Эта хрупкая девушка с сильным характером заявила о себе в середине января. На Чемпионате Московской области по ледовым гонкам Анна Александрова взяла «бронзу», обойдя на трассе опытных соперников-мужчин. Тверичанка, влюбленная в скорость, рассказала о своём нетипичном пути в автоспорт и трудностях, которые ей приходится преодолевать.
Испытание заносом
Елена Тихонова, «АиФ Тверь»: Анна, казалось бы, гонки – не самое обычное увлечение для девушки, которая по профессии занимается проектированием. Как вы пришли в автоспорт?
Первая среди девушек
– Какая гонка стала для вас самой значимой и какую можно назвать боевым крещением?
– Моя история началась, как это часто бывает, с любительских гонок. До профессиональных заездов я успела поучаствовать в ралли-спринтах, любительских ралли и шоссейных кольцевых гонках в формате time-attack (тайм-атак (англ.) – тип автоспортивных соревнований, где водители едут на лучшее время круга). Каждый этап любительских кольцевых гонок, а их более десяти, проходил на трассах в разных городах: Казани, Смоленске, Нижнем Новгороде. И с каждым разом мечта о «серьёзном» автоспорте росла и крепла.
В 2014 году пришла в спорт-школу гоночного инженера и тренера Сергея Митрошкина, который сейчас работает в картинг-центре «Румос-спорт». Первым профессиональным состязанием стал Чемпионат Белоруссии по автомобильным кольцевым гонкам. Затем был этап российской серии кольцевых гонок – соревнования в статусе Чемпионата и Кубка России. Дебют прошёл очень волнительно. Первые круги удавалось успешно держаться в пелетоне, но, позволив дать волю эмоциям, допустила досадные ошибки на переключении: автомобиль сбросил обороты, и я потеряла драгоценное время. В профессиональном спорте цена ошибки очень велика. Тем не менее многие более опытные соперники во время борьбы повредили свои автомобили, а мы финишировали в целости и сохранности. Во второй гонке я оказалась первой среди девушек.
– Многие считают, что в профессии автогонщика нет ничего сложного. Нажал на газ и поехал!
– Управление автомобилем – непростая наука. В этом спорте куча мелочей, о которых в начале своей карьеры я даже не подозревала. К примеру, существуют разные методики вращения руля. Многие автомобилисты, особенно со стажем, уверены в том, что они умеют мастерски водить машину. Но на самом деле очень маленький процент людей понимает, что такое настоящее профессиональное управление автомобилем и как побеждают всемирно знаменитые гонщики.
Результат заезда зависит от многих нюансов: от подготовки машины до самочувствия спорт-смена. Например, неочищенный воздушный фильтр съедает один процент мощности. Казалось бы, мелочь. Но в итоге это отражается на победе. Даже один и тот же автомобиль в зависимости от трассы необходимо по-разному подготавливать. Тот, кто пытается справиться в одиночку, не достигает серьёзных результатов. С гонщиками уровня Чемпионата России работают целые команды. Мне помогает Сергей Митрошкин, за что я ему очень благодарна.
Поймала «уши»
– Участие в соревнованиях – большая физическая и моральная нагрузка. Как справляетесь?
– Постоянные тренировки плюс здоровое питание. Правда, иногда отступаю от строгих наставлений тренера – поесть я люблю, но в целом стараюсь придерживаться графика. Прекрасно понимаю, что иначе выдержать нагрузки не получится. Полчаса в гоночном режиме можно сравнить с быстрыми приседаниями за это же время. Попробуйте и поймёте, что ощущает спортсмен на финише. Намного сложнее реагировать на неожиданные нестандартные ситуации или технические проблемы, хотя и к ним нужно быть готовой. Например, когда в поворотах отключается гидроусилитель руля или неожиданно на трассе появляются люди. Так было на одной из любительских гонок. Тогда я впервые поймала «уши» – переворот через крышу.
Любительские соревнования отличаются тем, что на них не перекрывают трассу. А потому праздно шатающиеся местные жители, неожиданно возникающие из-за кустов, – норма. Однажды одного такого я увидела в апексе поворота, пришлось дёрнуть руль. Дальше всё было как в замедленной съёмке: машина съехала на обочину, опрокинулась в обрыв, перевернулась и встала на колёса.
Что бы ни произошло – «запинали» на старте, обогнали – гонщик не может опускать руки. Он должен делать свою работу на максимальном уровне и даже чуть больше. Чтобы добиться результата, необходимо пройти через многие препятствия. Это заставляет развиваться, делает тебя сильнее.
– В профессиональном автоспорте всегда была мужская монополия. Сложно завоевать уважение коллег?
– Конечно. Представьте, девушка, которая недавно получила права, выходит на трассу с мужчинами, намного опытнее, старше и профессиональнее. Как они её встречают? Некоторые подрезают, провоцируют аварийные ситуации – не могут смириться, что их обгоняет женщина. Но я стараюсь относиться к этому достаточно спокойно. Такое поведение соперников даже играет на руку: стимулирует и подталкивает быть более сосредоточенной и внимательной в своих действиях. Борьба закаляет характер, помогает собраться, взять себя в руки и дойти до финиша. Кстати, гонщики, у которых немало побед, спокойные как удавы. В гонке они могут сосредоточиться на определённой цели, контролировать свои эмоции, оперативно принимать нужные решения. Это состояние, которого мне ещё не удалось достичь, но я к нему стремлюсь.
Победа над собой
– Анна, что вы считаете своей самой большой победой?