Марафоны, велогонки, «железные» дистанции – всё это в 71 год! Анатолия Афоненко из Конаково Тверской области назвать дедушкой язык не поворачивается. Он может пробежать десятки километров, отправиться в заплыв и обогнать всех на лыжных стартах. «Убегаю от старости», – отшучивается спортсмен-любитель.
Каждый год в мире проводят около 800 марафонов. Желающих поучаствовать в них становится всё больше. Почему бег сегодня в тренде и как сделать его фишкой Тверской области, рассказал Анатолий Аввакумович.
Разбег на всю жизнь
Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь» Как Вы в своём возрасте выдерживаете испытание марафонами?
Возраст, конечно, немного сказывается: раньше марафонскую дистанцию в 42 километра преодолевал за два с половиной часа, теперь за четыре. В последние годы особенно полюбил триатлон. Это три в одном: плавание, велогонка и бег. Впервые попробовал себя в нём в 1989 году, когда такой спорт только появился в стране. Поехал из любопытства, у меня даже велосипеда не было: одолжил его в местной секции по велогонкам. Помню, после заплыва качало как пьяного, после велоэтапа ноги двигались, как у цапли, а нужно было ещё и бежать. Ничего, взял второе место.
В 90-е стало не до соревнований. Вернулся в триатлон уже в 2011 году по совету знакомых. Они же подбили меня, старика, на участие в гонках «Ironman» (железный человек – перевод с англ.). Это самые тяжёлые дистанции: необходимо проплыть 3,8 км, проехать на велосипеде 180 км и пробежать 42,2 км. Впервые осилил «железные» гонки в 67 лет, преодолевал их четыре раза. Лучшего результата удалось достичь в Барселоне, где я справился почти за 12 часов и стал четвёртым в своей возрастной группе.
На пенсии мне скучать некогда. Да и не один я такой. Многие, например, увлечены скандинавской ходьбой. Утром выхожу на пробежку – народ уже идёт с палками, вечером направляюсь в бор, а там опять мои ровесники-«скандинавы». А что: пенсионный возраст в стране повысили. Стараемся жить активно и не портить статистику.
– Участие в марафонах платное, но Вы ездите на соревнования несколько раз в год. Хватает пенсии?
– Если б хватало, ездил бы ещё чаще. Приходится изучать календарь соревнований и выбирать, что подешевле. Старты «Ironman» в России не проводят, только за границей. Чтобы туда поехать, нужно оплатить перелёт, проживание в гостинице и организационный взнос, который в среднем составляет 500 евро. Когда курс валюты был ниже, старался подкопить и поехать, а сейчас накладно.
Российские соревнования обходятся куда дешевле. Но надо ведь ещё и форму покупать, у бегунов быстро «убиваются» кроссовки. Пенсия у меня небольшая, ещё подрабатываю тренером в детской спортивной школе. Не бросать же хобби! Вот только бы стадион в Конаково достроили, чтобы можно было там тренироваться и проводить соревнования. Обещали его сделать за три года, но срок давно вышел, а воз и ныне там. Ладно хоть небольшую базу для любителей бега и лыж выделили. А то ведь, бывало, приходили в бор на тренировку, переодевались, а вещи прятали под кустами или закапывали в снег.
Нерадостные старты
– Крупные марафоны проходят в Сочи, Казани, Риге и других городах. Это всегда праздник и для участников, и для местных жителей. Как тверской марафон «Бегу и радуюсь» сделать фишкой города?
Кроме того, через каждые пять или десять километров дистанции участникам, как правило, дают воду, спортивное питание или фрукты. В Твери такого в прошлом году не было, как не увидели атлеты и душевых кабин. Но ведь мы не бесплатно бегаем, с нас собирают организационный взнос. На что он идёт?
– Тверь давно ищет своё «лицо», но пока нас знают как город между столицами или как родину шансонье Михаила Круга. Почему бы не попробовать стать центром здорового образа жизни?
– Для этого надо раскручивать и Тверь, и марафон, проводить больше крупных статусных соревнований. Чтобы только и звучало: Тверь, Тверь… Тула, например, проводит по пять беговых мероприятий в год: марафоны, полумарафоны, ночные забеги. Люди приезжают из разных уголков страны. Тверской марафон имеет все возможности стать спортивной визитной карточкой Верхневолжья. В нём ежегодно участвуют атлеты не только из России, но и из других стран. Но его нужно доработать: пересмотреть трассу, пригласить к сотрудничеству местный бизнес, который будет фигурировать не только на рекламных проспектах, но и на деле, организовать спортивные ярмарки и развлекательную программу. Из таких мелочей складывается общее впечатление о соревновании и самом городе.
Попробуй – затянет
– Сегодня бегом увлечены тысячи людей во всём мире. Причём это не профессионалы, а любители, например, офисные работники. Откуда такая страсть?
– Как заразить спортом детей?
– При нынешней компьютеризации это делать всё сложнее. Нас в детстве было не загнать домой с улицы – играли до темноты, пока мячик видели. А сегодня дети проводят время в телефонах. У нас некоторые даже плавать не умеют, живя на Волге! Прививать любовь к спорту родители могут только своим примером. Правда, без мотивации ничего не получится. Всегда найдутся отговорки и у детей, и у взрослых. Мне иной раз молодые говорят: «До спорта ли нам, если надо заниматься ребёнком?» Интересные! Я вырастил троих детей. Находилось время и на них, и на пробежки. Помню, пойду на стадион с коляской. Ага, спит – бегу кружок. Возвращаюсь – ещё не проснулся, снова круг даю. Прибегаю – уже плачет, начинаю качать, успокаивать. Конечно, на улицах тогда было спокойнее. Но и сейчас, как говорится, было бы желание. У меня все дети выросли спортивными.
– Вы активный пользователь инстаграма, где зарегистрировались как «ironded», то есть «железный дед». Зачем Вам соцсети?
– Использовать их мне посоветовал знакомый, с которым мы ездили на марафон в Барселону. Он обратил внимание, что зрители активно поддерживали меня криками: «Дед, давай!» Рассказал, что такое инстаграм. Я согласился. Хочу показать, что после 70 лет жизнь продолжается, нужно только открываться новому. Пусть это будет пример и молодым, и пожилым. Помеха радости ведь не возраст, а мысли в голове.