Этот год – олимпийский: Токио примет летние Игры. Однако в последние месяцы в большом спорте – снова конфликт с ВАДА. Впрочем, на фоне громких допинговых расследований российские спортсмены дали отличный старт. Чего только стоит тверская лыжница Наталья Непряева, героически занявшая второе место в многодневной гонке «Тур де Ски».
Застать Наталью в родной Твери зимой практически невозможно – она постоянно на сборах. Однако корреспонденту «АиФ Тверь» удалось поймать девушку дома во время небольшого перерыва между гонками. Бронзовая чемпионка Олимпиады 2018 года рассказала о противостоянии с норвежцами, лыжном спорте в регионах и своих гонорарах.
Что сказал Легков? Секрет.
Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Наталья, вы второй год подряд берёте серебро «Тур де Ски». Какие эмоции испытали на этот раз?
Наталья Непряева: Это были сумасшедшие дни. Прошедшее соревнование – самое тяжёлое испытание за весь сезон: семь гонок подряд – огромный стресс для организма. Не каждый выдержит. Но я рада, что смогла побороться за хорошие позиции с сильными конкурентами. Хотя в какой-то момент, после падения на спринтерском этапе, были пессимистичные мысли. Спасибо лыжнику Саше Легкову, который помог мне собраться перед последней гонкой, подсказал, о чём думать на дистанции. Что именно он посоветовал – секрет. Но это подействовало!
– В этом сезоне вы, можно сказать, отдуваетесь за весь женский лыжный спорт России: некоторые сильные спортсменки ушли в декрет. Чувствуете из-за этого дополнительную нагрузку?
– Для командного духа, конечно, девочек не хватает. Мы ведь бегаем вместе с юношеского возраста. Очень жду их возвращения из декрета. Надеюсь, они станут выступать на том же уровне или даже выше, чем раньше. Пока же могу нести ответственность за себя и свои результаты. После «Тур де Ски» мне разрешили пропустить спринтерский этап Кубка мира и отдохнуть неделю. Я съездила в Тверь, навестила родных. С 13 января – снова в сборной. Буду бороться за общий зачёт Кубка мира. Впрочем, с октября по апрель я почти всегда на сборах. Дома бываю только летом.
А что у норвежцев?
– Советские лыжницы, как правило, занимали весь пьедестал международных соревнований. А сейчас всё чаще блистают норвежцы. Почему они сильнее?
– Да, нужно признать, что норвежцы сейчас доминируют. У них очень сильная система подготовки лыжников в плане тактики, отработки мелочей. Их тяжело обыграть. Нам, россиянам, просто нужно не сбавлять обороты и работать над собой. Я рада, что в этой гонке «Тур де Ски» мне удалось навязать конкуренцию и разбавить норвежский пьедестал: они заняли первое и третье места. Хоть я и стала второй, могу сказать, что мне нужно улучшать технику и силовые компоненты.
– Много лет щекотливая тема – препараты против астмы, которые принимают многие норвежские спортсмены. Эти лекарства имеют тот же эффект, что и допинг, однако норвежцам они разрешены. Разве это справедливо?
– От этих разговоров я стараюсь абстрагироваться. Знаю, что я честная и здоровая спортсменка. А кто и какие препараты принимает – на их совести. Главное – смотреть на себя. Я веду борьбу честно, до остальных мне дела нет.
– На чьих примерах вы росли?
– В детстве моей любимой спортсменкой была наша Юлия Чепалова (чемпионка Олимпийских игр 1998, 2002 и 2006 годов – прим. ред.). Когда я стала постарше, всегда смотрела и переживала за польскую лыжницу Юстину Ковальчик. Наши профессиональные карьеры в чём-то схожи. Конечно, я не сравниваю себя с Юстиной – она гораздо титулованнее и круче меня, но её противостояние норвежкам схоже с моей ситуацией. По крайней мере, так было на «Тур де Ски».
– У вас вся семья – лыжники: родители, вы, ваша младшая сестра. Получается, любовь к спорту передаётся с генами?
– Не знаю, но меня точно никто не принуждал. Есть стереотип, что родители-спортсмены заставляют ребёнка идти по своим стопам, говорят: «Тренируйся, ты должен!» Но мои мама и папа очень грамотно прививали мне любовь к спорту. Сначала брали с собой на лыжные прогулки. Когда я была во втором классе, мама открыла свою спортивную секцию. Сначала всё проходило в игровой форме: весёлые старты, эстафеты. Постепенно я вошла во вкус, стала участвовать в городских и областных соревнованиях, расти как спортсменка.
«Чужие деньги не считаю»
– С этого сезона вы выступаете не за Тверскую, а за Архангельскую область. Почему?
– Спорт – это, можно сказать, своего рода бизнес. Мне предложили выгодные условия и более выгодный контракт, чем я имела до этого, для моей дальнейшей подготовки. Но всё это не значит, что я забыла родной город: люблю его по-прежнему. А то, что я выступаю за Архангельск, на самом деле даже выгодно Тверской области. Потому что наш регион не потянул бы финансирование спортсмена, входящего в сборную России. Оплата сборов, проживание и питание на многих соревнованиях в этом году были за счёт регионов. Это большие расходы. Если бы за меня платила Тверская область, у неё не осталось бы денег на детский спорт, на то, чтобы элементарно вывезти молодёжь на обкатку, на зональные соревнования.
– Если сравнить отношение к спортсменам в Архангельске и Твери, можно ли сказать, что там оно лучше?
– Поверьте, у нас не меньше переживают за подготовку спортсменов и хотят выглядеть достойным регионом. Но всё зависит от финансов. В Архангельске многие соревнования финансируются не из бюджета, а за счёт средств крупной группы компаний «УЛК». В том числе они держат одноимённый лыжный клуб. Архангельску просто повезло, что там есть такой меценат. Дай бог, чтобы и у нас появились подобные компании. Конечно, это не отменяет того, что со стороны регионов нужно улучшать инфраструктуру для занятий спортом, создавать комфортные условия. Лет пятнадцать назад, когда я пришла в спорт, в окрестностях Твери было две базы: в Чуприяновке и Гришкино. Столько лет прошло, а новых так и не появилось. А в этом году ещё и погода подвела. Из-за отсутствия снега многие соревнования оказались под вопросом.
– Вы сейчас одна из самых оплачиваемых лыжниц. Но получаете не такие большие гонорары, как хоккеисты и футболисты, хотя пашете не меньше. Не обидно?
– Если я не могу повлиять на это, какой смысл обижаться? Это глупо. В каждом спорте свои порядки. Меня не обделяют. Мне хватает того, что получаю, а чужие деньги я не считаю. Кто хочет зарабатывать много, пусть идёт в футбол, а мне и в лыжах хорошо. А работать действительно приходится много. На сборах день расписан с утра до вечера, свободное время появляется только после ужина. Но есть хорошее выражение: «Подкова не принесёт тебе удачи, пока не начнёшь пахать как лошадь». Чтобы добиться успеха, нужно много трудиться.
– Если не секрет, куда вкладываете деньги?
– В прошлом году купила себе в Твери квартиру. С тех пор пытаюсь приступить к ремонту, но нет времени. Также по возможности помогаю родителям.
– Карьера спортсмена, к сожалению, недолгая. Кем видите себя в дальнейшем?
– Сейчас я стараюсь заложить фундамент на будущее. Поступила в аспирантуру Тверского государственного университета, меня выбрали президентом Федерации лыжных гонок Тверской области. Чем именно займусь после окончания спортивной карьеры, пока не знаю. Но точно могу сказать, что тренером не буду. Это не моё.
WADA, не надо!
– В конце года опять начались интриги, вызванные решением WADA. Два года назад перед Олимпиадой в Пхёнчхане вы уже сталкивались с подобным. Что посоветуете тем, кто собирается на летние Игры?
– Абстрагироваться от ситуации и не расплёскивать свою энергию на политические скандалы. В них от тебя ничего не зависит. А вот возможность взять медаль – твоя ответственность. Так что нужно сосредоточиться на спорте и заниматься своим делом.
– К решению России выступать под нейтральным флагом люди относятся двояко: одни призывают не бойкотировать Игры, другие – ехать в любом случае. Как считаете Вы?
– Судите сами: человек готовится к Олимпиаде всю жизнь. Это главное выступление для любого спортсмена. Ради него ты отдаёшь спорту детство, молодость, в конце концов, саму жизнь. Как от этого отказаться? Кто к этому призывает, просто ничего не понимает. Нет, биться нужно до последнего.