - Я вот лет пять только дома сижу, до 95 годков трудилась. На "протезке" работала лаборанткой. В 80 лет меня в вахтёрши перевели.

Родилась Анна Ивановна в 1908 году, пережила двух мужей, дочку и сына. Есть у неё внучка, ей 50, и правнуки есть. Они частенько забегают к бабушке с гостинцем.

- Не одна я на этом свете, душу грею, когда о родненьких думаю. Пенсии мне на жизнь хватает, даже умудряюсь откладывать. Мне ведь многого не надо, тряпки я не покупаю. Вон сколько в шкафу, успеть бы дотаскать. Хотите, я вам сапоги кожаные подарю? Вы какой размер носите?

Душа у Анны Ивановны всегда была щедрая, ничего для других не жалко. Она так и говорит: "Добрая я!" И именно доброту считает секретом своего долголетия.

- Бывает, человек себя со всех сторон бережет: не пьет, не курит, а болеет, и всё тут. Так что нет никаких секретов, главное - добрым быть и к людям хорошо относиться, - уверяет Анна Ивановна.

"Небо-то я покоптила"

Мария Прохорцева тоже до ста лет дожила. Смеется:

- Не думала, что так долго небо коптить придётся! Но зато и внуков, и правнуков повидала, порадовалась.

И хотя сына и мужа похоронила, ни о чём не жалеет.

- А чего жалеть? Бог дал - Бог взял. Я иной раз достану последние фотографии, всплакну, погрущу. А потом прибегает внучка с правнучкой - и все горести уходят.

Мария Ильинична не скрывает, что старалась вести правильный образ жизни. Не курила и не выпивала, хотя муж в своё время крепко "прикладывался". Любила гулять на свежем воздухе - Калинин вдоль и поперёк пешком обошла. Но считает, что до векового юбилея всё-таки дожила благодаря "мягкому" сердцу.

- Меня супруг в молодости сердобольной звал. Потому, что я зла никому не желала и словами не разбрасывалась. Хоть мы и в нищете жили, я всем была довольна. Любили меня люди за это.

"Пытайтесь прощать"

Валентине Шамановой 100 лет, и она тоже уверена, что на доброте жизнь строится. Считает, что если бы не умение прощать, то вряд ли бы до седых волос дожила. Слишком много горестей выпало на её долю во времена Великой Отечественной войны.

- Немцы у меня на глазах маму убивали. А я простила. Бог им судья! - говорит Валентина Кузьминична.

- Если всю злость в душе копить, то худо от неё никому, кроме самой себя, не будет. Я молодым иной раз наставления даю: научитесь прощать, будьте добрее! Молодые ведь сейчас шибко злые стали. Вон, соседской кошке усы отрезали, - сокрушается Валентина Кузьминична.

Не любит бабушка смотреть телевизор и сериалов не смотрит, говорит, что там одну "брехню" показывают. Зато когда идут старые советские фильмы, тут уж от голубого экрана не отогнать. Нравится ей очень исторические фильмы смотреть, словно в молодость возвращается. А ведь у самой судьба такая - хоть фильм снимай.

- Как там говорит: жизнь прожить - не поле перейти? - вспоминает Валентина Кузьминична поговорку. - Жизнь-то моя поди прожита, а вот поле, правда, мне неспокойное досталось, минное, - смеется бабушка.

И действительно, на своём веку женщины многое повидали. Но есть у них нечто общее - добрая, открытая душа. На том и стоят.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах