15 июня в Твери представили транспортную карту «Иволга». Это событие стало одним из самых главных на минувшей неделе. В частности, введение автоматизированной системы оплаты проезда приблизило столицу Верхневолжья к продвинутым европейским городам. Своим мнением по этому поводу поделился Павел Парамонов, генеральный директор Института регионального развития, член Общественной палаты Твери и лидер движения «Чего хочет Тверь» (чего-хочет-тверь.рф).
На минувшей презентации «Иволги» директор МУП «ПАТП-1» Артур Сычёв заявил, что никаких турникетов в общественном транспорте Твери не будет. Во-первых, считает он, их наличие не повлияет на оплату проезда, во-вторых, нужно доверять пассажирам. Кое-кто пожимал плечами на это замечание, но Павел Парамонов с такой позицией вполне согласен.
«Турникеты в троллейбусе и автобусе создают давку: конструкция неудобна и мешает, когда в транспорте много народу. В любом случае на маршруте, как правило, ездит проверяющий со специальным сканером. Недавно я был в Санкт-Петербурге, так там в общественном транспорте ходит такой кондуктор со сканером, который профессиональным взглядом вычисляет тех, кто не заплатил за проезд. Если нет электронного проездного – можно заплатить наличными. Но большинство пассажиров прикладывает карты к валидатору».
У карты симпатичный дизайн, но Павел Александрович отмечает, что это всё-таки, в первую очередь, утилитарная вещь. Важно, чтобы она хорошо работала, деньги правильно считывались и начислялись. Но самое главное в ней, помимо удобства для пассажиров, – возможность отслеживать информацию для управления пассажирскими потоками.
По мнению разработчиков, в будущем «Иволга» должна заменить собой всю пачку скидочных и других карт, которую многие из нас носят с собой. Скажем, в перспективе с помощью «Иволги» можно будет записываться к врачу или оплачивать школьные обеды, а также использовать её в качестве пропуска в различные учреждения. Впрочем, по словам Парамонова, который всецело поддерживает введение электронного проездного, эти функции для «Иволги» излишни. Сначала стоит разобраться со всем городским транспортом – а маршрутные такси пока не охвачены действием карты.
«С частными перевозчиками сейчас довольно много проблем – от неупорядоченности маршрутной сети в целом до конфликтов между владельцами маршрутов. Но если навести порядок в этом сегменте, введение карты стало бы хорошим ходом: водитель прекратил бы отвлекаться от собственной работы, а доходы частных перевозчиков стали бы прозрачны. Но главное, что пассажир мог бы использовать все виды транспорта при помощи одного проездного: сесть в «Юности», с пересадками добраться, к примеру, до Химинститута, оплатив проезд один раз и больше об этом не задумываясь. Но пока в Твери бардак с маршрутками, на это рассчитывать не приходится».
В настоящее время «Иволгой» не могут пользоваться держатели Единого социального проездного билета. Ответ на вопрос, когда это будет сделано, на презентации был расплывчатым. Есть и ряд других опасений, связанных с функционированием карты, не говоря уже о том, что о ней сейчас приходится рассказывать не только пассажирам, но и, порой, контролёрам. Павел Парамонов, в свою очередь, смотрит в будущее с оптимизмом:
« Все эти сложности связаны с тем, что мы находимся на старте проекта: пока могут возникать и проблемы, сбои. Но в конечном итоге всё это должно упростить проезд в общественном транспорте».