Сегодня модно путешествовать - в любое время года и в разные уголки мира. В «копилке» жителя Твери Дениса Давыдова - Арктика, Антарктида, Гренландия, Бразилия и десятки других стран. Он старпом на известной тверской яхте «Апостол Андрей» - той самой, что уже трижды обогнула мир.
Дома Денис бывает пару месяцев в году, остальное время в пути. Корреспонденту «АиФ в Твери» удалось застать его в перерыве между экспедициями.
Океан эмоций
Екатерина Евсеева, «АиФ в Твери»: Денис, у вас за плечами море путешествий. Что больше всего запомнилось?
Денис Давыдов: Казалось бы, современного человека ничем не удивишь. Но путешествие - это всегда открытие. Я не стремился быть моряком, но рад, что однажды оказался в этой среде. Студентом пришёл подработать подсобным рабочим на базу под Эммаусом, где сейчас находится дом отдыха. Там случайно познакомился с капитаном яхты «Апостол Андрей» Николаем Литау, который приезжал к своему боцману. Тогда же научился управлять яхтами. С 2006 года хожу в моря с Николаем Андреевичем на «Апостоле», в перерывах покоряю водные просторы на «Петре Первом» и других судах. Новая Земля, Нарьян-Мар, Шпицберген, Ушуайя, Арктика - где за 12 лет только не был! Из всех мест - а это, пожалуй, полсотни стран - особенно потрясла Антарктида. Вокруг - белое безмолвие, айсберги высотой с многоэтажные дома. В Антарктиду обычно приезжают с декабря по март. В это время здесь лето, нет сильных ветров. Можно увидеть, как растут пингвинята: как вылупляются, подрастают, начинают гонять своих мамаш и папаш. В Антарктиде намного спокойнее, чем в Арктике, где в любой момент может выйти белый медведь.
От яхты до берега доплываем на резиновых лодках. Этот вид транспорта уважают моржи, норовят залезть внутрь. Всё бы ничего, но бивнями они могут проколоть лодку. Прогоняешь их палками, а они думают, что их чешут. И ещё больше радуются! На камеру моржи тоже позируют с удовольствием.
Запомнилась также полярная станция Беллинсгаузен. Полярники в шутку называют её «курортом», так как там всегда относительно тепло - минус 7-10 градусов. Здесь построили единственную в Антарктиде небольшую православную церковь, где служат два священника. На этом острове венчался капитан яхты «Пётр Первый». Кто хочет незабываемой свадьбы - вам сюда. Неподалёку есть чилийский аэропорт, добраться можно.
Навстречу стихии
- Ваши поездки - всегда риск. Случись чего - против стихии не устоишь...
- Пока всё нормально, тьфу-тьфу. Главное на море - не паниковать. Недавно во время экспедиции в Антарктиду наше судно попало в сильнейший шторм: 12-балльный ветер, 13-метровая волна. Потрепало изрядно. Двоих ребят ударом волны смыло за борт. Хорошо, что они успели пристегнуться страховкой, иначе шансов выжить - ноль. На обратном пути, когда шли в Антарктиду, снова попали в шторм. Оторвало парус и даже перо руля. Смастерили подобие руля из досок пола, так и плыли почти две недели до Гренландии. А одно судно рядом с нами под названием Happy («счастливый» - перевод с англ.) тогда затонуло. Не оправдало оно своё имя, но пассажиров успели спасти.
- Вы - правая рука знаменитого в мореходных кругах капитана Литау. Каково быть старпомом?
- Знаете, какое преимущество у моряков перед другими профессиями? Встал, спустил ноги с кровати - и ты уже на работе. В мои обязанности входит всё: заниматься парусами, управлять лодкой, при необходимости ремонтировать судно.
К жизни на яхте нужно привыкнуть. Здесь не ходишь по ровной поверхности, всегда под наклоном. Во время сна надо за что-то держаться, иначе в качку можно свалиться. Есть дресс-код: на обед не приходить в плавках и футболках. Праздники тоже бывают. К примеру, одно время мы отмечали день собаки Литау в честь любимого пса капитана. Всегда устраиваем карнавал, когда пересекаем экватор. Огибая континенты, интересно наблюдать, как меняются города. За годы, что плаваем, на наших глазах умирали целые посёлки. Другие, напротив, возрождались. Например, преобразилась полярная станция на мысе Желания. Немного благоустроили посёлок Диксон, но люди там выживают с трудом. Работы нет, зарплаты низкие, цены высокие. Килограмм картошки стоит 200 рублей, про другие овощи даже не говорю. В полной разрухе порт в Беломорске.
- О длительных поездках мечтают многие, но как успевать и работать, и путешествовать?
- Кто хочет, всегда найдёт время, подгадает отпуск, заработает отгулы и т.д. На «Апостоле» от начала до конца маршрут проходят только двое: я и капитан. Остальные идут часть пути: берут отпуск на неделю-две и присоединяются к нам в порту города, где мы находимся. Мы обговариваем это заранее. Когда-то я занимался промышленным туризмом, работал на себя. В перерывах между заказами урывками отправлялся в плавание. Был у меня и опыт офисной работы. Но это не моё. На яхте «Апостол Андрей» мы не получаем зарплаты, но мы там и не тратимся. Солярку, питание, оборудование закупает Министерство спорта России, поскольку наши поездки представляют научно-мемориальный интерес: мы плаваем по памятным местам, по следам известных мореплаваталей. На некоторых яхтах зарплату платят. В перерывах между экспедициями подрабатываю в Твери, изготавливаем с другом кухни.
В погоне за экстримом
- Всё чаще туристы отправляются на Северный полюс, покоряют мир на велосипедах или пешком. Как вы думаете, почему популярен такой экстрим?
- Люди пресытились путёвками по системе «Всё включено», хотят более ярких впечатлений от отпуска. Когда мы отправлялись в Антарктиду, с нами попросилась девушка. Она могла отправиться туда на комфортном туристическом корабле. Но выбрала нашу яхту: уж если плыть, так по-настоящему. Я встречал много людей, наших соотечественников и иностранцев, которые нашли смысл жизни в путешествиях. Помню четверых французов, которые на своей яхте отправились в кругосветку. Они не богачи, просто захотели уйти от суеты и узнать другую жизнь, долго копили на судно. Ещё одного француза видел, который плавает вместе с собакой. Также я случайно познакомился с семьёй из Москвы. Они продали всё имущество, купили яхту, путешествуют и живут на ней. Есть хорошее выражение: «Жизнь - это путь. Только у одних до булочной и обратно, а у других - кругосветное путешествие». Каждый сам строит свой маршрут.
- Наверно, люди думают, что яхты - удовольствие для богачей?
- А зря. Некоторые суда стоят дешевле, чем автомобили. Свою яхту я купил за 50 тысяч рублей. Она старенькая, но на плаву, отточить навыки можно и на такой. Бешеных денег стоят яхты для гонок на серьёзном профессиональном уровне.
Счастливая работа
- Путешествие ассоциируется с романтикой и счастьем. А вы как считаете, с учётом пройденных миль?
- А что я? Я - самый счастливый человек. Путешествия стали моей работой, которую не хочу менять на другую. Всем так и говорю: «У меня очень интересное, хоть и труднодоступное место работы».
Приезжая домой, часто вижу, как люди после трудового дня возвращаются напряжённые и не замечают простые радости, которые есть в жизни. Мне же они каждый раз открываются по-новому. На яхте спишь на жёсткой кровати, а тут на мягкой, не надо экономить воду... Таких мелочей вокруг много. Конечно, родные обижаются, что редко видимся. Но отец освоил навигационные программы и теперь следит онлайн, где я плыву.
Едва заходишь в порт, как он уже пишет в социальных сетях «Добро пожаловать, сын!» А мама до сих пор ругает папу: «Разрешал ему всё, вот и вырос сын раздолбаем». Однако морские байки слушает с интересом. Наверное, когда-нибудь мне придётся остановиться. Но пока море - это моя стихия.