В годы Великой Отечественной войны гитлеровские захватчики не просто пытались уничтожить советские города, но и вывозили культурные ценности. Разоряли дворцы, музеи, архивы. То, что не удавалось разграбить, безжалостно уничтожали - с присущей немецкой тщательностью.
В Калинине был поруган Путевой дворец, перед ним даже расположили немецкое кладбище. А из фондов областной картинной галереи навсегда исчезли около двухсот редчайших произведений искусства!
Трофейные коллекции
Коллекция Тверской областной картинной галереи, основные фонды которой сейчас размещаются в Императорском дворце, собиралась столетиями. После революции 1917 года дворец, который в советское время стали называть Путевым, превратили в Народный дом. В нём разместили музей, множество учреждений, в том числе облисполком. В тот же период в губернии разоряются и закрываются монастыри и многочисленные усадьбы, которых в области было около трёх с половиной тысяч. Предметы, представляющие культурную ценность, свозят в краеведческий музей при дворце: мебель, сделанную известными мастерами, бесценные произведения русской и западноевропейской живописи, художественные изделия из фарфора и бронзы. Через некоторое время партийные организации выселили музей из дворца. Он стал располагаться в Вознесенской церкви на улице Советской. В бывших церквях города нашли приют и фонды картинной галереи.
Некоторые коллекции остались в Вознесенской церкви, а также в запасниках на улице Баррикадной (бывшая церковь Воскресения). При обстреле города 13 октября 1941 года погибла главный хранитель М. Петрова. А на следующий день гитлеровцы взяли Калинин. Началась оккупация, продолжавшаяся два месяца. Так получилось, что на это время в галерее остался только старший научный сотрудник Сергей Юренев. По возможности он пытался прятать некоторые экспонаты, переносил их в ближайшие подвалы и прикрывал хламом. Однако по требованию «новых хозяев» порой приходилось выдавать понравившиеся им музейные предметы для украшения офицерского клуба, кабинетов и квартир немецких военачальников.
Как известно, Гитлер планировал собрать все ценности, «арийские по духу», в Германии. Захватчики называли это трофейными коллекциями. То, что считали недостойным своего «высокого эстетического вкуса», уничтожали. За два месяца, что немцы правили городом, они разграбили хранилище на Баррикадной. Чудом сохранилось семь опечатанных ящиков с драгоценностями. Сожгли хранилище музея, находившееся за Тверцой, в бывшей церкви Мины и Виктора (неподалёку от Екатерининского монастыря). Здание Вознесенской церкви, к счастью, уцелело, но подверглось разгрому. Похитили миниатюры, фарфор, золотные вышивки новоторжских мастериц.
Шеренги крестов
Трагедия Великой Отечественной войны не обошла стороной и Императорский дворец. За 62 дня оккупации здание стало не узнать. Во время бомбёжки в него попал снаряд. Почти ничего не осталось от крыши, выгорели интерьеры, особенно пострадал парадный зал. Борис Полевой, первым из военных корреспондентов побывавший в освобождённом Калинине, написал:
«…город изуродован, искалечен. Сожжено самое красивое его здание - Екатерининский дворец». Апогеем поругания стало немецкое кладбище, размещённое на площади перед дворцом. Дело в том, что по соседству с дворцом, в нынешней гимназии
№ 6, во время оккупации располагался немецкий госпиталь. Умерших пациентов решили хоронить на площади Революции. Ужасающая и устрашающая картина! «Шеренги одинаковых аккуратных крестов, выстроенных, как солдаты на параде», - так описал это место Борис Полевой.
После освобождения Калинина немецкие могилы ещё несколько месяцев находились у дворца. Зима 1941 года выдалась морозной, поэтому немецкое кладбище начали разбирать только в апреле. Останки увезли подальше от города. По воспоминаниям жителей, деревянные кресты они на санках забирали себе: из них колотили новые оконные рамы взамен разрушенных, топили печи.
Исчезли бесследно
Восстановлением культурного наследия в Калинине занялись почти сразу. В городе создали комиссию по учёту музейных ценностей. Ущерб от похищенных произведений искусства оценили в 792 900 рублей. Колоссальные деньги по тем временам! Сейчас эта опись хранится в Москве, в Государственном архиве Российской Федерации.
Удивительным образом часть экспонатов нашли ещё во время войны. Уникальные картины и скульптуры в своих же квартирах обнаруживали жители города, вернувшиеся в Калинин из эвакуации. Поразительна история украденной акварели Венецианова «Крестьянка, расчёсывающая лён». После войны неизвестный житель случайно увидел её на рынке, купил и прислал простым письмом по почте в дар Русскому музею. А его сотрудники уже переправили акварель «домой» - в Калинин. Увы, так произошло не со всеми экспонатами. До сих пор в списках бесследно исчезнувших - 195 произведений искусства. Среди невосполнимых потерь - ларец с крестом архимандрита Дионисия, «Иней» Кустодиева, «Тайцы» Орловского, этюды Левитана, несколько ранних работ Богданова-Бельского, портреты кисти Пьетро Ротари, изделия конца XVIII века французских фарфоровых мануфактур и т.д.
Десятилетия -на восстановление
Понимая архитектурную ценность Императорского дворца, первые попытки его восстановить были предприняты ещё в 1942 году. Но основательно за здание взялись в 1946 году. Над проектом работали московские архитекторы. Именно тогда просторные залы дворца переделали в узкие кабинеты, распалась парадная анфилада. Гербовый зал, предназначавшийся для председателя облисполкома, утратил уникальное венецианское окно. В 1961 году во дворец переехала картинная галерея. В ноябре 2017 года дворец распахнул свои двери после ещё одной большой пятилетней реконструкции. Сейчас он выглядит так, каким был в царские времена. Полный блеска и лоска, он снова приглашает гостей в свои залы.