"Мы слишком привыкли к халтуре и бутафории. Раньше богемой считались люди, создающие шедевры искусства, а сегодня их заменили богатеи с золотыми цепями, - говорит Джон Шенгелия, известный тверской хореограф, балетмейстер, режиссёр-постановщик. - Ценности поменялись, и общество всё больше идёт на поводу у новых стереотипов".
Имя Джона Шенгелия известно далеко за пределами Верхневолжья. Танец в его исполнении - целая история: порой драматическая, порой комичная, но всегда завораживающая и эпатирующая. Он ставит спектакли в Тверской областной академической филармонии и Тверском театре юного зрителя, руководит балетом "Джон-шоу", выступает на московских подмостках и знает, пожалуй, всю подноготную самой возвышенной отрасли. В преддверии Международного дня театра, который празднуется 27 марта, о современной культуре, провинциальном успехе и столичном лоске Джон рассказал нашему корреспонденту.
Закулисье
- Скандалы в сфере культуры, где, казалось бы, работают возвышенные и одухотворенные личности, увы, не редкость. Что происходит в отрасли?
- Творится полная беда. Нашей культурой зачастую заведуют люди, совершенно от неё далёкие: не представители искусства и творчества, а финансисты, причём не всегда добросовестные. Бюрократии предостаточно. У каждого директора есть заместитель, у того - ещё один зам, и так по цепочке. А люди искусства ведь всегда пребывают в состоянии творческого полёта, бюрократическая система их здорово приземляет. Это как небо и земля.
- О том, что отрасль финансируется слабо, известно давно. Более того, в обществе бытует поговорка, что художник должен быть голодным. Справедливо ли это?
- Отрасли действительно не хватает финансирования, и это нужно исправлять. А насчёт "голодного художника"... Я в какой-то степени согласен с этим выражением. Нас сегодня поглотило материальное. Между тем артист сначала должен доказать и показать публике, на что он способен, и только затем получать вознаграждение. Меня с детства учили: ты сперва сделай, пусть людям понравится, а потом уже жди награды. С распростёртыми объятиями молодых выпускников нигде не принимают, и нужно трудиться. В своей карьере я много раз танцевал бесплатно, чтобы заработать имя, известность ко мне пришла после нескольких лет упорного труда. И сегодня порой не понимаю молодых ребят, которые приходят на собеседование и первым делом спрашивают, сколько они будут зарабатывать, хотя за плечами ещё никакого опыта. "Что и как я буду танцевать, какие у меня будут костюмы?" - такими должны быть вопросы молодого специалиста! Сложностей много, но нужно работать и никогда не опускать рук.
Училище... вымолил
- Что пришлось пережить вам на пути к успеху?
- Я приехал в Россию из Грузии, когда мне было 16 лет. К тому времени я остался сиротой, а на родине обострилась политическая обстановка. Мне не на кого было рассчитывать. Педагог из Рустави, Светлана Александровна Киселёва, в прошлом выпускница Калининского культурно-просветительского училища, посоветовала ехать в Россию, в её родные пенаты.
Принимать в тверской "кулёк" меня сперва не хотели. Экзамены я сдал неплохо, но мне дали понять, что я - иностранец и лишние проблемы училищу ни к чему. Сказали, чтобы я собирал вещи и забирал документы. Помню, как вылетел после этих слов из училища и побежал куда глаза глядят. Вдруг что-то меня остановило возле небольшой часовни на проспекте Чайковского. Я зашёл внутрь, упал на колени и просил Бога о помощи. Сколько времени я там провёл, не помню. На следующий день пошёл в училище забирать документы, но у входа меня поймала Юлия Алексеевна Розова, педагог по актёрскому мастерству. Она сказала: "Солнышко, я тебя взяла на поруки. Если будешь плохо учиться, лично выгоню". Меня зачислили без всякой стипендии, но это всё равно был подарок судьбы!
Дальше выкручивался как мог. Бывало, что пропускал занятия. Но потом не просто обманывал и объяснял, почему меня не было, а играл эту ситуацию. Впрочем, сами педагоги говорили: артист должен врать, преувеличивать, иначе он не артист. Чтобы прокормиться, мыл посуду, убирал дворы, торговал цветами. В общежитии мы делились друг с другом едой. Много народа было из области: кто овощи привезёт, кто мясо. Я хорошо готовил, искусству кулинарии меня ещё папа научил. Так и жили.
- Вы преподаете хореографию в ГИТИСе, выступаете с собственным коллективом в Твери и Москве. Сравнивая тверской и столичный уровень культуры, скажите, в чём главная проблема провинциальных городов?
- Проблема в том и есть, что в маленьких городах Москву воспринимают как панацею от всех бед и несчастий. Это сидит глубоко в сознании: якобы там лучше, ярче, красивее, больше возможностей и т.д. Но добиться успеха можно и здесь: было бы стремление как со стороны артистов, так и со стороны руководства театров. Меня часто спрашивают, почему я не уезжаю в столицу. А зачем?! Я успел в Твери многого достигнуть. Этот год даже можно считать юбилейным. Почти 15 лет я руковожу в Твери балетом "Джон-шоу" и уже десять лет - балетом "Lets, Dance" при областной филармонии, пять лет преподаю в ГИТИСе, год веду студию танцев для детей. Я горжусь всеми своими учениками. Для меня Танцор с большой буквы - тот, кто талантлив во всех направлениях, и мои ребята - такие. Репертуар "Джон-шоу", например, не знает границ: ретро, классика, восток, степ и т.д. Казалось бы, за полтора десятка лет уже всё показано и поставлено, но мы развиваемся дальше. Люди благодарят в социальных сетях и говорят приятные слова лично после выступлений.
В Москву многие уезжают, чтобы найти себя, а в итоге, наоборот, рискуют потерять. Там ещё больше зависти и грязи. Что касается уровня культуры, города-миллионники испытывают те же самые сложности, что и провинциальные. Раньше люди стремились создать настоящее произведение искусства, творили, чтобы оставить наследие последующим поколениям. И именно они являли собой богему. А сегодня всё чаще выпускают чтиво, а богемой считаются люди с силиконовыми частями тела, олигархи с золотыми крестами и т.д. Сегодня у нас и встречают, и провожают по одёжке.
Рецепт доброты
- В прошлом году вы открыли студию детского танца. Как прививать культуру детям, чтобы они не отторгали её, а стремились познать и понять?
- Детям важно разъяснять ценность каждого момента - где-то в форме игры, где-то серьёзно, будь то рисование, музыка или литература. Мамы, папы, воспитатели - первые учителя ребёнка, которым он доверяет больше всего и которых послушает в первую очередь. Я в жюри различных фестивалей и конкурсов сижу безумно много лет и часто слышу, как про малышей говорят: "Что они могут? Вышли, ручками помахали и довольно!" Это неправильно. Всё они умеют! Я набираю в группы детей начиная с четырёх лет. В этом возрасте идёт ритмика. Они быстро всё схватывают, слышат музыку и понимают, что от них требуется.
- Есть ли рецепт, как сделать общество культурнее и добрее?
- Нужно созидать вокруг себя красоту. Несколько лет назад в Твери на ул. Трёхсвятской снесли здание начала прошлого века, бывший магазин тверского купца. У этого дома была своя история, он считался "фишкой" города. Взамен построили очередную коробку для кафе и магазинов. Пора бы уже не разрушать, а делать что-то по-настоящему стоящее.
Искусство, как известно, лечит. В одном из европейских интернатов для умалишённых в качестве терапии ввели танцы под классическую музыку. Через какое-то время пациенты начали меняться в лучшую сторону: у них исчезла агрессия, они стали спокойнее и доброжелательнее... Для чего мы с вами идём в театр? Чтобы окунуться в этот особый мир и почерпнуть там что-то хорошее, светлое! К сожалению, у нас редко рождаются новые Пушкины, Лермонтовы, Чайковские и т.д. Поэтому мы обязаны беречь то, что имеем, и передавать это из поколения в поколение.
Досье
Джон Шенгелия родился 4 марта 1972 г. в г. Рустави (Грузия). В 90-е гг. переехал в Тверь. Окончил Тверское училище культуры и искусства им, а также ГИТИС по специальности "режиссёр эстрады". Лауреат международных конкурсов эстрады. "Человек года-2006" Твери. Неоднократный участник проектов Первого канала ("Один в один", "Большая разница"), в 2002 - 2005 гг. - хореограф-модель Недели высокой моды в Москве. Сейчас - балетмейстер-постановщик Тверской областной филармонии и ТЮЗа, руководитель балета "Джон-шоу" и студии танца при Доме народного творчества в Твери.