Бедные люди. Жители районов Тверской области пытаются выжить на «минималку»

Тверьстат опубликовал данные о среднемесячной зарплате в регионе за прошлый год. Она составила 30 521 рубль. Многих жителей районов эти цифры, мягко говоря, удивят. Средняя зарплата рассчитывается по принципу: я ем мясо, а ты капусту, вместе мы едим голубцы.

   
   

На пороге нищеты

«Если бы люди знали, каково жить в 35 километрах от райцентра! Работёнка у нас, конечно, есть, но не факт, что заплатят заработанные копейки. Зарплату иногда дровами выдают», – говорит тракторист из Спировского района Алексей Куликов.

Кстати
Долги по зарплате в Тверской области в целом составляют 37,9 млн рублей. В бюджетной сфере их нет.
Перед написанием статьи я бросила клич в соцсетях с просьбой сообщить, сколько получают жители районов. Доходам не позавидуешь: оператор газовой котельной в Вышнем Волочке – 11 163 рубля, водитель-экспедитор в Удомле – 15 980 рублей, младший воспитатель в Торжке – около 11 тысяч рублей.

«У санитарок оклад 4400 рублей. Чтобы мы побольше получали, вместо положенных десяти сотрудниц в нашем учреждении трудится вдвое меньше, свободные ставки делят на остальных. Иногда вместе с доплатами за ночные смены, выслугу лет и вредность набегает хорошая зарплата в 17 тысяч рублей», – поделилась новоторка Елена Соколова. На эти деньги людям нужно покупать продукты, платить за коммуналку, одеваться, собирать детей в школу. Причём цены в районах такие же, как в областном центре.

Екатерина Иванова из Рамешек трудится младшим медицинским работником в местной больнице. Чистыми в месяц получает около 12 тысяч рублей. Иногда дают премию, тогда выходит тринадцать. Женщина живёт в частном доме. Зимой только за коммуналку отдаёт около пяти тысяч рублей. Минус тысяча на оплату детсада, минус пять тысяч на ежемесячный платёж по кредиту (требовался на выкуп доли в доме) – и от зарплаты ничего не остаётся.

«Муж зарабатывает около 25 тысяч. На эти деньги и живём. Иногда придёшь в магазин, закупишься впрок и сидишь потом до аванса, – рассказывает Екатерина Иванова. – У нас двое детей, они растут, нужно покупать новую одежду. Осенью старший пойдёт в пятый класс. Если в младших классах питание оплачивает государство, то потом – родители. Это ещё тысяча рублей. Работу в посёлке найти сложно, промышленности нет. Стараемся экономить. Тут все так живут».

Коллаж: «АиФ» в Твери/ Людмила Дворцова

В Молоковском районе остались в основном бюджетные организации да пилорама. Местные мужчины ездят вахтами на работу в Кесовогорский район, который считается одним из самых благополучных. Иногда уезжают на заработки в другие регионы. Но это нелёгкие деньги: родных не видят по месяцу, живут в тяжёлых условиях. Однако другого выхода зачастую нет.

   
   

Вакансии в глубинке находятся не для всех. Фировский район когда-то славился стекольной промышленностью. Сегодня от неё – только осколки. Здесь самый высокий уровень безработицы в Верхневолжье – 5,1 %. Чуть меньше этот показатель в Жарковском районе. Здесь, а ещё в Сандовском, Молоковском и Бельском районах на каждый муниципалитет – лишь около семидесяти организаций, включая бюджетные. В Калининском и Конаковском районах их в двадцать раз больше, в Твери – почти в триста раз.

«На начало этого года на учёте в службе занятости по региону в целом состояло пять тысяч человек. Это меньше, чем в январе прошлого года, – отметил руководитель Тверьстата Виктор Кулаков. – В Центральном федеральном округе Тверская область занимает по уровню безработицы шестое–восьмое место, поделив его с Ивановской и Костромской».

Там, где есть крупные предприятия, ситуация тоже зачастую не ахти. На Кашинском заводе электроаппаратуры люди не первый год трудятся по четыре дня в неделю – нет заказов. Рабочие получают около десяти тысяч рублей в месяц. Руководство колхоза имени Чудова в Сонковском районе зимой привлекли к суду за долги по зарплате. Только рассчитываться не с чего: колхозы в регионе еле дышат.

Люди уезжают

«Во многих сёлах сегодня нет газа, дорог и других благ цивилизации. Люди оттуда уезжают. Раз нет условий и работников, не приходят и инвесторы. В Тверской области нужно улучшать инфраструктуру, развивать сельское хозяйство и вовлекать в него население. Для решения продовольственной проблемы в стране в последнее время появилось много современных свиноферм, птицеферм. Почему бы в Верхневолжье не строить больше таких предприятий? – советует директор института экономики и управления Тверского госуниверситета Давид Мамагулашвили. – Главная проблема сегодня – падение уровня жизни. Государство регулярно повышает минимальный размер оплаты труда. Но индексация не перекрывает инфляцию и рост цен. Нужно развивать экономику».

Пока же люди выкручиваются как могут. Выживать на те деньги, что платят в районах, конечно, можно. Только жить нормально нельзя.

Смотрите также: