Сейчас в этой организации есть люди, проработавшие 30 и даже 50 лет! Всё просто: менялись названия, проходили реорганизации, но суть всегда оставалась одна - нести свет в дома и на предприятия областной столицы.
Кто лучше может рассказать, какой была компания в разные годы? Конечно, ветераны производства! О своей работе они говорят с теплотой, подчёркивая: здесь всегда были хороший коллектив, взаимовыручка и развитие.
Брали лучшее
Об отключениях Валентина Байрамова узнаёт первой. Именно ей до создания колл-центра поступали тревожные сообщения от потребителей. Объясняла ситуацию, успокаивала людей и, конечно, сразу давала сигнал аварийным бригадам. Она и теперь с ними работает. Только условия другие: современные компьютеры, в диспетчерской - огромная электронная мнемосхема сетей и подстанций всего города.
В своё время, как молодому специалисту, Валентине Викторовне от предприятия дали квартиру. Улучшил свои жилищные условия и ветеран производства Константин Вихров. Он трудится в организации вот уже 36 лет в должности водителя-машиниста автовышки. Вспоминает: несмотря на финансовую нестабильность 90-х, на «Горэлектро» зарплату задержали всего один раз. Предприятию он благодарен за стабильность, социальные гарантии и работу, которая ему всегда нравилась.
«Переменилось многое. Раньше машины были торсовые, а теперь - с гидравликой, электроникой. На каждый район было по две машины, сейчас в автопарке 82 единицы транспорта. И техника безопасности всегда на высоте», - утверждает Константин Анатольевич. На автовышках обычных водителей не бывает: Вихров запускает механизм, который поднимает электромонтёров вверх, к проводам, и смотрит, чтобы на высоте всё было в порядке. Ведь за безопасностью монтёров следит именно он. В 1986 году Константину Анатольевичу присвоили звание «Ударник коммунистического труда». Теперь такие «корочки» - тоже история.
На работу - с любовью
Настоящий «аксакал» в «Тверьгорэлектро» - электромонтёр службы наружного освещения Геннадий Иванов. Шутка ли - 50 лет проработать на одном предприятии, пусть даже менявшем названия! Геннадия Николаевича сюда привела... любовь. В 1966 году его пригласили в диспетчерскую предприятия починить оборудование. Увидел сотрудницу диспетчерской - и пропал, перешёл работать в «Горсвет», потом женился.
«В 70-е годы в Калинине фонари горели по ночам только в центре города. Разве можно сравнить с тем, что сейчас?! Яркость ламп наружного освещения была в лучшем случае 70%, теперь - более 90%. Всё это - достижения нашего предприятия, - с гордостью говорит Геннадий Иванов. - Прежнее оборудование приходилось переключать вручную. Ради интереса подсчитал: за год телемеханику нужно было нажать на кнопки полторы тысячи раз. В прошлом году у нас установили автоматизированную систему управления службой наружного освещения «Кулон». Она очень хорошо себя зарекомендовала, так что со старыми аппаратами будем расставаться. В мои 72 года в компьютерах разобраться нелегко, но на пенсию не собираюсь. Работать здесь очень комфортно. Условия труда и быта стали намного лучше. Надеюсь, ещё пригожусь!»
График включения и отключения уличного освещения сейчас выстроен автоматически, управлять и диагностировать можно одним щелчком мышки. Да и способ передачи информации изменился. Раньше она шла через телефонные линии, теперь - со спутника.
Словно сапёры
Старший мастер кабельного участка Ольга Константинова - потомственный энергетик. В семье только и говорили, что о родной отрасли. Юная Ольга сначала отучилась на автомобилиста, но затем пришла на «Калинингорэлектро». За 30 лет работы она изучила в городе каждый кабель, проложенный под землёй. Её работа - определить, где делать разрытие, чтобы устранить аварию или не повредить кабель, который не виден глазу. И координировать тепловиков, газовиков, строителей - всех, кому необходимо вести работы с раскопками грунта.
«Мы, как сапёры, нам нельзя ошибаться, - утверждает Ольга Всеволодовна. - Теперь в этом помогают современные технологии. В передвижных лабораториях оборудование всё время обновляется, даже рулетки стали лазерные. Раньше мы все схемы чертили на бумаге, а сейчас у нас есть электронные карты. Не представляю, как бы мы справлялись, если б не все эти новшества: город развивается и всё больше напоминает «слоёный пирог». Число различных подземных коммуникаций увеличилось в разы». В корне изменилась и технология ремонта кабелей. Раньше место соединения помещали в свинцовые муфты, которые заливали разогретой мастикой. Новые технологии всё значительно упростили. А для предупреждения о прохождении кабельных линий на глубине 40 см вместо красного кирпича укладывается красная сигнальная лента.
Ради безопасности
«Безопасность для нас - это первое. На втором месте - снова безопасность», - так характеризует свою работу дежурный электромонтёр оперативно-диспетчерской службы Андрей Шлёнский. 29 лет он проработал водителем-электромонтёром. Именно диспетчерская служба обесточивает участки, где предстоят плановые или аварийные работы. И делается это вручную: технический прогресс всё-таки не всесилен. Сначала было страшно - ответственность огромная. Потом втянулся. Решающую роль здесь сыграло то, что на городских электросетях 40 лет проработал его отец. Как говорится, пост сдал - пост принял.
«В последние годы на предприятии уделяют очень большое внимание планово-профилактическим ремонтам, - отмечает Андрей Николаевич. - А ведь, чем больше плановых работ, тем меньше аварийных. Главное, что при авариях мы возвращаем свет тверичанам за два часа, а не за сутки, как было несколько лет назад. Про коллектив скажу одно: здесь никто никого ни разу не подводил. Поэтому у нас и молодёжь реализует себя, и пожилые не уходят».
Круглосуточные дежурства, готовность к любым сложностям - это повседневная работа энергетиков. «Тверьгорэлектро» продолжает развиваться. К чему стремятся его сотрудники? Не к славе, это уж точно. Верх совершенства - чтобы в домах никогда не гас свет, а вспоминали о работниках этой отрасли только по хорошему поводу, поздравить или поблагодарить.