Николай Чувахин и Людмила Юга – художники, получившие признание не только в России, но и за рубежом. Пообщаться с ними мечтают многие студенты художественных учебных заведений страны. Ну а для малышей, чей путь в мир искусства только начинается, такая встреча и вовсе из ряда фантастики. Казалось бы невозможное стало реальным для воспитанников образцовой изостудии «Соцветие» тверского Дворца культуры «Пролетарка». Чувахин и Юга провели здесь урок для начинающих художников, поговорили о том, нужно ли современному человеку чувство прекрасного, и вручили малышам подарки.
Нарисовать свой путь
«Это гравюра, точнее – офорт», – Людмила Юга передала картинку с видами Твери юному Владу Циотенко. Он тут же принялся разглядывать на оттиске чёрточки и галочки, которые складывались в знакомые третье-класснику места. А заслуженный художник России продолжила свой рассказ о непростом способе изготовления глубокой печати. Людмила Юга говорила о медных пластинах и специальных лаках, о том, как процарапывают изображение и в итоге рисунок на металле переносят на бумагу. Ребят постарше интересовало, как передать оттенки, помладше – как правильно выбрать ракурс.
«Я здесь был! – прервал беседу Влад. И, всё ещё сомневаясь в том, что сидящая рядом с ним женщина – автор гравюры с мостом над Волгой и шпилем Речного вокзала, на всякий случай переспросил: – А вам точно никто не помогал?»
«Тогда я страдала, но, когда выросла, поняла: настойчивость родителей – то, что необходимо ребёнку, – завела Людмила Георгиевна серьёзный разговор. – Прославивший Дюрера и Рембрандта офорт – мужская работа, как и искусство в целом. Это дело, сложное и физически, и психологически, труд, требующий немалых интеллектуальных затрат. Но я за него взялась».
Желание отдавать
«Даже самая актуальная тема не найдёт пути к сердцу людей, если в произведениях нет подлинного профессионального мастерства, – отвечая на вопросы детей, сказал заслуженный художник России Николай Чувахин. – Внешне кажется, что рисование – забава. На самом деле ради него надо многим жертвовать. Искусство, как профессиональный спорт, невозможно без фанатизма. И этот забег выдерживает не каждый».
Успех, по мнению маститых художников, во многом зависит и от наставника. Юга и Чувахин убеждены: каждый ребёнок гениален. Развить его талант – задача учителя: в нём должно быть желание отдавать и душой, и сердцем. Воспитанникам «Соцветия» в этом плане повезло. Руководитель студии художник-живописец Валерия Колегова исполнила свою мечту – возглавила детскую изостудию и с головой окунулась в работу. В «Соцветии» не только рисуют, но и развиваются интеллектуально: изучают биографии великих художников мира, культуры стран, рассматривают новые направления и стили, ходят на выставки.
«Я в чём-то завидую тверским детям. В Торжке, где я росла, такой возможности заниматься искусством не было, – поделилась Валерия Колегова. – В городе жил художник, который арендовал небольшую студию и давал детям бесплатные занятия. Мы к нему ходили всей оравой. Пока он занимался своими делами – реставрировал мебель, в тесноте рисовали композиции. Это и была моя база, с которой я успешно поступила в художественное училище. Когда меня пригласили возглавить студию, сразу согласилась: такая возможность выпадает не часто».
У Валерии нет задачи вырастить из каждого ребёнка маститого художника, хотя она не скрывает, что успехи учеников ей бы польстили. Куда важнее донести, что искусство – это не отдельная сфера жизни, а то, что нас ежедневно окружает. Научить малышей видеть и создавать прекрасное – вот, пожалуй, что Валерия ставит во главу угла.
Духовный багаж
В «Соцветии» группу формируют из учащихся разного уровня рисования и возраста – в такой студии находиться интереснее. Младшие здесь учатся правильно пользоваться карандашом и ластиком, смешивать краски на палитре. Старшие изучают пропорции, очертания, цвет изображаемых предметов, сравнивают свои рисунки с натурой, передавая её характерные особенности. Перед детьми ставят и более сложные задачи: развитие глазомера, образного мышления, грамотный подход к процессу рисования.
«Ни в коем случае нельзя сравнивать способности учеников. Рисование в нашей студии даёт возможность каждому понять, что его творчество индивидуально. Он не лучше и не хуже других, он просто особенный», – говорит Валерия. Немаловажный фактор – условия обучения. В ДК «Пролетарка» юные художники занимаются в просторной светлой студии, где есть всё необходимое: стенды-витрины, мольберты с подставками для красок, столы. В шкафах хранятся иллюстрации, альбомы, репродукции работ.
«А я смогу, как Римбран»? – на свой манер назвав голландского мастера, слегка смущаясь, поинтересовался Владик у Людмилы Юга под конец встречи.