Примерное время чтения: 10 минут
1065

Небесные защитники. Боевые самолёты в Тверской области раскрывают тайны

«Огненное небо Зубцова» ВКонтакте / Из архива

Самолёты, сбитые над небом Верхневолжья в годы Великой Отечественной войны, до сих пор открывают поисковикам тайны воздушных боёв и имена геройски погибших лётчиков. Порой эти истории удивительны. О некоторых из них tver.aif.ru рассказывает в День защитника Отечества.

Задание выполнили

На заброшенном поле в пяти километрах от Зубцова, близ деревни Яйково, этой осенью подняли фронтовой самолёт Пе-2 («Пешка»). Именно такая модель пикирующих бомбардировщиков наиболее широко использовалась Красной армией. Подробности нашему еженедельнику поведал участник команды энтузиастов авиапоиска «Огненное небо Зубцова» ветеран МВД Игорь Орлов.

Оказалось, что место падения нашли благодаря местным жителям. Старожилы деревни рассказывали ещё много лет назад, что в годы войны здесь упал советский самолёт, а в сентябре 2024 года один из жителей окружного центра сообщил поисковикам, что случайно увидел в том районе следы работы экскаватора и разбросанные вокруг алюминиевые обломки.

Добровольцы отправились на указанное место. Вскрыв запаханную много десятилетий назад воронку, поисковики обнаружили обгорелые обломки дюраля (сплав на основе алюминия с добавками меди, магния и марганца), среди которых попались и фрагменты костных останков. Раскопки продолжили экскаватором. На глубине более трёх метров ковш наткнулся на смятую в гармошку обшивку летательного аппарата. На её поверхности сохранилась заводская окраска и даже трава, налипшая 83 года назад.

В поиске номеров на моторе самолёта.
В поиске номеров на моторе самолёта. Фото: Из архива/ «Огненное небо Зубцова» ВКонтакте

Полный день, от рассвета до заката, на раскопках трудились поисковики из села Погорелое Городище Зубцовского округа, а также из Архангельска и Москвы. Количество извлечённого из воронки «крылатого металла» пошло на десятки килограммов, разобраться в обломках было непросто.

Наконец из глины, перемешанной с камнями, с глубины пять с половиной метров извлекли фрагменты моторов с выбитыми на них номерами. А это ценнейшая информация! Оба мотора не раз ремонтировались, поэтому на них было девять различных номеров. И тем не менее нашли нужные, неоднократно продублированные: 22-424 и 21-05.

Далее – работа с базами данных, которые показали, что эти моторы предназначались для самолёта с заводским номером 16/83. И по цепочке: боевая машина, в свою очередь, относилась к 793-му ближнебомбардировочному авиаполку 211-й авиадивизии 3-й Воздушной армии Калининского фронта. Архивы гласят, что в свой последний полёт этот бомбардировщик отправился вечером 19 августа 1942 года с полевого аэродрома Выдропужск, недалеко от посёлка Спирово. Экипаж состоял из командира звена Дмитрия Авдохина, стрелка-бомбардира Василия Бибика и стрелка-радиста Ивана Дейнеги.

Летели в составе «девятки», из которой три самолёта получили задание ударить по штабу противника в деревне Кротково Ржевского района, и шесть – по железнодорожному узлу в Ржеве. Прикрывали их три истребителя Як-1, которые вскоре вступили в бой с мессершмиттами. Снижаясь и одновременно набирая скорость, Пе-2 пошли к своей цели. Несмотря на то что в двух километрах от неё три советских самолёта были атакованы девятью вражескими, «пешка» № 16/83 своё задание выполнила. Удар по немецкому штабу был нанесён, но самолёт пропал.

Обломки Пе-2.
Обломки Пе-2. Фото: Из архива/ «Огненное небо Зубцова» ВКонтакте

Спустя два дня в полк возвратился стрелок-радист сержант Дейнега. Он доложил, что его самолёт был подожжён истребителями и по сигналу командира он выпрыгнул с парашютом. Что случилось с ещё двумя членами экипажа, не знает. Таким образом, младшие лейтенанты Авдохин и Бибик оставались пропавшими без вести вплоть до того момента, пока поисковики «Огненного неба Зубцова» не подняли самолёт и не установили их личности.

Родственников павших героев сейчас ищут. Возможно, в этом поможет и наша публикация. Дмитрий Евдокимович Авдохин родился в 1917 году в селе Кремлево Рязанской области. Василий Тимофеевич Бибиков родился 23 января 1914 года в посёлке Шахты № 33 города Енакиево Донецкой Народной Республики.

Кстати, уроженцу Донбасса Ивану Демидовичу Дайнеге было суждено пройти всю Великую Отечественную войну. Он награждён орденами Отечественной войны I степени и Красного Знамени.

Дочь обрела отца

По удивительному стечению обстоятельств другой сбитый самолёт этой же эскадрильи – ведущий бомбардировщик с заводским номером 15/75 – был найден под Зубцовом в 2014 году поисковым отрядом «Партизан». Вместе с его обломками подняли останки штурмана эскадрильи Сергея Коровина. Установить его личность удалось с помощью межрегионального молодёжного поискового объединения «Тризна». Из наградных листов узнали, что майор Коровин в своём последнем полёте сбил немецкий истребитель огнём из пулемёта, после чего был убит.

В Москве поисковики нашли дочь погибшего штурмана Лидию Сильванскую, которой было уже 88 лет. Оказалось, что она хорошо помнит отца и всю жизнь хотела узнать обстоятельства его гибели и рассказать о них внуку. От Лидии Сергеевны стало известно, что Сергей Фёдорович был светлым человеком, замечательным отцом и другом. Сохранилось его последнее письмо с фронта. Отрывок: «Денег я тебе послал, а будет ещё, пришлю. Мне здесь деньги девать некуда, потому что всё у нас бесплатно, вплоть до табаку и шоколада, который получаем почти в каждый полёт. Жалею, что не могу послать вам хотя бы одну плитку…»

Останки майора Коровина захоронили в 2016 году на мемориале в посёлке Погорелое Городище. Спустя три года на его могиле установили памятник из чёрного гранита с изображением летящего самолёта Пе-2. На месте гибели бойца, в лесу близ сельца Фролово Зубцовского округа, в 2023 году появилась памятная табличка.

Вместе с Сергеем Коровиным 19 августа 1942 года в боевой машине находились лётчик Иван Колесников и стрелок-радист Иван Дрокинов. Они получили ранения, но выжили. Старший лейтенант Колесников, теряя сознание, вёл горящий самолёт на свою территорию, затем выбросился с парашютом и потерял сознание. Неуправляемый самолёт с убитым штурманом рухнул на землю в лесу близ реки Вазузы и сгорел.

Номера на моторе одного из найденных самолётов.
Номера на моторе одного из найденных самолётов. Фото: Из архива/ «Огненное небо Зубцова» ВКонтакте

«Товарищ Дрокинов умело отражал атаки истребителей противника. Несмотря на ранение, продолжал вести огонь. По приказу командира покинул горящий самолёт, когда пламя находилось вблизи кабины и угрожало жизни. После совершения прыжка благополучно приземлился, в раненом состоянии оказал помощь старшему лейтенанту Колесникову, – позже написал командир авиаполка майор Калашников. – После трёхдневного нахождения в госпитале Дрокинов настойчиво требовал быстрейшего отправления его в часть вместе с командиром экипажа для включения в боевую работу».

Выжившие члены экипажа получили награды.

Вечная память

Ещё одну табличку «Вечная память», установленную в лесной чаще Зубцовского округа, поисковики посвятили сержанту 163-го истребительного авиаполка Николаю Крохмалю. К месту его гибели, ориентиром которого служит деревня Карамзино, поисковики сначала пробирались на вездеходе, а потом шли пешком около шести километров. Николай Яковлевич погиб 5 августа 1942 года. По его истребителю Як-1 нанесли удар такой силы, что он пробурил землю на несколько метров.

Останки 23-летнего бойца представляли собой множество маленьких фрагментов по три–четыре сантиметра каждый. Личность погибшего установили благодаря номеру мотора. В архивах сообщалось, что Крохмаль родился в селе Лапинка Днепропетровской области. Родственников лётчика нашли, а его останки перезахоронили рядом с родителями в украинском городе Никополе.

Великая Отечественная война закончилась 80 лет назад. Многие погибшие герои вновь обрели имена, но в базе данных поисковиков – ещё сотни их боевых товарищей, чьи судьбы по сей день остаются неизвестными.

Памятник, подготовленный для места захоронения Николая Крохмаля и его родителей.
Памятник, подготовленный для места захоронения Николая Крохмаля и его родителей. Фото: Из архива/ «Огненное небо Зубцова» ВКонтакте

Ищут родственников погибшего экипажа

В прошлом году обломки самолёта Пе-2 с останками членов экипажа подняли также под Ржевом. За время, что он пролежал в земле, его фрагменты были частично растащены неизвестными, возможно как металлолом. Однако номер двигателя установили и самолёт идентифицировали. В экспедиции участвовали ржевский отряд «Память 29-й Армии», селижаровский «Авангард» и «Звезда» из Твери.

Поисковики разыскивают родственников погибшего экипажа: майора Ивана Агеевича Глухова (родился в 1912 году в Саратове), капитана Захара Алексеевича Щербакова (родился в 1907 году в селе Красное Орловской области, ныне входит в состав Брянской области), старшины Михаила Васильевича Андреева (родился в 1914 году в деревне Сажелка Смоленской области).

В феврале этого года в Ржевском округе было обнаружено ещё одно место падения самолёта времён войны. Поисковики сейчас ведут здесь работы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах